Портал 66.ru узнал планы масштабной реконструкции комплекса Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря. Это целый ансамбль зданий, которые строились с 1810 по 1910 гг. Сто лет назад, накануне Революции, монастырь представлял собой огромное хозяйство. Но в 20-е годы прошлого века здания обители начали передавать самым разным организациям: военным, больнице, библиотеке, учебным заведениям, научным учреждениям. Около 80 лет постройки приспосабливались под нужды новых владельцев: колокольни убирали, настенные росписи забеливали, делали перепланировки и пробивали новые оконные проемы.
В 1994 году здания, входившие в монастырский комплекс, начали передавать обратно Церкви. Уже под пристальным вниманием МУГИСО, поскольку все они являются объектами культурного наследия федерального значения.
Часть архитектурного и культурного наследия уже отреставрирована, а каким-то объектам еще предстоит реставрация. Сегодня работа одновременно идет в четырех зданиях: в храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенская церковь), в церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Скорбященская церковь), в здании больницы, пристроенном к церкви Всех Святых, и в Странноприимном доме на углу улиц 8 Марта и Декабристов, где еще недавно располагался Институт философии и права УрО РАН.
1. Почти готов
Ближе всего к завершению работы в Скорбященском храме (Зеленая Роща, 1 б), заложенном еще в 1832 году. В советское время здесь был клуб. Здание лишилось купола, алтаря, всех внутренних стен и даже одной наружной — ее снесли, чтобы обустроить кинозал. Никакого внутреннего, исторического убранства в храме не сохранилось. По большому счету от него остался лишь фундамент. Первоначальный вид постройки можно увидеть лишь на старинных фотографиях. Например на этой, авторства знаменитого фотографа тех лет Сергея Прокудина-Горского.
По сути, в 2006 году храм заложили заново. Восстановили цокольный этаж, заново построили алтарную апсиду, отреставрировали монастырские корпуса с двух сторон от храма. Сейчас восстановительные работы вышли на финишную прямую. Внутри уже идет отделка. Росписи на стенах делают сами сестры — это один из видов послушания.
После реставрации храма «Всех скорбящих Радость» эта часть монастырского комплекса предстанет в том тщательно воссозданном историческом виде, какой она имела до Революции. Вместе с главным зданием монастыря — Александро-Невским собором, который открыли после реконструкции в 2013 году. Сегодня фасадная линия ансамбля выглядит вот так:
Пока отреставрирован лишь тот храм, который стоит справа, — Скорбященский.
2. Купол сменил зубцы
Помимо собора, в архитектурный комплекс входят четыре церкви. Самая высокая из них — Введенская. Это центральный храм монастырского фасада. Ему еще предстоит пройти долгий путь реставрации. Здание 1864 года постройки первоначально было воротами в монастырь. Позже над аркой построили купол, пристроили наземные помещения. Храмы в дореволюционной России всегда строились не сразу: как правило, сначала возникало небольшое помещение, часто из дерева, которое потом перестраивалось и расширялось — в зависимости от того, какими средствами располагала обитель или приход.
Ново-Тихвинский монастырь был богатым и процветающим, и потому фасад монастыря состоял из трех храмов и нескольких корпусов. Его длина составляла почти сто метров. После Революции в храмах и корпусах разместился окружной военный госпиталь. Здания перестроили: с храмов снесли купола и вместо них надстроили зубцы, что должно было символизировать мощь и крепость Советской армии. Весной 2015 года на место этих зубцов установили 29-тонный купол.
А Введенский храм превратили в кабинет начальника госпиталя. Для этого внутри сделали перепланировку. При этом для начальника госпиталя помещение было явно велико и нерациональное использование площадей сразу бросалось в глаза. Огромная лестница вела прямо от входа на второй этаж, где находились кабинеты начальника госпиталя и бухгалтерии. Больше ни на первом, ни на втором этажах ничего не было.
Сейчас в храме сделан новый пол, проведено отопление. Стены забраны специальной решеткой — по ней заново положат штукатурку.
