Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Эволюция города: как квартал ссыльных каторжников превратился в деловой центр Екатеринбурга

13 октября 2014, 10:30
Эволюция города: как квартал ссыльных каторжников превратился в деловой центр Екатеринбурга
Фото: коллаж 66.ru
В новом спецпроекте Портала 66.ru мы расскажем о том, как менялся наш город. Подробно и наглядно: с выдержками из архивных документов и редкими старинными фотографиями.

Мы почти не замечаем, как меняется город. К огромным высоткам привыкаешь так быстро, что кажется: так всегда и было. Отчетливо почувствовать разницу помогают лишь фотографии, беспристрастно фиксирующие действительность. Мы тщательно перерыли фотоархивы городских музеев, расспросили научных сотрудников и застройщиков, чтобы наглядно показать, как менялся Екатеринбург. В первой серии нашего спецпроекта следим за судьбой района, очерченного улицами Бориса Ельцина, Февральской Революции и набережной Рабочей Молодежи.

За городской чертой

Это сейчас улица Бориса Ельцина и набережная у Драмтеатра считаются самым центром города. А когда-то эта территория находилась за стенами городской крепости и городом как таковым не считалась вовсе.

Если наложить карту Екатеринбурга XVIII века на современную, то с юга расположится улица Малышева, с запада — улица 8 Марта, с востока — ул. Горького, а с севера — Первомайская.

В черту первоначальной застройки города эта территория не входила, объясняет научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков.

Городская крепость со всех сторон обрастала слободками. Территорию вдоль набережной заселяли в основном ссыльными осужденными. Вскоре это место так и стали называть — Ссыльной слободой. Впрочем, жили там не только осужденные, но и простой люд, кто работал на городских заводах, но позволить себе жить в черте города не мог. В общем, райончик был не из элитных.

Положение дел значительно изменилось в XIX веке. Границы города расширились. Бывшая Ссыльная слободка превратилась в район, где жили купцы средней руки, владельцы небольших мануфактур, ремесленники и мастеровые. Согласно историческим данным, тут находились дома и мастерские живописцев, столяров-мебельщиков, мастеров-башмачников, слесарей, камнерезов и ювелиров.

В архивах есть данные о том, что в этом районе были три пивные, винная лавка, химическая фабрика и при ней лавка парфюмерии и аптекарских товаров. Несколько врачей вели прием на улочках бывшей Ссыльной слободки. Здесь же располагалась одна из кондитерских фабрик Екатеринбурга. Согласно газетной рекламе, фабрика производила «всевозможные сорта конфет, шоколада, карамели, монпансье, мармелада, пастилы, халвы, фруктового желе, чайного печенья, коврижек, пряников и сухарей» и имела большой магазин в центре.

Такой открывался вид на набережную и близлежащие кварталы в конце XIX века. Добротный и очень красивый район с одно- и двухэтажными каменными особняками и искусными образцами деревянного зодчества.

Второй дом Ипатьева

Основная застройка района завершилась в начале XX столетия. На улицах появились не только большие купеческие особняки и лавки с самым разным товаром, но даже гостиницы. На улице Октябрьской Революции (тогда она называлась еще Коробковской) мещанин Кузнецов открыл гостиницу «Коммерческие номера», а на улице Февральской Революции (в царские времена — Ломаевская) открылись меблированные комнаты под названием «Берлин». Что характерно: сейчас практически на том же месте стоит гостиница «Хаятт».

После революции контингент жильцов начал стремительно меняться. Так, например, в дом №15 по улице Фетисовской (теперь улица Бориса Ельцина) переехал Владимир Петрович Аничков — человек, который четверть века возглавлял отделение Волжско-Камского банка в Екатеринбурге, но новой властью был разжалован. После прихода к власти большевиков и национализации банков Аничков вынужден был съехать из казенного особняка и снять скромную комнату далеко от центра (а тогда это было еще далеко от центра города).

Но широкой общественности история бывшего банкира во многом стала интересна потому, что в 1918 году он приютил у себя великого князя Сергея Михайловича — члена царской семьи и одного из алапаевских мучеников. Вышло это совершенно случайно: никто из жителей Екатеринбурга жилье великому князю не сдавал — боялись совдеповских репрессий. Аничкову князя стало жаль. «Думал ли я когда-нибудь, что буду запросто принимать у себя великого князя? Чего не делает судьба, чего не творит революция…» — писал он потом в мемуарах.

На фото слева тот самый дом на Фетисовской улице, в котором последние свои дни провел один из великих князей. Справа — уцелевшая фотография князя Сергея Михайловича в гостиной этого дома. Фото из архива Музея истории Екатеринбурга и из книги В.П. Аничкова

Приютив у себя члена царской семьи, Аничков сам оказался в черном списке для наместников новой власти.

Из воспоминаний Владимира Петровича Аничкова:

«Пребывание у нас великого князя вызвало, конечно, со стороны большевиков усиленный контроль за нашей квартирой. Так, напротив нас, выселив бухгалтера Азовско-Донского банка Буховецкого, поселили нескольких красноармейцев, которые день и ночь наблюдали за нашей квартирой. Дабы облегчить им эту задачу, мы, с согласия Сергея Михайловича, решили не опускать по вечерам шторы, надеясь предотвратить более энергичное вмешательство большевицкой власти в нашу жизнь».

Впрочем, жить под прицелом долго не пришлось: «За князем заехал на дрянном извозчике «товарищ», лет девятнадцати, по имени Мишка Остапин (говорили, что впоследствии он застрелился), и они поехали на вокзал». С вокзала — в Алапаевск. Дальше история всем известна.

Евгений Бурденков, научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга:

— Фотографию дома на Фетисовской, 15 в архивах я обнаружил случайно и, наверное, впервые сопоставил данные о том, где в Екатеринбурге жили великие князья, и фотоматериалы из архива музея. Раньше это фото нигде не публиковалось.

