Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Разводной мост и гигантская Екатерина: архитекторы придумали, как зачистить территорию вокруг яхт-клуба на Верх-Исетском пруду

29 сентября 2016, 21:17
Разводной мост и гигантская Екатерина: архитекторы придумали, как зачистить территорию вокруг яхт-клуба на Верх-Исетском пруду
Фото: архив 66.ru
В Екатеринбурге закончился конкурс «Арх-идея», участники которого пытались переосмыслить огромное пространство, посреди которого безо всякого согласования с существующей застройкой возводится яхт-клуб.

Набережная Верх-Исетского пруда стала сегодня объектом внимания участников конкурса «Арх-идея — 2016», проходившего в Доме архитектора. Участники представили семь проектов развития этой территории. К сожалению, почти все они не были никак привязаны к строящемуся зданию яхт-клуба. А оно (тоже к сожалению) строится никак не привязанным ко всему окружающему его пространству.

Хотя окружает его достаточно интересная городская материя, которую горадминистрации давно пора было привести в надлежащий вид, но руки не доходили. В авральном режиме эксперты стали говорить об этом летом на городском Градостроительном совете. Вспомнили все, даже самые старинные идеи, как в Екатеринбурге, лишенном большого количества приятных водных пространств, открыть жителям еще одно из них, хотя бы здесь.

Разводной мост и гигантская Екатерина: архитекторы придумали, как зачистить территорию вокруг яхт-клуба на Верх-Исетском пруду

О таком вот выходе к берегу от площади Субботников уже много лет ведет речь архитектурное сообщество Екатеринбурга. Этот вариант уже невозможен из-за начавшегося строительства яхт-клуба. Фото: архив 66.ru

В городе, где планка общественных зон задана такой жемчужиной, как Ельцин-центр, пожалуй, стыдно опускаться ниже. И если следовать этой логике, то общественное пространство, находящееся между сгустком объектов культурного наследия Верх-Исетского завода, площадью Субботников с ее уникальными разнокультурными составляющими и водной гладью самого большого водоема, конечно, нуждается в новых идеях. Их и пытались сгенерировать участники архитектурного конкурса.

Молодые архитекторы, студенты, выпускники, аспиранты — заявиться на конкурс, проходивший в формате клаузуры, мог любой, кто знает это слово. Мы в редакции решили не называть имен (все равно они неизвестны большинству наших читателей), а просто рассказать, что предлагают креативные, мыслящие люди. Не буду тянуть вола за рога и сразу покажу вам работу победителя. Вот она:

Главное, что предлагает проект, — перенести на территорию Верх-Исетского завода те объекты культурного наследия, которые сегодня попадают в зону застройки «Екатеринбург-Сити». Это несколько деревянных одно- и двухэтажных домиков, которые могли бы в виде ансамбля сложиться в музей под открытым небом.

Еще одно воодушевляющее предложение — поставить у воды статую святой Екатерины. Причем это должна быть не просто статуя, а гигантская статуя, прямо Церетели-style (или, как говорят в Екатеринбурге про выдающиеся из городской застройки сооружения, «громада»). Правда, авторы не придумали, куда будет обращена покровительница города (в сторону города либо на воду), поэтому рабочий вариант — она будет вращаться. Но куда бы она ни побыла повернута, уверены архитекторы, посмотреть на нее будут стекаться все туристы, а у подножия постоянно будет тусоваться молодежь.

Разводной мост и гигантская Екатерина: архитекторы придумали, как зачистить территорию вокруг яхт-клуба на Верх-Исетском пруду

За свою работу авторы получили вот такую награду. Это просто конкурс идей, так что вручать премии и жирные подряды никто не обещал.

Второе место заняла идея, основанная на традиции выездных бракосочетаний. Авторы предложили построить на набережной дворец бракосочетаний, логичным продолжением которого стал бы гигантский пирс для чумовых селфи и ми-ми-мишных фотосессий. А по соседству предполагается развивать экстремальное направление развлечений: вейк-парк (пока такой есть только на водоеме у гостиницы «Рамада»), флайсерфинг (полеты над водой с помощь водяных башмаков) и тому подобные вещи.

В этом же проекте — парк с фонтаном, открытый амфитеатр и искусственный перепад высот, образовавшийся из-за того, что на нулевом уровне предполагается организовать крытый паркинг с уютными магазинчиками по углам.

Третье место занял не менее сумасшедший по размаху проект, который превращает существующую площадку Верх-Исетского завода в Музей Урала. Вокруг нескольких уцелевших заводских зданий, стоящих на государственной охране как объекты культурного наследия, организуется экскурсионный пешеходный маршрут со смотровыми площадками.

Остальные предложения конкурсантов — в фоторепортаже в конце материала. Конечно, это лишь наброски (а, что вам объяснять, вы ведь знаете, что такое клаузура!), но, как сказал главный художник Екатеринбурга Михаил Фогель, «непроросшие зерна в них все-таки есть».

Михаил Фогель, главный художник Екатеринбурга:

Разводной мост и гигантская Екатерина: архитекторы придумали, как зачистить территорию вокруг яхт-клуба на Верх-Исетском пруду

— Этим конкурсом мы заявляем тему. Идеи, которые мы почерпнем здесь, могут лечь в основу технического задания для конкурса более высокого уровня, а мы обязательно объявим его уже в этом году. Внимания к теме — вот чего мы добиваемся сейчас. Потому что то, как сейчас развивается, а точнее, стагнирует эта чрезвычайно важная для города территория, не устраивает нас категорически. Я уверен, нам удастся увязать существующую ситуацию с теми перспективами, которые, безусловно, есть у этого места. Здесь должно появиться качественное общественное пространство.

Напомним, городские власти обеспокоены тем, что освоение этой территории не проработано комплексно. В самой середине растет здание «Губернского яхт-клуба», после окончания строительства которого будет еще сложнее привести эту общегородскую зону в божеский вид.

К громкому конфликту вокруг стройки уже подключились надзорные органы, которым предстоит установить, нарушает ли яхт-клуб водоохранное законодательство. Город ищет любые зацепки, чтобы успеть увязать территорию с ведущейся стройкой, которая может убить последние шансы обустроить полноценный выход к водному пространству. Долгое время все идеи на этот счет находились где-то в хвосте приоритетов. Сейчас чиновникам не до шуток — архитектурный проект яхт-клуба решает лишь задачу построить в этом месте именно такой объект, и он не увязывается в общую градостроительную концепцию развития этого места.

А самое печальное — такой концепции просто не существует. Повесить ее разработку на бизнесмена чиновники не вправе. Поэтому руководитель яхт-клуба со спокойной совестью отказывается от любого диалога с Главархитектурой, а та, в свою очередь, пытается использовать любую зацепку, чтобы поставить строительство на паузу.

Фото: 66.ru; архив 66.ru