Потому что противники передачи полномочий — слишком собирательный образ: это и садоводы, и консорциум строителей, и льготники-ветераны, и еще бог знает кто. Все их протестные настроения публикуются лишь на одном портале — ekburg.ru, что лишь уменьшает степень серьезности таких манифестов.
Тем не менее мнение этого собирательного персонажа предельно понятно. Что же на этот счет думают представители областной власти? Почему не парируют тезисам «стройка встанет» и «коллективные сады умрут»? Мы спросили напрямую у человека, который будет курировать работу. И лично отвечать за нее.
— Если вы обратили внимание, мы не даем оценки никаким политическим процессам, мы ведем исключительно разъяснительную работу. С населением, с хозяйствующими субъектами, с застройщиками. Я вообще противник делать какие-то громкие заявления, я сторонник решать проблемы делом. Обсуждать и решать. Наша задача — обеспечить максимально плавное развитие ситуации в любом русле, мы должны быть готовы к любому сценарию.
— Какие сценарии развития событий вы видите?
— Мы должны отталкиваться от того, что за органами государственной власти Свердловской области по закону закреплены полномочия по распоряжению неразграниченными землями. Просто истекает срок действия «доверенности», выданной областным органом власти городской администрации.
|
---|
Алексей Пьянков уверяет, что с городом у МУГИСО тесный контакт, конструктивный диалог. |
Мы провели детальный анализ ситуации и пришли к выводу, что на сегодняшний день существует серьезный провал по одному из направлений — предоставление земли льготным категориям горожан. 13 тысяч льготников подали заявления на предоставление земельных участков, а за последние 2 с лишним года участки получили всего 300 человек. Это что, нормально?
— Но в области-то точно такая же ситуация…
— Во многих муниципалитетах сейчас ситуация кардинально другая. И земля предоставляется значительно более быстрыми темпами. Мы сейчас сформировали фонд земельных участков, более 500 гектаров, для этих целей. Сейчас идет их межевание, планирование. При этом основной акцент делается на выполнение поручения президента РФ о предоставлении земельных участков многодетным семьям. А в Екатеринбурге за последние несколько лет ни одна многодетная семья не получила земельного участка.
|
---|
Сейчас область разыгрывает карту многодетных семей исключительно потому, что эта категория льготников, по закону, претендует на земельные участки в последнюю очередь, после ветеранов войны, инвалидов и даже чернобыльцев. |
«Деньги не нужно искать, они у нас есть»
— Во многом провал в обеспечении многодетных семей землей обусловлен объективными причинами — у муниципалитета нет денег, чтобы сделать инженерную подготовку участков. Он говорит области: «Предоставьте денежные средства на строительство инфраструктуры…»
— «…пожалуйста!»
— «Пожалуйста», конечно! Нет, у нас с коллегами нормальный, конструктивный диалог. Но возникает вопрос: что эффективнее — Екатеринбургу проводить конкурс на строительство сетей на средства, выделенные в качестве субсидий из областного бюджета, или области напрямую финансировать подготовку участков? Не нужно быть большим специалистом, чтобы понять, что при втором варианте количество бюрократических административных процедур сокращается в разы.
Возвращение полномочий непосредственно органам государственной власти сокращает период прохождения документов в среднем на два месяца, а где-то — до четырех, это факт. Но при этом важно, что градостроительное зонирование и планирование принципиально должно оставаться в ведении города.
Сейчас и стоит задача отработать эффективный механизм взаимодействия, который позволит увязать градостроительные и земельные вопросы. Я предлагал Мямину (Сергей Мямин — вице-мэр по вопросам капитального строительства Екатеринбурга, — прим. ред.) создать рабочую группу, включить в нее Вяткина (Михаил Вяткин — главный архитектор Екатеринбурга, — прим. ред.) и на еженедельной основе рассматривать все спорные вопросы, как это делается сейчас в городской администрации по пятницам.
|
---|
При новой для Екатеринбурга системе главархитектура и МУГИСО должны будут контролировать действия друг друга. |
Зато с бюджетной нагрузки города снимаются немалые затраты на межевание земельных участков для льготных категорий граждан. Город все время жалуется, что у него не хватает средств на это, и потому участки не выделяются в должном объеме. Ну так у области есть эти программы! Реализовать их не только проще, но и быстрее.
