Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Самобыт. Жильцы дома на Сортировке объявили войну коммунальщикам

25 июня 2014, 15:10
Самобыт. Жильцы дома на Сортировке объявили войну коммунальщикам
Фото: Евгений Лобанов; 66.RU
В прошлой серии спецпроекта мы писали о людях, которые уже отбили свой же дом у назначенной им УК. В этот раз расскажем о тех, кто как раз переживает самую горячую фазу коммунально-бытовой войны за квадратные метры.

Война между управляющей компанией и самопровозглашенным товариществом собственников жилья в доме на Технической, 68 началась с протекающей крыши, нелегальной парковки и подозрительных цифр в платежках. Этим домом как бы управляет РЭМП Железнодорожного района. Правда, никто из местных не помнит собрания, на котором бы собственники квартир в едином порыве назначили эту УК. А вопросы об эффективности работы ее сотрудников у клиентов копились годами.

Особенно много их было у Галины Лукьяновой, с недавних пор ставшей председателем ТСЖ. Но всерьез думать о том, «а не выгнать ли нам РЭМП?», нынешний лидер восстания стала после того, как у нее под окнами неведомый предприниматель открыл незаконную парковку.

Причем больше всего ее заинтересовала не сама стоянка, а будочка охраны, явно высасывающая электричество из дома, а значит — за счет жильцов.

Галина Лукьянова, председатель ТСЖ дома №68 на Технической:

— Я написала запрос в РЭМП. Они буднично ответили: «Будка запитана от наружного освещения дома. Вам будет сделан перерасчет». И всё. А парковка так и работает, так и тянет нашу электроэнергию. И управляющая компания до сих пор ничего не сделала для ее выселения. Все делаем сами — обращаемся в полицию, в администрацию района… И возник вопрос: а зачем нам вообще управляющая компания, если мы все делаем сами, а она только деньги собирает?

Идея отказаться от УК легла на благодатную почву полного бездействия коммунальщиков, которое они демонстрировали долгие годы. РЭМП Железнодорожного района управляет домом на Технической, 68 с 2005 года. Естественно, собирает деньги на капитальный ремонт и «текущее содержание».

Но, как утверждают жильцы, деньги эти просто исчезают. Они подсчитали: в год дом приносит коммунальщикам порядка 900 тыс. рублей. «Я, к примеру, ежемесячно отдаю около 10 тыс. рублей. У меня довольно большая квартира. Но все равно, согласитесь, это немалые деньги. И хотя бы крышу-то на них за девять лет починить можно было!» — поясняет Галина Лукьянова.

С крышей тут всё плохо. Старый рубероид, оберегающий ее от влаги, давно обветшал. И теперь после каждого дождика вода течет по стенам подъездов и квартир (особенно на последнем этаже).

В четвертом подъезде, к примеру, дождевая вода уже выела в стене дыру и стремится обесточить квартиры, добравшись до электрощитка.

В остальном тут примерно так же, как во многих домах Екатеринбурга:

Убитые дороги и тротуары во дворе.

Старые, ветхие трубы.

И весьма сомнительный «свежий ремонт» в подъездах. Весь ремонт, собственно, свелся здесь к водоэмульсионной краске на стенах, которую можно стереть буквально рукой — отходит от поверхности на раз.

В общем, решили создать ТСЖ и хозяйничать без помощи УК.

На одну квартиру — по четыре собственника

Пошаговый план того, как поднять бунт и избавиться от коммунальщиков, принесли новые жильцы, переехавшие на Техническую из дома, где ТСЖ давно работает. Кроме того, подстегивал опыт сразу нескольких окрестных многоэтажек: там тоже собственники жилья собрались в товарищества.

Галина Лукьянова:

— Начали заниматься: узнавали, какие документы куда нести, начали разговаривать с собственниками жилья. И как-то понемногу, помаленьку я оказалась председателем будущего ТСЖ. Видимо, потому что активнее всех сражалась с РЭМПом.

Товарищество, чтобы считаться законным и легитимным, должно породить целую кипу документов, главный из которых — устав. Но, рассказывает председатель, это оказалось нетрудно: «Сходили в налоговую, сходили в Госжилинспекцию и всё узнали». А самое сложное, по ее словам, — договориться с жильцами.

Чтобы правильно организовать собрание, членам будущего ТСЖ надо было оповестить о нем каждого собственника квартир в огромном доме. Когда его строили, никакого рынка жилья еще не было. Квадратные метры люди получали по ордерам от государства. А потом их приватизировали, автоматически занося в список владельцев всех, кто прописан. В итоге у каждой второй квартиры тут по 4–7 собственников. Причем многие на Технической, 68 уже и не живут.

