Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Joyner Mustang 650 и Bugfaster BC-500GT: Лечебная грязь

19 августа 2011, 12:45
тест-драйв
— Забыл предупредить: возьмите с собой сменную одежду, — позвонил мне рано утром Павел Коробейников — представитель компании «96 Багги».

— Зачем? У меня хороший дождевик со штанами есть.
— У нас тоже дождевики есть. Все равно возьмите.

Позже я пожалел о том, что взял с собой только верхнюю сменную одежду.

Квадроциклы side by side (бок о бок), или, как их чаще называют, мотовездеходы, уже становились героями наших тестов. Сегодняшних участников тоже можно отнести к этой категории транспортных средств, не так давно появившихся на рынке: есть посадка side by side, есть мотоциклетные агрегаты.

Но утилитарных кузовков, да еще с возможностью самосвальной разгрузки, нет и в помине, только багажные решетки, напоминающие жаровню, — особенно те, что над двигателем. Пластиковые элементы тоже имеются, но это действительно лишь элементы, они не создают подобие автомобильного кузова, как на мотовездеходах. Эти машины — как биороботы, на которых искусственная кожа сохранилась только частично, оголив их механические скелеты.

Пространственные рамы, широко расставленные зубастые колеса и расположенный в задней части мотор — перед нами багги в классическом понимании этого слова. Хотя... если Joyner Mustang действительно классика жанра, то похожий на злобное насекомое Bugfaster напоминает транспортное средство из фантастического фильма — новое слово в баггистроении? Сейчас разберемся.

Слева Joyner Mustang 650, справа Bugfaster BC-500GT. У этих машин много общего, но и различий тоже хватает.

В «прошлой жизни» Joyner был американцем, но потом янки развернули лицензионную сборку и в Китае, наш экземпляр как раз оттуда. Можно, конечно, привезти и чистопородного «Мустанга», однако нужно понимать, что ценник на заокеанского скакуна будет отличаться в разы.

Зная об американском происхождении «Джойнера», его легко представить в сценах какой-нибудь голливудской антиутопии в стиле «Безумного Макса». И в то же время при взгляде на этот багги вспоминаются ДОСААФ и телепередача «Это вы можете».

— Да, да! — улыбается Павел. — Нас часто спрашивают: «Сами сделали? А от чего запчасти брали?».



Joyner Mustang 650 выглядит именно так, как многие и представляют себе багги: рама на колесах. Дополнительные фары на крыше придают ему солидности покорителя бескрайних прерий.

Но сегодняшняя реальность такова, что строить багги самостоятельно выйдет дороже, не говоря уже про временные и трудозатраты, необходимое наличие «производственной базы», инструмента и т. д. Да и кое-какой опыт конструирования подобной техники тоже желательно иметь: сварить ровную, без перекосов раму с первого раза не так-то просто.

Впрочем, любители покрутить гайки, приобретя Mustang, все же смогут отвести душу — машина приходит в полуразобранном виде, на нее еще нужно будет установить сиденья, колеса, верхнюю часть каркаса и другие элементы.

Bugfaster BC-500GT тоже приходит полуразобранным, и его тоже выпускают в Китае, причем есть информация, что это самостоятельная разработка. Если это действительно так, то перед дизайнерами из Поднебесной я снимаю бейсболку с надписью «Made in China».



Раскосые фары со злобным прищуром, приземистый футуристический силуэт. Оранжевого жука «Багфастера» тоже можно снимать в кино — только фильм будет про освоение далеких планет и космических тварей.

Двигатель «Багфастера» заимствован у китайской компании CFMoto, а те в свою очередь «позаимствовали» его у «Ямахи». Компания CFMoto устанавливает этот мотор на большую часть своих моделей, так что проблем с запчастями и расходниками у владельца «Багфастера» не возникнет.

Bugfaster BC-500GT: одноцилиндровый карбюраторный мотор объемом 493 кубика выдает 33 лошадиных силы и 38 Ньютон момента. В глаза бросается расположенный сзади радиатор с солидных размеров вентилятором.

