На обсуждение вынесли проект документа, который должен регламентировать дальнейшую застройку Екатеринбурга. Это постановление «Об утверждении проекта зон стабилизации и развития существующей и перспективной застройки муниципального образования «город Екатеринбург». Подробно об этом документе мы рассказали здесь.
Корреспондент 66.ru ведет онлайн-репортаж из городской администрации.
За 15 минут до начала стали заканчиваться места в обоих гардеробах мэрии: со стороны пер. Банковского и пр. Ленина. Зарегистрировался 561 участник.
![]() |
---|
Зал набит битком. Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru |
Ведет публичные слушания Сергей Мямин. Он отчетливо в самом начале вступительного выступления проговорил, что решение ПС носит рекомендательный характер.
Несмотря на раздутый ажиотаж, выступать записались всего пятеро. Народ просто не понимает, что говорится в документе. Задача публичных слушаний — за три часа рассказать народу, о чем идет речь и выслушать предложения.
Мямин объявил регламент: выступление по 20 минут, иначе микрофон будет отключен.
Мямин закончил объявлять регламент и поставил на голосование его принятие. Подсчет голосов идет долго и нудно. Полномочный представитель гильдии управляющих и девелоперов Андрей Бриль, куда-то подевавший карточку голосования, получил еще одну.
На публичных слушаниях большое количество журналистов. Многие из них зарегистрировались не как пресса, а как обычные горожане и тоже получили карточку для голосования.
Президиум просит подолждать, поскольку голосование и подсчет голосов ведется и в другом зале мэрии, где на большом экране идет трансляция публичных слушаний.
Приняли регламент
«За» — почти 500 голосов, «против» — 18 человек. Воздерждалось — 9. Поступило еще два заявление на выступления: от Максима Петлина и Олега Букина, члена общественного совета МУГИСО.
Поставили на голосование вопрос предоставления права выступления Букину (Петлин может выступать без голосования, поскольку он депутат). За — 412 человек. «Против» и «воздержался» голосовать не стали. Голосование и подсчет голосов происходят очень долго.
На трибуну вышел Михаил Вяткин, главный архитектор Екатеринбурга.
Михаил Вяткин:
Документ не входит в число обязательных документов, предусмотренных градостроительным кодексом РФ. Документ был рожден департаментом архитектуры и строительства, никакого давления на нас сверху не было, и когда нас связывают с определенными именами из администрации города, это неправда.
![]() |
---|
Выступление Михаила Вяткина. Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru |
Михаил Вяткин:
Поскольку документ не входит в число обязательных, мы подготовили проект постановления и вышли на Александра Якоба. Не сразу, но он согласился, но потом хотел даже принять постановление. Но мы предложили вынести документ на публичные слушания. Это определенный риск, но он согласился. Сомневалась и гордума, но глава города Евгений Порунов согласился, и в прошлом году мы опубликовали сообщение о том, что документ будет вынесен на публичные слушания.
Михаил Вяткин:
Все мы сегодня говорим о доступном жилье. Генеральным планом города предусмотрено, что каждый житель Екатеринбурга к 2025 году будет иметь 30 кв метров жилья. Но чтобы мы жили в таких хороших условиях, мы должны строить по 1 млн кв метров в год.
Михаил Вяткин:
Где строить это жилье? Екатеринбург — самый компактный город-миллионник. Будем строить на периферии, но и про центр забывать нельзя. Мы не город-памятник, как Прага, например. Екатеринбург сравнительно молодой, и застраивать его можно и нужно.
Михаил Вяткин:
До сих пор любое решение о строительстве принимается администрацией. Мы предлагаем принять документ, который регламентирует принятие этого решения. Документ не предполагает градостроительных или архитектурных решений: все эти районы намечены Генпланом и другими документами. Но разобраться населению во всех нюансах очень сложно. Мы просто свели все сведения воедино.После этого Михаил Вяткин объяснил текстовую часть документа.
Эти ограничения в первую очередь для застройщиков и администрации, говорит Михаил Вяткин.
Михаил Вяткин:
— Для населения ограничений нет: оно понимает, что в зеленой зоне новых строек не появится. Где эта зона строгой стабилизации? Возьмем, к примеру, улицу Свердлова — законченный архитектурный ансамбль. Проспект Ленина, улица Грибоедова на Химмаше. Здесь мы хотим запретить любое строительство.
Михаил Вяткин:
— Зона стабилизации №2 отличается тем, что разрешается строительство на земельных участках, выявленных при межевании территории. Межевание закончится до 2014–15 года.Но когда мы нарезаем кварталы под отдельные дома, выявляются свободные участки государственной земли, не переданные никому. Эти участки могут застраиваться в соответствии с нормами застройки, принятыми для данной территории. И то, что этот участок может быть застроен, — этого не отнять. Но это могут быть не только жилые дома, а еще и спортивные и рекреационные сооружения.
Изменить назначение земли в зоне стабилизации №2 можно только через публичные слушания, объясняет Михаил Вяткин.