Дом на улице Фетисовской можно смело назвать вторым домом Ипатьева.

Территория новой власти

Новое время требовало перемен. В 1919 году улицу Фетисовскую, равно как и все остальные в округе, переименовали. Она получила политически угодное название — 9 Января, в память о Кровавом воскресенье. Сразу несколько улиц в округе получили революционные названия: улица Коробковская была переименована в честь Октябрьской революции, Ломаевская — в честь Февральской, а набережная стала носить имя Рабочей Молодежи.

На этой фотографии 30-х годов — улица Февральской Революции. Дома купцов и помещиков стояли нетронутыми еще долго. Только дорогу заасфальтировали, а ко всем домам провели электричество и водопровод. Фото: архив МИЕ

После смены табличек дома купцов и ремесленников еще долго стояли нетронутыми. Кардинальным образом облик этого района поменялся в 70-х годах, когда тут решили построить дом для новой власти. Дом советов должен был стать первой в городе высоткой. Находиться в частном секторе такой объект, конечно, не мог. Вот и снесли все подчистую.

Здание для областного комитета КПСС начали строить по распоряжению Бориса Ельцина в 1975 году. Корпус был возведен уже к 1979 году, а в 1982 году была закончена отделка. По тем меркам стройка была грандиозная. Фото: архив МИЕ

«Белый дом» когда-то был едва ли не единственной высоткой в городе. Подумать только — 24 этажа! Обратите внимание: на фото нет ни гостиницы «Хаятт», ни здания Законодательного Собрания, ни жилой высотки «Февральская революция», не виднеется шпилем «Высоцкий» и строящаяся башня «Исеть». Фото: 1723.ru

Домов, которые сохранились бы здесь с дореволюционных времен, сейчас почти не осталось. Есть всего несколько исключений. Одно из них — дом садовода-любителя Казанцева. Деревянный домик стоит и сейчас — в нем находится музей плодового садоводства.

Улица Фетисовская, позже названная улицей 9 Января, полностью изменила свой облик, после того как Борис Ельцин подписал указ о новой стройке. Тем символичнее, что сейчас улица носит его имя, на ней же стоит и памятник первому президенту. Фото: архив 66.ru

После завершения строительства Дома советов ландшафт местности значительно поменяется не скоро, только в 1990 году, когда на Октябрьской площади появится здание Свердловского драмтеатра.

Высотная революция

После очередной смены власти в нашей стране облик набережной и прилегающих к ней улиц начал стремительно меняться. В советское время здесь прочно обосновался высший политический аппарат и театральное сообщество, место стало привлекательным, элитным (это слово как-то очень быстро вошло в обиход постсоветской России). Естественно, что территория оказалась лакомым кусочком для бизнесменов, как российских, так и зарубежных. Начали расти жилые высотки и офисные здания.

В 2009 году здесь завершились сразу две знаковые стройки. К саммиту ШОС практически бок о бок росли здание Законодательного Собрания Свердловской области и гостиница Hyatt Regency — первый международный пятизвездочный отель на Урале.

Набережная превратилась в большую стройку: строится здание Законодательного Собрания, гостиница Hayatt и бизнес-центр «Демидовский». Фото: 1723.ru

Строить Законодательное Собрание доверили крупнейшему застройщику Екатеринбурга — компании «Атомстройкомплекс». Задача была не из легких: между гостиницей с панорамным остеклением и по-конструктивистски аскетичным «белым домом» должно было появиться что-то, что могло бы уравновесить столь разные архитектурные стили.

Снаружи здание Заксобрания выглядит скромно по сравнению с гигантами по обеим сторонам. Но внутри впечатление совершенно иное: светлые атриумы с высокими, до девяти метров, потолками и колоннами производят грандиозное впечатление. Фото: Александр Черепанов

Как это ни странно, место, где появилась первая в истории города высотка, постепенно становится территорией небоскребов. Три года назад рядом со зданием областного правительства завершилось строительство самого высокого жилого небоскреба в Екатеринбурге — жилого комплекса «Февральская революция». 42-этажная высотка долго была и самым высоким жилым зданием России (за пределами Москвы) и лишь недавно уступила свой титул жилому небоскребу «Олимп» в Грозном.

Строительство самого высокого жилого здания Екатеринбурга, так же как и здания Законодательного Собрания, вел «Атомстройкомплекс». Возможно, именно поэтому пересечения в архитектурном стиле заметны. Фото: Владимир Задумин

«Февральская революция» в определенном роде сделала революцию и на рынке недвижимости. Это был один из первых жилых небоскребов класса «премиум». Внутренняя отделка и начинка дома соответствовали. На крыше оборудовали вертолетную площадку, а в доме установили бесшумные лифты, которые могут домчать с 1-го до 40-го этажа за 1 минуту и 2 секунды.

Это фото из нашего архива 2011 года. Всего три года назад башни «Исеть» еще и видно не было: разглядеть можно только несколько строительных кранов. А теперь не заметить «свечку» уже невозможно. Фото: архив 66.ru.

Через дорогу от «Февральской революции» и башни «Исеть» строится целый комплекс небоскребов «Екатеринбург-сити».

Теперь доминанта пейзажа — это сверкающие высотки. Фото: Владимир Задумин

Где раньше жили купцы и владельцы фабрик, сегодня обитают бизнесмены. Вместо свечных заводиков и печных лавок они управляют мегакорпорациями. И на месте двухэтажных особняков появляются жилые высотки. Меняются времена — меняется и город.

В следующих сериях спецпроекта из центра города мы переместимся в рабочие кварталы: узнаем, что раньше было на территории Пионерского поселка и как рос Уралмаш.