Еще более внушительный радиатор «Джойнера» вынесен наверх так, что он возвышается не только над двигателем, но и над головами пассажиров. Мотор здесь тоже более солидный — 650 кубических сантиметров и аж два цилиндра. Мощность 28 л. с. ... но это по паспорту, ради льготной растаможки, в реальности — лошадиных сил 40. Рассказывают, что этот двигатель — автомобильный, его ставят на Chery QQ для местного рынка.

И у «Багфастера», и у «Джойнера» мотор расположен за сиденьями, но перед задней осью; получается, машинки имеют центральномоторную компоновку — суперкары! Касательно «Багфастера» есть даже данные по его развесовке: 42,5% массы приходится на переднюю ось и 57,5 процентов на заднюю. По «Джойнеру» такой информации нет, но можно предположить, что распределение массы здесь в пропорции примерно 30% на 70%.

Не идеал, конечно, но для багги важнее не прецизионное прохождение поворотов, а возможность забросить более легкий передок на препятствие. Кроме того, если водитель «Багфастера» может при необходимости подключить передние колеса, то водитель «Мустанга» вправе рассчитывать только на задние. Благо они нагружены двигателем и обуты в шины низкого давления с развитыми грунтозацепами, а сам багги весит всего 396 кг.

Трансмиссия «Джойнера» вообще классика жанра и святая простота — коробка передач у него механическая. Что, учитывая американское происхождение багги и нынешнее засилье вариаторов, на подобной технике выглядит несколько странно.

Днище «Мустанга» изобилует отверстиями, а передней стенки нет вовсе. Когда залетаешь в глубокую лужу и видишь, как из днища бьют фонтанчики мутной воды, кажется, что сидишь в огромном дуршлаге!

Обычно красную зону имеет тахометр, здесь же все наоборот: если верить приборам — мотор крути, сколько хочешь, но больше 120 км/ч разгоняться не стоит.

Коробка передач четырехступенчатая. Сцепление очень длинноходное и срабатывает в самом конце.

Bugfaster BC-500GT оснащен вариатором, да еще с понижающей передачей (Joyner Mustang «понижайки» не имеет), при этом селектор вариатора больше похож на рычаг механической КПП, переключение режимов трансмиссии тоже очень напоминает орудование рычагом механики.

Bugfaster BC-500GT и Joyner Mustang 650 сертифицированы для дорог общего пользования — по документам они мотовездеходы. Обе машинки имеют полный набор необходимой светотехники, а Bugfaster в нашем случае оснащен еще и зеркалами заднего вида (опционно их можно заказать и на Joyner). Осталось только поставить багги на учет, получить гос. номера, оформить страховку и техосмотр... и на глазах изумленной публики прошвырнуться по магазинам.

Если бы не подсказка на рукоятке селектора вариатора, его легко можно было бы принять за рычаг механической КПП, тем более что для переключений селектор необходимо слегка покачивать влево-вправо.

Набор лампочек справа от тахометра помогает водителю «Багфастера» понять, какой режим трансмиссии он задействовал. Красненькая — L, то бишь пониженная, желтенькая — Н (прямая передача), беленькая —R (задний ход). Там за ободом руля еще зелененькая — N (нейтраль). Все это выглядит забавно, но пока не выучишь, какой цвет что означает, — неудобно; а понять, включил или не включил, без лампочек сложно.

Педали газа и тормоза расставлены широко; говорят, для того, чтобы можно было ехать по-раллийному — в две ноги.

Если утопить кнопку 2WD/4WD, принудительно подключится полный привод, после чего при необходимости можно будет перекинуть черный «лепесток» вправо и нажать находящуюся под ним кнопку блокировки переднего дифференциала.