Михаил Вяткин:
Темно-красным показаны зоны развития в существующих застройках. Но если вы посмотрите внимательно, вы увидите, что в основном это касается частных секторов и старых домов. Если вы попали в эту зону, это не значит, что администрация снесет тут все бульдозером. Это значит, что когда-то придут инвесторы, которые по согласованию с нами и с вами будут застраивать эту территорию новыми комфортными домами.
Светлана Ефанова, член общественной палаты Свердловской области, руководитель организации «Чистый город», обратила внимание, что регламент уже прошел.
«Я слежу за регламентом, осталось три минуты», — возразил Сергей Мямин.
Михаил Вяткин сказал, что не будет подробно рассказывать про зоны развития новых территорий, поскольку они практически полностью соответствуют Генплану. Напомнил слова Столыпина: «Кому-то нужны большие потрясения, а нам нужны конкретные дела». «Мы вынесли этот документ на суд общественности, чтобы были дела, а не потрясения», — подытожил Вяткин.
Приглашен выступать некий Кокшаров, председатель ДНП Верхнемакаровское. Он подал заявление на выступление, но не выходит. Сняли с выступления. И на трибуну выходит Олег Букин.
Олег Букин, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, общественный инспектор:
Я считаю, что предложение не соответствуют действующему законодательству, поскольку многие территории развития накладываются на территории, где находятся исторические памятники.
Невозможно накладывать зону Ц1 на зону охраны памятников, как сделано в этом документе, поскольку на одной разрешено строительство, на другой запрещено.
Олег Букин:
— Предлагаю либо голосовать против, либо предложить на голосование доработать законпроект с учетом созданной специально для этого рабочей группы с приглашением специалистов по охране памятников, культурного наследия, МУГИСО и прочих заинтересованных лиц.
Сорвал аплодисменты, более громкие, чем Вяткин. В зале кричат: «Молодец!»
Улыбающийся Петлин назвал всех собравшихся подлинными патриотами своего города.
Максим Петлин, депутат городской думы:
Действительно очень правильно и верно заметил Михаил Борисович Вяткин, что данный проект не вписывается ни в один федеральный закон и противоречит, в частности, градостроительному кодексу РФ. Дело в том, что в городе принят генеральный план развития города. Над ним работали проектные институты, профессора. Это основной документ, в соответствии с которым происходит градостроительная деятельность. Сегодня нам предлагают оступить от Генплана, полагая, что слишком много в нем закреплено рекреационных зон и территорий исторического наследия.
Максим Петлин:
— Для того, чтобы наплевать на Генплан и Градостроительный кодекс, администрация пытается провести эти слушания, а потом прийти к кому-то во двор и сказать возмущенным жителям: «Так ведь 21 февраля мы проводили публичные слушания, и горожане одобрили постановление»
Сергей Мямин: «Максим Анатольевич, осталось меньше минуты».
Максим Петлин: «Я засек специально, я проговорил всего 3,5 минуты».
Зал хохочет, в том числе президиум.
Петлину отключили микрофон на словах «Призываю не поддерживать законпроект, поскольку, пока нами будут руководить господа Тунгусов, Мамин, Вяткин…» Микрофон отключили, Петлин сорвал бурные овации.
Максим Петлин уже без микрофона (во втором зале его не слышат): «Последнее что я хочу сказать, — и для этого мне нужно всего три секунды — что это голосование ничего не решит, а многое решит голосование 8 сентября 2013 года».
Игорь Плаксин, депутат городской думы по Чкаловскому району:
— Данному документу, насколько я знаю, более трех лет. По многим параметрам он перезрел. Хотя подобные регламенты существуют во всех крупных городах, в России и за рубежом, в частности в Москве. Понятно, что с памятниками будет все точно и четко, никто не будет застраивать в охраняемых зонах (улюлюканье в зале).
Хочется избежать спекуляции на данной теме. Обсудив его, мы можем принять данный документ. Его подоснова обсуждалась и строительным сообществом, и депутатами в течение длительного времени. И многие сходятся во мнении, что такой документ должен быть.
На трибуну вышла Марина Сахарова
Марина Сахарова, участница общественного движения «Архконтроль»:
— Мы рассматриваем документ, который называется «Стабилизация и развитие», а на самом деле речь идет совсем не о том. Мы рассматриваем не те документы, которые были выставлены в районных администрациях. Но тут схемы в другом масштабе.
«Никаких слов о том, что это делается на благо населения, в документе нет», — вдруг сказала Марина Сахарова.
Марина Сахарова:
— Развитие территорий предполагает в том числе развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, зеленые насаждения и прочее.
Вяткин, сидящий в президиуме, делает себе пометки ручкой.
Марина Сахарова назвала несколько адресов объектов культурного наследия, которые на схемах отмечены красным цветом. Кроме того, сквер по улице Большакова перед Дворцом спорта, сквер за Дворцом молодежи, ЦПКиО и т.д.
Марина Сахарова:
— Таким образом, представленные документы нарушают федеральный градостроительный кодекс и правила проведения общественных слушаний и нормативные документы по охране культурного наследия, поскольку здесь представлены не те документы, которые были представлены в районных администрациях. Принимать их ни в коем случае нельзя.
В зале аплодисменты.
