В Екатеринбурге, вопреки кризисным явлениям, растет количество торговых площадей. Правда, рынок существенно переформатировался в пользу коммерческих помещений на первых этажах жилых комплексов. Крупные торговые объекты, которые готовятся к сдаче в этом году, можно пересчитать по пальцам одной руки.
По данным комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, в 2015 году ожидается ввод в эксплуатацию 84 коммерческих помещений на первых этажах жилых новостроек.
Людмила Чернышева, председатель комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга:
— Причем мы уже знаем, что расположится в семидесяти из них. Это 22 продовольственных магазина, 37 непродовольственных и 11 заведений общественного питания. В остальных помещениях могут открыть что угодно — от банка до тренажерного зала.
Среди девелоперов сейчас наметилась тенденция выделять продажи коммерческих площадей в отдельные подразделения. Это помогает более профессионально подходить к реализации этого вида помещений, более оперативно взаимодействовать с клиентами и четко следить за наполнением этих площадей — а значит, за комфортом жителей новостройки.
Максим Филин, директор по маркетингу и продажам компании «Брусника» в Екатеринбурге:
— При проектировании каждого нашего жилого комплекса мы уделяем коммерческим площадям особое внимание. И не меньшее внимание уделяем впоследствии их заполнению, стараясь сделать его разнообразным и максимально функциональным. Мы ведем диалог с потенциальными инвесторами на предмет того, что мы хотели бы видеть в каждом конкретном помещении первых этажей, и всячески приветствуем соблюдение этих партнерских соглашений.
На сегодняшний день у «Брусники» в процессе строительства находятся четыре объекта в Екатеринбурге. В каждом предусмотрены коммерческие площади: в «Квартале новаторов» — 1100 м2, в квартале жилого района «Солнечный» — 850 м2, в «Суходольском квартале» — 550 м2. Флагманским проектом компании является жилой комплекс «Каменный ручей», который будет сдан уже в этом году. Одна из его особенностей заключается в масштабной стилобатной части, в которой с внутренней стороны расположились парковочные места, а с внешней — коммерческие помещения общей площадью 4700 м2, выделенные в торговую галерею. Выглядит это вот так (все входы — со стороны ул. Щербакова):
Коммерческая часть жилого комплекса спроектирована так, что у каждого помещения есть своя входная группа. Общую эстетику фасадов создает панорамное остекление с низкоэмиссионным напылением. Внутри — потолки высотой более трех метров, инженерные коммуникации и качественная отделка под чистовую. |
В «Каменном ручье» только на продуктовый супермаркет отведено столько квадратных метров, сколько вообще коммерции в «Квартале новаторов» — 1100 м2.
Максим Филин:
— Мы намеренно говорим о том, что здесь будет именно продуктовый магазин, причем высокого качества. О заполнении торговых площадей мы думали еще на этапе проектирования. В результате в стилобатной части появились специальные помещения для фитнес-центра, банка, кафе, салона красоты. Соседство со спортивным комплексом «Уктус» обязывает открыть еще и магазин товаров для активного отдыха. Смысл в том, чтобы, во-первых, обеспечить максимальным уровнем комфорта покупателей квартир, а во-вторых, посадив известных якорных арендаторов, создать поток посетителей, который будет интересен потенциальным покупателям коммерческих площадей. Наша задача — обеспечить баланс и максимально закрыть потребности всех сторон, чтобы все остались только в выигрыше. Стратегия win-to-win.
Особенность «Каменного ручья» — сквозной лестничный проем, который проходит через всю галерею и ведет в спортивный комплекс «Уктус». То есть торговые помещения выходят не только на первую линию улицы Щербакова, но и на этот пешеходный поток. |
Между тем спрос на стрит-ритейл, вопреки ожиданиям рынка, как раз не падает. Объем новых предложений значительно скорректировался, усилилась постоянная ротация арендаторов, однако такими помещениями по-прежнему активно интересуются.
Людмила Чернышева:
— Мой опыт позволяет сказать, что бизнес по-прежнему очень активно и внимательно мониторит этот рынок. Упал товарооборот, значительно сократился объем и площади вводимых объектов, вместе с тем прирост объектов торговли и общественного питания все равно присутствует. Да, за первый квартал это всего 13 объектов торговли и 18 объектов общепита, но рынок не остановился. Я, например, совсем недавно ездила знакомиться с новым объектом общепита: на улице Николая Никонова открыли бар «Подруга друга» и ресторан «Герц». В самый разгар кризиса люди открылись и полны оптимизма!
По словам Людмилы Чернышевой, увеличение количества коммерческих площадей на первых этажах жилых многоэтажек в этом году будет незначительным, но оно будет. Если в первом квартале в 2011 и 2012 годах этот показатель был порядка 100 000 м2, то по итогам трех месяцев этого года рост составил 4000 м2.