Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Самобыт. Как дом в Городке чекистов спасали от коммунального рабства

11 июня 2014, 17:45
Самобыт. Как дом в Городке чекистов спасали от коммунального рабства
Фото: Сергей Логинов для 66.ru
Открываем спецпроект о людях, которые поняли, что протекающая крыша, загаженные подъезды и хамство в ЖЭКе — это не нормально. И вернули себе право самостоятельно распоряжаться своим домом.

Второй блок Городка чекистов сразу бросается в глаза. По сравнению с соседями он как «до и после» в телевизионной рекламе.

Граница между этим домом и примыкающим к нему другим корпусом городка проведена свежей штукатуркой на фасаде.

Отличия — не только снаружи, но и внутри.

Лестничные клетки чистые, стены аккуратно покрашены в цвет слоновой кости (а не в ядовито-зеленый или тошнотно-синий, как это принято в большинстве не новых домов Екатеринбурга).

На входе в подъезды — новые двери.

В соседнем подъезде того же блока на стенах — целая картинная галерея. Ее практически бесплатно сделали по просьбе жильцов студенты Архитектурной академии.

Перила — оригинальные, бережно восстановленные и избавленные от нескольких слоев краски, нанесенной за годы хаотичной эксплуатации здания.

Думаю, не надо объяснять, что так тут было не всегда. Но масштабы прошлой разрухи описать стоит.

Любовь Семенко, член правления ТСЖ второго корпуса Городка чекистов:

— Крыша была ужасная. Вся разломанная, дырявая, текущая, залатанная старым железом. Старинные рассохшиеся, не закрывающиеся двери. Вода затекала в подъезд каждую весну и каждую осень. В подвалах вонючая жижа стояла месяцами. Провода узлами в подъезде висели. Да что я вам рассказываю? Зайдите в любой подъезд другого блока — там все еще примерно такой же ужас, как у нас был. Ну, может, чуть получше.

Мы зашли. Такой же (по планировке) подъезд.

Но интерьеры — снова как «до и после».

От состояния «до» к состоянию «после» второй корпус городка привели за шесть последних лет. Причем безумных финансовых вложений от жильцов на это не потребовалось. «Когда я говорю, сколько плачу за квартиру, мне никто не верит. За 70 квадратных метров отдаю в среднем тысячи две. Зимой 3 500–3 800. Не больше», — рассказывает Любовь Семенко.

За эти деньги под присмотром жильцов коммунальщики сменили ржавую, дырявую крышу, обновили фасад, проложили новую электропроводку, отремонтировали подъезды, установили видеонаблюдение и шлагбаум на въезде во двор, поставили общедомовые водяные фильтры, умную систему отопления (она сама сопоставляет температуру на улице и в трубах, чтобы отрегулировать нагрев)… Список можно продолжать.

Но лучше ответить на вопрос «Как?». Если коротко, всего этого владельцы квартир во втором корпусе Городка чекистов добились в пять понятных, но непростых шагов.

Шаг первый

Создали ТСЖ. Жильцы упорно добивались регистрации товарищества, в которое входят только квартиры их двух подъездов, и изо всех сил отбивались от попыток присоединить их к ТСЖ всего Городка. Они уверены: чем меньше масштаб — тем лучше. Потому что так проще договариваться между собой, контролировать финансовые потоки и работу коммунальщиков.

Шаг второй

Сменили управляющую компанию. Это был, пожалуй, самый сложный этап. Прежняя УК очень не хотела отпускать бунтарей и яростно сражалась за право сохранить контроль за их деньгами. На войну с ней потратили три года: ТСЖ создали в 2005 году, а новая управляющая компания принялась за работу только в 2008-м.

Наняли молодых ребят, которые, в отличие от закостенелых коммунальных гигантов, только-только вышли на рынок и очень хотели понравиться клиенту, просто чтобы получить работу. Рисковая была затея, признают жильцы, но терять им было нечего. И ставка на новичков сыграла.

Шаг третий

Отменили общие собрания, на которые почти никто не ходит. Заменили их поквартирными опросами всех членов ТСЖ. Оперативные вопросы решает правление. Но всех жильцов все равно собирают раз в год: директор УК отчитывается перед ними за каждую копейку (предварительно напечатанный на бумаге отчет раскладывают по почтовым ящикам) и утверждает у них план работы на следующие 12 месяцев.

Шаг четвертый

Нашли дополнительный источник доходов. На свои деньги ТСЖ отремонтировало подвалы здания, превратив их из темных катакомб в пригодные для сдачи в аренду офисы. Прибыль от эксплуатации этих площадей обнулила графу «текущее содержание дома» в платежках. Но за подвалы жильцам второго корпуса пришлось побороться. Они дважды отбивали их в суде: сначала у МУГИСО, потом — у Росимущества (об этом мы уже подробно рассказывали).

Шаг пятый

Отказались перечислять деньги в общий котел Фонда капитальных ремонтов. Последние изменения в федеральном законодательстве позволяют создать спецсчет для конкретного ТСЖ. Такая схема должна гарантировать: перечисленные на этот счет деньги чиновники не смогут потратить на восстановление других домов. Как это будет работать на практике — никто пока не знает. Но собственники квартир во втором корпусе Городка чекистов посчитали, что это все равно лучше, чем перечислять средства в никуда и ждать, когда до них дойдет составленная госслужащими общая очередь.

«Как мы сумели? Я даже не знаю. Наверное, просто устали жить в грязи», — заключает Любовь Семенко и всем советует потратить время и силы, чтобы избавиться от коммунально-бытового рабства.

Это только начало. Мы продолжим рассказывать о людях, которые научились распоряжаться своей недвижимостью. Если это про вас или вы знаете тех, у кого есть подобный опыт, — пишите (shlykov@news.66.ru) или звоните (286–11–66).