Одна из главных задач — восстановление стен, столбов, колонн, сводов, арок и так далее. За годы эксплуатации многие кирпичи выкрошились, теперь стены реставрируют кирпичами, которые полностью изготовлены по старинным технологиям. |
Отреставрируют кладку круглых многогранных и бочкообразных колонн, барабанов, глав. Храм начнут штукатурить, причем проект предусматривает именно воссоздание старой штукатурки по камню. К слову, исторический цвет такой штукатурки — белый. Так что привычное нам желтое здание на входе в монастырский комплекс изменит облик.
После восстановительных противоаварийных работ займутся архитектурными деталями — в частности, над входом появится изящная ковка, в нишах — живописные вставки, с наружной части здания — портики.
Все архитектурные элементы будут выполнены из камня и керамики, как наиболее долговечных материалов. А на крышу Введенского храма уже постелили практически вечную медь. Все это не только восстанавливает исторический вид здания, но и служит главной цели: сохранить здание на максимально долгий срок. |
3. Изучали философию — будут учить религию
Еще один объект культурного наследия, но уже регионального значения — Странноприимный дом. Это то самое здание Института философии и права УрО РАН. Каменный двухэтажный корпус на перекрестке улиц 8 Марта и Декабристов — одна из самых ранних монастырских построек, он заложен в 1814 году. Первоначально дом служил гостиницей для приезжающего духовенства и паломников, потом тут жили священнослужители. А в советское время уникальную часовню разделили надвое, чтобы внутри получилось два этажа.
Сейчас перекрытия, делившие здание по горизонтали пополам, убрали. Углубления в стенах, получившиеся при монтаже этих конструкций, предстоит выровнять. Реставраторам придется приспособить здание под новые задачи, максимально сохранив его исторический вид и применяя при этом современные материалы. Будущее этого здания более или менее понятно: здесь расположатся воскресная школа и социальный центр по сбору вещей.
Восстановление трехъярусной часовни — самая масштабная капитальная работа внутри Странноприимного дома. |
Работа на объекте идет сразу в нескольких помещениях. На первом этаже меняют старые рассохшиеся окна на новые, с несколькими функциями открывания и правильной теплоизоляцией. При этом современные окна также сделаны из дерева и полностью соответствуют внешнему виду тех окон, которые стояли в проемах 200 лет назад, — включая коричневый колер и оригинальную расстекловку.
На дореволюционных изображениях здания видно, что внешнему облику объектов культурного наследия тех лет был присущ сдержанный декор уличных фасадов. |
Сейчас отремонтирована примерно половина комнат. В некоторых из них на полах лежит дубовый ламинат, дизайн которого полностью совпадает с тем, какой был здесь до Революции.
Снаружи дом покрыт лесами — к весне его будут штукатурить заново, несмотря на то что внешне здание не производит впечатления заброшенного. Причина в том, что исторический цвет дома отличался от нынешнего, и эту несправедливость в ближайшее время устранят.
Изменится и крыша дома. На нее уложат специальный материал «Пурал» — оцинкованную сталь с защитно-декоративным полимерным покрытием. Этот материал применяют в реставрации и строительстве именно культовых сооружений, крыши которых имеют нестандартную форму и размеры. Он отличается стойкостью к ультрафиолетовому излучению и повышенной прочностью.
4. От подвала до датчика: старая больница на новый лад
Еще один социальный объект монастыря — здание больницы и богадельни. Для обители, которая и началась около 220 лет назад как богадельня при церкви, реставрация этого помещения, конечно, носит особый смысл. Здание построено в 1900 году, в характерном для второй половины XIX века «кирпичном» стиле. Декор фасадов одинаков с другим значимым объектом культурного наследия на территории монастыря — Всесвятской церковью — для Урала уникальной, единственной построенной в так называемом византийском стиле. В свое время богадельню и храм соединял теплый переход.
Долгое время тут располагалось психиатрическое отделение Окружного военного госпиталя. Военные совсем не берегли здание. Например, поскольку здесь не было центральной канализации, все отходы стекались напрямую в подвал, откуда их регулярно откачивали. Когда объект передали Церкви, первое, что пришлось делать строителям, — очищать и сушить эти помещения и ремонтировать их. По большому счету подвал в здании был построен заново — столько бетона ушло на его укрепление. |
Новые подвалы бывшей лечебницы дают представление о том, какими в принципе должны быть помещения такого типа: огромные, просторные, чистые, высотой выше человеческого роста. В будущем здесь расположатся склады, прачечная и другие хозяйственные помещения, а на первый и второй этажи будет ходить лифт.