Уже только эти моменты свидетельствуют о том, что распоряжение на уровне органов государственной власти — более эффективно и оперативно обеспечит решение земельных вопросов. Большинство субъектов, где ситуация аналогичная, уже год или два назад перешли на такую систему. Это и Приморский, и Хабаровский край, и Астраханская область. Там тоже полномочия были когда-то переданы в ведение муниципалитетов. Но коллеги проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что эффективней это делать на уровне региональной власти. Просто быстрее и эффективнее. Механизм более прозрачный.
— Какой-то переходный период будет?
— Да, будет какой-то небольшой переходный период, связанный с передачей дел. Но работа с документами у меня не вызывает никаких опасений.
|
---|
Министр уверен, что переходный период не затянется надолго. |
— Небольшой период — это сколько?
— Обычно месяц, пока передаются архивные дела и те заявления, которые администрация приняла, но не успела рассмотреть. Ничего страшного и неподъемного.
«То, что МУГИСО не готово, — это миф»
— Область справится с этой нагрузкой?
— За прошлый год мы рассмотрели порядка двух тысяч обращений о предоставлении земельных участков неразграниченной собственности. К этому прибавится лишь небольшой сегментик. Мы к этому готовы — в министерстве есть целое подразделение, которое уже больше двух лет работает с неразграниченными землями. И сейчас мы доукомплектовываем структуру министерства. Хотя я бы даже сказал, что так мы просто перестраховываемся.
— Почему же давным-давно вы не забрали у города эти полномочия?
— Я не берусь давать оценку решениям предшественников. Тогда не все понятно было с системой органов государственной власти Свердловской области — планировалась реструктуризация, упразднение МУГИСО и так далее. Видимо, были какие-то предпосылки для того, чтобы выбрать такое решение как наиболее эффективное на тот момент.
|
---|
На стене в кабинете министра — карта Екатеринбурга, на которой обозначены определенные участки. |
— Девелоперы боятся, что встанет строительный рынок…
— Да нет, сейчас самый оптимальный период: в конце этого года будет вводиться жилье, которое строится сейчас. Технология производства строительных работ не позволяет начать строительство в мае и ввести многоэтажку в декабре. Так что можно спокойно успеть переформатировать работу и обеспечить нормальное предоставление земли на следующий год.
Мы ведь не поленились и объехали все земельные участки из числа неразграниченных, которые были предоставлены в 2012 году. Из порядка 150 участков освоено не более 20-ти! А значит, есть задел на будущий год. Так что говорить о том, что встанет строительная отрасль, неправильно. Есть технология: сначала земля предоставляется, потом разрабатывается проект, затем уже идет строительство.
Скажу больше — есть сложившаяся практика, когда к концу года проводится все больше аукционов по сравнению с началом. Например, по итогам 2012 года муниципалитет разыграл 78 лотов, и 30 из них — в IV квартале. Так что, решив вопрос в мае, к IV кварталу этого года мы перейдем спокойно, не меняя этих традиций. Поверьте, МУГИСО подходит к этим вопросам очень осторожно.
|
---|
Обязательные атрибуты имеют универсальный вид, делающий их подходящими на более продолжительный период времени. |
«Не делайте из этой темы политику»
— Вы говорите, что у вас очень высокая степень конструктивного диалога с городской властью. А послушать городскую власть — так складывается обратное впечатление.
— По своему сектору мы взаимодействуем с заместителем главы города по архитектуре — с Мяминым Сергеем Петровичем. Не берусь давать комментарии, кто там что сказал, озвучиваю только нашу позицию. Со стороны Министерства по управлению госимуществом мы взаимодействовали, я надеюсь, будем взаимодействовать эффективно.
