Открытое заседание Градостроительного совета в этом году проходит второй раз. Первое такое заседание проходило на площадке выставки «Иннопром», когда архитекторы обсуждали проект строительства дворца на месте Приборостроительного завода на набережной. Отправили на доработку, кстати.
Сегодня участники совета устроили демозаседание в рамках всемирного «Форума небоскребов», который проходит там же, где «Иннопром», — в «Екатеринбург-Экспо». Желающих понаблюдать за ходом заседания в этот раз собралось еще больше, поскольку рассматриваемый архитекторами проект вызывает бурю негодования у жителей соседних с ним домов.
Обсуждали идею компании «Пред-групп» построить высотное жилое здание на месте заброшенного офисника по адресу ул. Первомайская, 60. Ее уже выносили на Градостроительный совет 30 июня и отправили на доработку с формулировкой: «Тщательно проработать комплексное решение всего квартала».
Как и в прошлый раз, участники совета поделились на «президиум» и «первые ряды». Остальные несколько рядов стульев в переполненном зале занимали любопытствующие. Только если на «Иннопроме» это были в основном профессионалы строительной отрасли и архитектуры, то здесь были и те, кто к профессии отношения не имеет. Это жители тех домов, которые вплотную прилегают к будущей башне, образуя вместе с ней уже сложившийся жилой квартал, ограниченный улицами Мичурина, Первомайской, Восточной и проспектом Ленина.
«Открытость» совета заключалась в том, что все присутствующие получили возможность молча понаблюдать, как общаются между собой архитекторы. Чтобы их услышали, жителям пришлось привлекать к себе внимание большими плакатами (на которые, к слову, отреагировал председатель совета Михаил Вяткин, в конце заседания дав слово желающим).
Сами участники совета обсуждали свои дела как ни в чем не бывало. Они разговаривали тихо, поскольку находились рядом друг с другом. Но в микрофон, чтобы подчеркнуть «открытость» заседания.
Архитекторы Дмитрий Реутт и Стас Белых вынесли на обсуждение два варианта проекта жилого комплекса. Первый предусматривает сложноструктурированный разноэтажный объем, размазанный по участку застройки, но не имеющий ярко выраженной архитектурной доминанты. Он максимально бережно вписывается в существующую квартальную застройку. Второй вариант — высотное здание (от 17 до 25 этажей в разных концепциях), построенное на участке совсем небольшой площади. Остальные пространства, по проекту, предполагается благоустроить и превратить в зоны отдыха.
Станислав Белых, руководитель архитектурного бюро «ОСА»:
— Особенность этого варианта в том, что новое здание задает некий тон для существующей застройки, вектор, в направлении которого она может развиваться.
Чтобы показать этот вектор, на рендерах нарисована единая стилистика фасадов башни «Пред-групп» и окружающих ее пятиэтажек. На деле застройщик, конечно, не предполагает никаких фасадных работ на соседних домах.
Кроме этих рендеров с описанием концепций архитектурное бюро «ОСА» подготовило огромное количество общих видов, на которых видно, как будущее здание вписывается в существующую городскую ткань и как оно будет восприниматься с разных точек обзора. Часть картинок показывает будущее строение в виде некоего подобия открыток, а другая часть — как изменяется его восприятие, если двигаться по улице.
В угоду «открытости» заседания главный архитектор города Тимур Абдуллаев и заместитель главы по капстроительству Сергей Мямин попросили заказчика расставить акценты на тех вопросах, с которыми в мэрию обращаются тревожные соседи. Тезисно: территории домов не отгорожены друг от друга, но огорожен весь квартал; в состав жилого комплекса входит паркинг на 200–250 машино-мест, а внутри двора машин не будет; застройщик построит ливневую канализацию, чтобы решить проблему подтопляемости участка; взамен существующей подстанции появится новая, более мощная; на время возведения здания строители не будут занимать соседние дворы.
А дальше некоторые выступления архитекторов (адресованные, напомним, друг другу) напоминали тезисы по принципу «если я ничего не скажу, значит я плохой эксперт». Например, уважаемый архитектор Александр Стариков посетовал, что у здания нет балконов — несмотря на то что это жилье. Большинство выступлений, правда, гости заседания так и не услышали, поскольку выступавшие и не ставили себе такой задачи.
Ярким было только выступление сенатора Аркадия Чернецкого. Он признался, что удивлен той легкомысленностью, с которой застройщик подошел к выполнению рекомендаций предыдущего Градостроительного совета.
Аркадий Чернецкий, сенатор Совета Федерации:
— Никакой серьезной доработки проекта, о которой мы говорили, я сегодня не вижу. Я вообще не понимаю, почему мы сейчас обсуждаем два проекта, из которых принимать не хочется ни один. Я предлагаю держать в голове, что силуэт, который появится в этом месте, на долгие годы станет доминантным, поскольку нет никаких предпосылок, чтобы где-то по соседству кто-то построил еще одно высотное здание. А значит, надо уделить особое внимание стилистике фасадов этой высотки. Сейчас они представляют собой тоскливую однородную пластину. Голосуя за такой вариант, мы «выбираем меньшее зло». А зачем? Почему мы боимся рассмотреть этот проект еще раз на Градостроительном совете?
Потом во время голосования выяснилось, что бывшего мэра Екатеринбурга поддерживают большинство участников совета — не абсолютное, но все равно перевес есть. Проект в стилистике Манхэттена 30-х годов будет представлен архитекторам снова.
Но перед голосованием две минуты на выступление отдали жителям соседних домов. Их конфликт и переговоры с застройщиком продолжаются с тех самых пор, когда появилась первая информация о проекте. В итоге всё, что сказал представитель инициативной группы Максим Асташов, — что у жителей нет никакой окончательной и достоверной информации о том, что же будет построено по соседству с их домами. Результатом этого выступления стало обещание Сергея Мямина взять ситуацию на личный контроль.
А, еще выступил мэр.
Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга, руководитель комитета по точечной застройке в Городской думе:
— Нам успешно удается сдерживать точечную застройку в Екатеринбурге, поэтому каждый новый случай выглядит очень ярко. Но я приглашаю и заказчика, и жителей этих домов к себе в кабинет, чтобы спокойно и конструктивно обсудить все острые вопросы.
вот оно еще что...
Ройзман то куда лезет?Посмешище!!!!phone.... - пиарится он, да и по статусу ему положено
И причина одна:
Места здесь, как ни старайся, для высотки нет.
Надо восстановить прежнее здание, отданное городским мародерам на растерзание.
Кто-то из этих мародеров стал обладателем двери кабинета начальника Свердловского ДСК - будущего первого президента России и не знает об этом.
Кто-то осознанно снял со стены здания памятную доску, установленную в 2011 году в честь 80-летия Ельцина его друзьями по учебе в УПИ .
А, может, в этом и заключается причина появления идеи строительства высотки на этом месте - уничтожение памяти о человеке, сделавшем немысленно много для обеспечения жителей послевоенного Свердловска жильем?