Обычно на квадроциклах и мотовездеходах ради проходимости, да и упрощения конструкции, задний межколесный дифференциал отсутствует. Но у «Багфастера» он есть, причем всегда свободный. Сделано это для лучшей управляемости на твердых покрытиях. Есть межколесный дифференциал и у «Мустанга», и его также нельзя заблокировать... Несмотря на то, что багги изначально создавались как «развлекательный» вид транспорта, установив опционный фаркоп, эти машины можно использовать и для буксировки прицепов массой, сопоставимой с самим багги.

Облачившись в водонепроницаемый (как мне казалось) комбинезон, начинаю с простого — с «Мустанга». Перешагнув через пластиковый борт, усаживаюсь за рулем. При моих 180 см сиденье пришлось отодвигать до упора назад, иначе педали оказывались слишком близко. Ощущения, как в большом карте: пятая точка практически на полу.

Сиденья обеих машин оборудованы четырехточечными ремнями. Разница только в замках: на «Багфастере» он такой же, как на автомобилях, а у «Джойнера» замок больше напоминает застежку на страховочном поясе верхолаза, ребята из «96 Багги» говорят — так надежней.

Коробка работает четко, нет проблем ни с поиском передач, ни с их включением, а к длинноходному сцеплению быстро привыкаешь. Тем более что, когда Joyner разогнался, сцепление можно и практически бросать. Данных о динамике разгона нет, но по асфальтовой площадке Mustang ускоряется и бежит весьма резво. Скорость ограничивается только моей осторожностью перед пока еще незнакомой машиной.

В крутых виражах на асфальте багги несмотря на большие ходы подвесок ведет себя подобно тому же карту: практически не кренится, подвеска не хочет сжиматься под действием одной только центробежной силы. Но в отличие от карта, который охотно уходит в занос, Joyner Mustang наоборот срывает в снос переднюю ось, беспомощно визжа грунтозацепами, — сказывается малая загрузка передка.

Передние подвески обеих машин на двойных поперечных рычагах.

На сложном рельефе из твердого грунта Mustang показывает недюжинную геометрическую проходимость. Главное — забыть автомобильную привычку двигаться внатяг, опасаясь, что-нибудь повредить. Багги преодолевает препятствия ходом и не обижается, когда ты прикладываешь его днищем об очередной бугор.

Съезжая с небольшой (где-то около полуметра), но отвесной насыпи, я поставил Mustang под углом к краю, но в последний момент ударил по тормозам — вдруг перевернусь?! Потом все же потихонечку продвинулся вперед, пока левое переднее колесо не коснулось асфальта. Поняв, что для «Мустанга» это семечки, заехал на насыпь еще раз и, разогнавшись, уже просто слетел вниз.

У «Джойнера» поперечные рычаги использованы и в задней подвеске. Конструкторы «Багфастера» применили техническое решение, которое популярно на квадроциклах — продольные рычаги. На обеих машинах преднатяг передних и задних пружин можно регулировать.

Потренировались, теперь можно и на трассу. Компания «96 Багги» не только продает подобную технику, но и предоставляет машины напрокат. У них собственная проходящая через лес трасса протяженностью 2,5 км. Возможна и организация выездного тура.

Перед тем как устремиться в лес, пересаживаюсь на Bugfaster. Павел предупреждает, что машина еще не обкатана, и просит не пользоваться полным приводом. Упсс, получается паритет: обе машины, считай, заднеприводные, хотя напомню, у «Багфастера» есть понижающая передача, пользоваться ею можно и на заднем приводе.

Угол въезда багги Bugfaster BC-500GT — 75 градусов, съезда — 78. Боковой угол опрокидывания тоже запредельный — 53 градуса. К сожалению, найти такую информацию по «Джойнеру» не удалось, но, глядя на его конструкцию, можно с уверенностью сказать, что из-за выступающей вперед рамы угол въезда будет значительно меньше.

По мокрой грунтовке Bugfaster едет более чем уверенно, какой тут полный привод. Самое интересное начинается, когда на дороге появляются лужи. У машины есть подобие капота, передние и задние крылья, недавно Bugfaster обзавелся самодельной «передней стенкой» «салона», но водяные брызги это не останавливает.