— Хорошо, я зайду с другой стороны. На портале eburg.ru против передачи полномочий МУГИСО выступают разные представители общественности — ветераны, строители, садоводы. О чем это, по-вашему, говорит? О том, что городская власть лучше вас работает в плане разъяснения горожанам ситуации?
— С моей стороны будет неправильным давать оценку деятельности администрации Екатеринбурга. Я считаю, что наша задача — достигать конкретных результатов по работе. И если у кого-то возникает обеспокоенность, я считаю, что причина здесь — именно отсутствие объективной информации. Если рассказывать страшилки и кошмарить бизнес, будет только хуже. К сожалению, здесь мы имеем дело именно с этим. Потому что ни в одном из тех высказываний, о которых вы говорите, я не увидел ни одной объективной оценки.
Надо перестать пугать — надо разъяснять. Потому что я не слышу конкретики: если будет хуже, то где? Если будет дольше, то какая процедура добавится? И как только мы с вами переходим к детальному анализу, оказывается, что хуже не будет, а процедур станет меньше. И с этим крайне трудно спорить.
|
---|
Кабинет Алексея Пьянкова создает впечатление некой аскетичности. |
— А если система все-таки будет сбоить?
— Тогда будут вмешиваться правоохранительные органы. Если МУГИСО из-за задержек администрации не сможет вовремя выполнять обязанности, мы обязаны будем обратиться в прокуратуру. Если с задержкой столкнулся гражданин, он имеет право не жаловаться. С нас же прокуратура потом спрашивает: почему не приняты меры реагирования, когда, к примеру, истек срок предоставления ответа на наш запрос?
Впрочем, я думаю, что это будет крайней мерой, сталкиваться с которой нам не придется, и если и будут иметь место подобные случаи, то они будут носить единичный характер.
«Нам хватит несколько лет, чтобы всех обеспечить»
— С какой скоростью будут распределяться неразграниченные земли в Екатеринбурге?
— Мы планируем, что нужно увеличивать объемы строительства и снижать стоимость жилья. Это возможно добиться только одним способом — увеличением количества земли, которая выставляется на аукционы. Плюс тщательный анализ территорий на предмет возможного комплексного освоения — это позволит привлекать максимально большее количество потенциальных застройщиков и инвесторов.
Поэтому мы ставим перед собой амбициозную задачу увеличить объемы земельных участков, которые выставляются на аукционы, не менее чем в полтора раза. Я стараюсь осторожно относиться к обещаниям, но смею вас заверить, что темпы не только не сократятся, но и увеличатся. А на сколько — посмотрим в конце года.
|
---|
Меньше чем за год МУГИСО сформировало 500 га земельных участков для льготников по области. Правда, теперь предстоит решить вопрос подключения их к инфраструктуре. |
— Объем возводимого жилья увеличится в той же пропорции?
— Приблизительно да. Хотя этот эффект мы ощутим уже не в конце года.
— Сколько гектаров нужно выделить для льготных категорий граждан?
— У нас больше 13 тысяч льготников. На каждого примерно 20 соток. Итого 2600 га. (Общая территория неразграниченных земель составляет примерно 19000 га, — прим. ред.) Это огромное количество земли. Мы понимаем, что одномоментно данную проблему не решить. Но ее надо решать. Потому что нынешние темпы предоставления — 300 участков за два года — никуда не годятся.
— Какой прогноз по срокам обеспечения всех этих граждан землей?
— Мы планируем в этом году сформировать площадки, которые будут отведены для этого. У нас есть опыт. Чуть менее года назад, когда я был назначен министром, в области не было ни одного земельного участка для предоставления льготным категориям граждан. За это время мы провели инвентаризацию, изучили инфраструктурную обеспеченность и сформировали 500 га земель, по которым сейчас ведем работу. Мы нашли земли в Серове, в Красноуфимске, в Белоярском и Сысертском районах. Нам эта работа понятна и ясна, мы знаем что делать.