В обновленном здании стены покрыты специальным тепло- и шумоизоляционным материалом, а на уличную стену выведен специальный датчик, который включает или отключает отопление в зависимости от температуры наружного воздуха. Сестры планируют обустроить в здании удобные палаты, кабинеты врачей и большую трапезную, а в каждой из палат второго этажа появится свой санузел. |
Крыша покрыта композитной черепицей — кровельным материалом нового поколения со сроком службы более 50 лет. Каждый из таких современных материалов, применяемых в реконструкции, проходит специальную экспертизу на соответствие требованиям к работам на объектах культурного наследия.
Что дальше
На этом перечень объектов, которые будут отреставрированы, конечно, не заканчивается. Не так давно МУГИСО согласовало эскизный проект на проведение работ по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия «Монастырь Ново-Тихвинский. Корпус рукодельный», получивший положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.
Рукодельный корпус в последнее время приспособлен в качестве одного из больничных корпусов Окружного военного клинического госпиталя. |
Проект ремонтно-реставрационных работ предусматривает отделку фасадов натуральным камнем, устройство новых входных групп, раскрытие заложенных оконных и дверных проемов, устройство новых межэтажных перекрытий, новых балконов, отделку помещений, благоустройство территории и реконструкцию существующих инженерных сетей.
Суть вопроса не в этом.
В те стародавние времена народ в большинстве своем был темный необразованный, а потому складно и красиво поющие попы всех мастей навязывали свою теорию мирооустройства сравнительно легко
и вот вам вопрос : что происходит в современном мире, почему процент атеистов ( термин не точный, а условный) неуклонно растет, особенно в развитых странах
и почему этот процент в научной среде просто зашкаливает?
Не можете прямо ответить на вопрос - не отвечайте !
я сам отвечу: процент этот растет прямо пропорционально развитию общества. А общество развивается , вы же не будете это отрицать.
Уровень знаний у людей науки позволяет самостоятельно прийти к ответу на многие вопросы (которые "папуасы" себе даже не задают, проще помолиться, как "поп" научил и все пройдет )
и больше не нуждаются в услугах духовных сект.
Религия как пудрила людям мозги так и продолжает. .
Попы будут держаться за свои схемы пока они будут работать .( одна схема уже полетела: попы признали что Земля вращается вокруг Солнца . Полетят и другие схемы и кончится все тем что попы наконец признают что : весь мир вокруг нас и есть бог , а не какой-то там иисус ,ну или как то так.
И напоследок еще вопрос : что будут делать попы когда кончится нефть на земле?
Ну вы ж гуманитарий и опять прямо не ответите...
Тогда позвольте я :
Попы будут денно и нощно расшибать лбы в своих намоленных церквях чтоб ученые обуздали наконец термоядерный синтез или что еще более забористое и священное
Опять вопрос : сколько лет длится шоу с иисусом и сколько лет вселенной, которую он создал?
а про все чудеса с иисусом о которых вам говорят в ваших источниках, я вам так скажу : сейчас вам любой иллюзионист в течении вечера прямо на сцене покажет и исчезновение тела и воскрешение и светопредставление и даже ваши часы сначала в порошок сотрет, а потом окажется что они у вас целехонькие в кармане лежат.
Еще раз повторяю: религия пудрит мозги людям чтобы ими легче было управлять, только и всего.
Умному, образованному и здравомыслящему человеку запудрить мозги нельзя ,он не нуждается в религии и заботится о своей душе сам.
Религия ничего хорошего не несет человечеству. Она не спасет человечество от гибели. Когда нас будет 8 миллиардов она обьявит Новый Великий И Бесконечный Пост ,потому что жрать будет нечего....
Человечество спасет здравый смысл , наука и новые технологии.
Вы опять как всегда все смешали и политику зачем то приплели. Давайте считать условно ,что с политикой все в порядке.