За доплату можно установить лобовое стекло, доходящее до половины передних стоек крыши, и специальные занавески, натягивающиеся вдоль бортов, но полной защиты от грязи все равно не получится.

Можно, конечно, ехать потихонечку и выбирать места посуше, но испачкаться все равно придется...

...так не лучше ли жахнуть «на все деньги»!

Перед глубокой лужей сильнее продавливаю педаль газа. Как только Bugfaster касается водной глади, колеса начинают буквально выдавливать потоки мути из-под передних крыльев, небольшая волна захлестывает капот, и я еще даже успеваю подумать, что не все так страшно. Хлопок. Это основная часть воды в луже, вытесненная помещенным в нее телом «Багфастера», встает стеной.

Грязно-коричневая пелена закрывает все вокруг, и только чувствуется, как мой багги выталкивает в это марево все новые и новые порции воды. Нога сама собой снимается с педали газа — ездить вслепую я не умею. Да и подышать уже хотелось бы.

После того как Bugfaster остановился, необычных ощущений меньше не стало! Кажется, я сижу в луже: вода скопилась в ковшеобразном сиденье и вытекать не торопится. А дождевик, как выясняется, на это не рассчитан, так что вся одежда, что под ним, уже мокрая — тут бы подошел костюм водолаза или скафандр! Хочется протереть очки, но нечем, руки тоже мокрые, благо очки есть запасные.

Было время, когда клиентам выдавали рабочие перчатки, но потом от этой услуги отказались: люди все равно потом их выбрасывали, предпочитая браться просто мокрыми руками за руль, нежели руками в насквозь мокрых перчатках.

Пересаживаюсь на Joyner Mustang 650. Тут нет ни крыльев, ни капота, но мне уже все равно. Теперь грязевые ванны принимаем в повороте, проходя его для эффектных кадров несколько раз. Повторяя попытки, несколько раз задним ходом возвращаюсь на исходную позицию. Смотреть назад можно только через левое плечо, обзору через правое мешает радиатор. Не очень удобно, так что лучше каждый раз разворачиваться.

И тут главное, поставив Mustang поперек колеи, не злоупотреблять газом, все-таки задний привод, а, уперевшись во что-нибудь колесами, сдать назад и попробовать еще раз с разгона. Можно двигаться и просто по лесу, возможностей проходимости машины хватает и здесь, приходится лишь объезжать пеньки и маневрировать между деревьев.

Буксуя, Joyner Mustang забрасывает сам себя вот такими ошметками грязи.

Прохождение же самого поворота больших сюрпризов не приносит, разве что, в отличие от асфальта, на грязи багги начинает уходить все же в занос. Еще машину может немного сбить с курса накатанная ею же колея, когда передние колеса попадут в одну борозду, а задние в другую — но ведь так даже интересней! Главное — не въехать в деревья или в фотографа, когда взорванная колесами грязь вновь приведет к ослеплению.

В принципе можно было, разбежавшись, просто плюхнуться в лужу ничком и немного в ней побарахтаться — последующие ощущения были бы те же. Но принимать водные процедуры вместе с багги гораздо интересней!

Снова пересаживаюсь на Bugfaster. Для чистоты эксперимента заезжая на нем так же, как и на «Джойнере», в лес и разворачиваясь через колеи. Раз уж обходимся без полного привода, то принципиальных отличий в поведении машин нет. Разве что переключаться с первой на заднюю при помощи механической коробки «Мустанга» гораздо проще, чем «включать нужного цвета лампочку» на «Багфастере».

Остаток лесной дороги относительно сухой и может сойти за скоростной спецучасток. Газ в пол. Моторчик берет высокую ноту, и Bugfaster, слегка потряхиваясь, несется по просеке. Очень плотная подвеска в совокупности с высокопрофильной резиной позволяет плевать на дорожные неровности. Вот только теперь колеса уже поднимают не столько грязь, сколько мелкие камушки, а чистых очков у меня больше нет.