Потому только на оповещение о предстоящем собрании старшие по подъездам убили около трех месяцев: тем, кого смогли найти, вручали сообщения под роспись лично. Остальным высылали письма с уведомлением. Но даже добравшись до каждого, все же не смогли собрать кворум и общим собранием отказаться от УК в пользу товарищества.

Нашли другой путь. Голосовали заочно. Помните, такой способ коммуникации между жильцами в прошлой публикации спецпроекта рекомендовали члены ТСЖ из Городка чекистов. Потому что поквартирный опрос проще, чем большие собрания во дворе, на которые всех не созвать ни за что.

На Технической рассудили так же. И не ошиблись. Заочное голосование состоялось. И больше 67% согласились отдать дом ТСЖ. Но с этого война только началась.

Идеи — ваши, трубы — наши

После того как бумаги на регистрацию ТСЖ одобрили надзорные ведомства, в теоретическом плане товарищества оставались два простых пункта: оповестить управляющую компанию о том, что она тут больше никто, и заключить договоры с поставщиками воды, электричества и прочих необходимых дому ресурсов. Вот тут-то и начались настоящие сражения.

На письменный запрос УК ответила отказом и попросила предоставить бумаги, на основе которых товарищество требует техническую документацию на дом. ТСЖ решило этого не делать. «Они ведь не надзорный орган. На каком основании они запрашивают документы?» — объясняет председатель Лукьянова. Вместо этого она отнесла документы в Госжилинспекцию и получила там ордер, признающий права товарищества.

Но РЭМП Железнодорожного района до сих пор эти права не признает. И бумаги не отдает. А без них с ТСЖ отказываются работать ресурсоснабжающие организации. И получается, что товарищество собрали, правление выбрали, а от УК так и не избавились.

Срезанные замки, судебные иски и показательные выступления

Еще не оттеснив коммунальщиков, правление ТСЖ совершило обидную ошибку: разослало жильцам платежки. УК, настаивающая на своих правах, сделала то же самое. И, обнаружив в почтовых ящиках сразу по два счета, собственники квартир засомневались. Начался хаос. Одни платят в РЭМП, другие — ТСЖ, третьи, проконсультировавшись с юристами, не платят никому, ждут, когда конфликт разрешится в пользу одной из сторон.

Воспользовавшись неразберихой, коммунальщики поспешили закрепить внезапный успех в сражениях. С подвальных дверей они срезают установленные ТСЖ замки, а после каждого дождя, рассказывают местные, спешат в квартиры на последних этажах. Обещают залатать крышу взамен на подпись в некоем документе.

Параллельно, утверждает председатель ТСЖ, коммунальщики мешают работе нового правления.

Галина Лукьянова:

— Приведу такой пример: мы подписали договор с клининговой компанией — чтобы она за чистоту в подъездах отвечала. Так они нашли способ на эту организацию как-то надавить, чтобы она от нас отказалась. Пришлось искать новую.

А еще, рассказывают, однажды во дворе устроили красивое показательное шоу. В один прекрасный день примчалась аварийка. Из нее выскочили ремонтники и представители УК. Стали шумно искать по двору руководителей ТСЖ или нанятых ими работников. «Ну и где ваше ТСЖ? У вас, между прочим, авария в подвале!» — объясняли они прибывшим на шум бабушкам. А когда собралось достаточно зрителей, героически срезали замок и спустились в тот самый подвал. «Аварию» устранили поразительно быстро. Хотя, как утверждает местный сантехник (нанятый уже товариществом), никаких поломок в тот день вообще не было.

«Работа с населением», которую ведет УК, похоже, приносит плоды. Одна из жительниц дома подала иск против ТСЖ. Она утверждает: о судьбоносном собрании, на котором дом выбрал себе новую форму правления, ее никто не оповещал. А это повод смену власти отменить. «Неправда. Мы оповестили всех. Ручаюсь», — возражает председатель. Но решать будет суд.

ТСЖ тоже отправилось судиться. Так оно надеется отнять, наконец, документы у РЭМП и устранить двоевластие. Сдаваться ни одна из сторон не собирается. И чем все закончится — пока даже загадывать трудно.

Но мы будем следить за темой и обязательно расскажем об итогах этого разбирательства.

В заключение — одна важная деталь: в тексте, как вы заметили, нет комментариев представителей РЭМП Железнодорожного района. Это не оттого, что мы их не спросили. Это оттого, что за два дня наших звонков в УК мы так и не смогли застать на рабочем месте сотрудника, ответственного за общение с прессой в этой организации. Видимо, у него много более важных дел. Но, если руководители управляющей компании все же посчитают нужным выразить свою точку зрения и даже найдут на это время, мы ждем их звонка. Телефон редакции: 286–11–66.