Итак, Земля способна прокормить 8 миллиардов, тут я с вами согласен, но для этого требуется здравомыслие при использовании ресурсов.Это значит привлечение более интенсивных наукоемких технологий производства, автоматизация и сберегающие технологии.
Это все рано или поздно будет ,благодаря научным разработкам. Но какую роль здесь играет религия , я хоть убейте не пойму. Ставить ей в заслугу , что она "совершенно не противоречит науке" и что Ломоносов когда то окончил духовную семинарию ,извините, я не буду. Ломоносов стал гением от того что был умным человеком, а не от того что верил в бога.
И уж совсем смешно от вашей фразы про то , что религия призвана помочь людям достигнуть согласия на планете !!!
Согласие на планете достигается политическим путем и здравым смыслом (опять же)
Религия здесь опять НЕ НУЖНА и даже вредна ,
достаточно взглянуть на Израиль...
Это у кирилла вашего чтоли "всегда на первом месте стоит польза человечеству, а не обогащение." ???? Ну-ну..
Больше не могу с вами спорить.
Я думал вы адекватный человек с широким кругозором и со своим взглядом на религию, но оказалось нет.
У вас обычное православие головного мозга. Я физически не терплю таких людей.
На этот пост можно не отвечать .
Закрываю тему.
(Капица С.П.)
Видимо урвать - это главное.
Столько денег в никуда, чтобы через год другой опять ремонтировать за наши деньги эти же здания.
Лучшеб снесли и полностью новые построили, дешевле было бы
А куда, в этом случае, переселяют военных?
периода в связи с развитием дружинного элемента. Со знатными русами сжигали
их оружие, доспехи, коней. По свидетельствам арабских путешественников,
наблюдавших русские похороны, на могиле богатого руса совершалось ритуальное
убийство его жены. Все эти рассказы полностью подтверждены археологическими
раскопками курганов.
...
Бог Род был верховным божеством неба и вселенной. Ему приносили
кровавые жертвы. Особый праздник, приходящийся на 20 июля (день
бога-громовержца), документирован для славян района Родня календарем IV века
нашей эры, а в 983 году в этот срок был принесен в жертву молодой варяг,
проживавший в Киеве.
...
Уртаб-Родень. Сюда, в место сосредоточения торгового флота с полюдьем,
в город, контролируемый самим великим князем киевским (и до сих пор
называемый Княжьей Горой), не пускают иностранных торговцев. Здесь в
святилище Рода (по имени которого назван город) приносили в жертву чужаков.
...
Бог, управляющий небом, грозой и тучами, был особенно страшен в эти
дни; его немилость могла обречь на голод целые племена. День Рода-Перуна
(Ильин день -- 20 июля) был самым мрачным и самым трагическим днем во всем
годовом цикле славянских молений. В этот день не водили веселых хороводов,
не пели песен, а приносили кровавые жертвы грозному и требовательному
божеству.
...
Рядом с Бабиной горой расположен на другом холме могильник с
трупосожжениями и трупоположениями.
Особенностью этого могильника является захоронение здесь
младенческих черепов без ритуального инвентаря. Они составляют 25%
всех трупоположений. Предположение о ритуальном характере Бабиной
горы и наличие младенческих захоронений в некрополе заставляют нас
вспомнить слова средневековых писателей о древних языческих
жертвоприношениях. Кирилл Туровский в проповеди на фомину неделю
("красная горка") писал:
"Отселе (отныне) бо не приемлеть ад требы, заколаемых отцы
младенецъ, ни смерть почести -- преста бо идолослужение и пагубное
бесовское насилие".
Другой автор, несколько более ранний (писал в начале XII в.,
перечисляя бесчеловечные языческие обряды, упомянул и "Таверская
деторезанья идолом от первенець"...
...
Суммируя эти разрозненные и разновременные сведения, Бабину
гору можно представить себе как святилище женского божества вроде
Макоши, где в исключительных случаях (абсолютное количество
младенческих захоронений невелико -- их всего 6) происходило
упомянутое Кириллом Туровским "идолослужение". Особых случаев в те
времена было достаточно, так как весь этот участок Среднего
Поднепровья был зоной сарматских набегов."