Колышек с надписью «Финиш», а рядом последняя лужа на трассе, которая почти высохла. Но вылезать из багги не хочется. Потому раз пять или шесть разворачиваюсь вокруг этого колышка, пуская Bugfaster в занос, когда он попадает колесами в грязь.

Затем выскакиваю на асфальтовую площадку, где крутился на «Джойнере», и снова пытаюсь пустить машину в занос. Нет, на твердом покрытии только снос. Однако такая разноплановость поведения на асфальте и грязи отнюдь не пугает, а лишь воспринимается как особенность этой необычной техники.

Глядя на этот снимок, вспоминаю фильм семидесятых годов «Смертельные гонки 2000» с Дэвидом Кэррадайном и Сильвестром Сталлоне в главных ролях: выражения лиц у гонщиков из этой картины были примерно такие же.

Однозначно ответить, какой из двух багги мне больше понравился, не так-то просто. Как ни хороша и футуристична внешность «Багфастера», а в облике «Мустанга» все же больше ничем не прикрытой брутальности, плюс что-то родное — досаафовское! Но доступный после обкатки полный привод «Багфастера» тоже со счетов не сбросишь.

Да, нам хватало и одного заднего, а в тяжелых ситуациях легкие багги можно вызволить из западни при помощи мускульной силы двух-трех человек. Ну а если будешь один, а возможностей заднего привода не хватит? Тем не менее народ, беря эти машины напрокат, предпочитает Joyner — потому что механика! Однако лично я уверен, что вариатор в условиях бездорожья на подобной технике предпочтительней, даже такой мудреный, как у «Багфастера». А сколь-нибудь ощутимой разницы в поведении машин, которая могла быть вызвана меньшей массой и большей мощностью «Джойнера», я не заметил.

Другое дело, что Joyner Mustang 650 стоит 270 тысяч рублей, а Bugfaster BC-500GT в данной комплектации: лебедка, запаска, выключатель массы, брызговики и грязезащитные шторки (которые одевать не стали) — обойдется уже в 400 тысяч. То есть Mustang? Но ведь есть еще базовый Bugfaster за 350 тысяч, а он все так же полноприводный...

P. S. Вслед за квадроциклами на российском рынке внедорожной техники появились мотовездеходы, теперь вот багги. Что дальше? Бигфуты?

Joyner Mustang 650 Bugfaster BC-500GT
Двигатель бензиновый, четырехтактный,
с жидкостным охлаждением
бензиновый, четырехтактный,
с жидкостным охлаждением
Число и расположение
цилиндров
2, в ряд 1
Рабочий объем, см³ 650 493
Макс. мощность,
л.с./об./мин.
28 (40) 33/7000
Макс. крутящий момент,
Нм/об./мин.
38/5500
Привод задний подключаемый полный,
задний дифференциал свободный,
передний с принудительной
блокировкой.
Коробка передач механическая,
четерехступенчатая
вариатор с понижающей передачей
Передняя подвеска независимая,
на поперечных рычагах
независимая, на поперечных
рычагах
Задняя подвеска независимая,
на поперечных рычагах
независимая,
на продольных рычагах
Передние тормоза дисковые, гидравлические дисковые, гидравлические
Задние тормоза дисковые, гидравлические дисковые, гидравлические
Максимальная
скорость, км/ч
100 100
Размеры, мм
длина 2880 3035
ширина 1570 1685
высота 1600 1650
колесная база 2400
дорожный просвет
(в зависимости от настроек)
280-320 220-350
Снаряженная масса, кг 396 450
Грузоподъемность, кг 100 250
Расход топлива,
л/100 км
4-8 8
Емкость топливного
бака, л
28 20

За предоставленную для теста технику благодарим компанию «96 Багги».
Текст: Константин Георге
Фотограф: Николай Ковалевский