Фермер Дмитрий Тимофеев просит включить в проект свое крестьянско-фермерское хозяйство в районе Горного Щита.
Дмитрий Тимофеев, фермер:
— Не думал, что мне дадут время на выступление, поскольку у меня вопрос частного характера. Если моя территория не попадет в зону развития, газ и электричество мне не провести, а я пытаюсь это сделать уже несколько лет.
Депутат Гордумы Алексей Бородин предложил разделить вопросы на голосование: сперва проголосовать за то, нужен ли нам вообще такой документ, а потом уже голосовать за то, что в нем будет.
Выступающие закончились. Переходим к вопросам и запискам, поступившим в секретариат.
Сергей Мямин:
— К сожалению, тут поступили вопросы, не относящиеся к теме слушаний, но я обязан их зачитать.
Мямин зачитывает вопросы: «Когда будет построен корт у школы?» «Что будет с ОММ?» «Станет ли воздух чище?»
Сергей Мямин:
— Поступило предложение повторить публичные слушания по районам, поскольку не было никакой информации. Тут я не согласен, поскольку материалы все были в районных администрациях, и после сегодняшних слушаний они никуда не денутся.
Михаил Вяткин:
— К сожалению, видимо, те, кто тут выступал, не знакомы с документом. И утверждать, что он не соответствует Генплану, — это ложь. Этот документ готовила мастерская Генплана, несоответствий быть не может. Я готов говорить по каждому участку и доказывать и докажу.
Михаил Вяткин:
— Выступление Олега Букина заслуживает внимания. Скорее всего, нужно создать специальную комиссию, и мы готовы ее создать. А в чем предложение? Исключить из зон развития памятники? Приходите, обсудим. А то вы только с трибун с нами общаетесь.
«Нет слов о благополучии». Так вы хотите, чтобы мы написали в документе, как мы о вас заботимся? Извините, написали как написали.
По парку Маяковского и другим: не затрагиваются зеленые зоны.
«Предлагаю исключить территорию до улицы Вонсовского». Хорошее предложение, я поддерживаю. Но если отводы там уже произведены, то строительство все равно начнется, сделать ничего нельзя.
Смех в зале.
Далее Михаил Вяткин зачитывает по одному многочисленные вопросы, касающиеся конкретных территорий. Авторами их, судя по всему, являются не только местные жители, но и застройщики этих территорий.
Михаил Вяткин отвечает на вопрос, кому нужно, чтобы институт ОММ попал в зону развития: «Эта территория попала в зону развития не из-за этого документа, а по Генплану. Этот документ не решает, быть ли на том месте ОММ».
![]() |
---|
Идет обсуждение вопросов. Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru |
Следующая записка: «Будет ли застроен Харитоновский парк?» Вяткин: Нет, это объект культурного наследия.
Вяткин предложил дополнить документ примечаниями: парки и лесопарки застраиваться не будут, равно как и памятники истории и архитектуры. «Я предлагаю записать это предложение, и мы его рассмотрим. А в следующий раз примем», — говорит Вяткин.
Заключительное слово Вяткина: «Я надеялся, что конкретных предложений будет больше».
Аплодисменты.
Слово просит Максим Петлин.
Сергей Мямин разыгрывает сцену, ставит это на голосование. Народ, жаждущий зрелищ, воодушевленно голосует. Счетная комиссия работает. За — 228 человек. Против — считают.
Максим Петлин: «Пока считают — у меня простое предложение: провести еще одни публичные слушания.
Мямин: «Это все?»
Петлин: «Да! Можно не голосовать, я снимаю свое выступление».
Пришли результаты голосования за выступление Петлина: против — 160. Зал просит Петлина на трибуну. Он просит занести в протокол замечания по ведению: что Сергей Мямин перебивал выступающих и даже докладчика.
Максим Петлин:
— А по сути предлагаю — раз уж и администрация заинтересована в диалоге — нужно провести еще одни общественные слушания, обязательно в нерабочее время, и они должны быть реальными, за месяц-два должно быть оповещение, потому что проблема серьезная, ее за 1,5 часа не обсудить. я знаю, что желающих выступить было больше.
Мямин ставит на голосование вопрос, предупреждая, что его трансформировали: «Необходим ли Екатеринбургу такой документ, как проект зон стабилизации и развитие существующей застройки?».
Второй вопрос на голосование — предложение принять за основу для дальнейшей разработки с учетом поступивших и поступающих замечаний данный проект.
Голосование
По первому вопросу: за — 197 человек, против — 202 (аплодисменты, крики ура). Подсчитывают воздержавшихся.
Воздержалось 40 человек.
Мямин ставит на голосование второй вопрос, хотя из зала кричат: «Нельзя! Нельзя! Это нарушение регламента!»
Голосование по второму вопросу.
За — 134, против — 215. Воздержалось — 32.
Народу все меньше: кто-то расходится, кто-то болтает.
Итоговый протокол будет размещен на сайте и опубликован в «Вечернем Екатеринбурге» не позднее 7 мая 2013 года.
Четверг, 2 часа дня. При Сталине они уже были бы на полпути к строительству БАМа.
У нас же, вроде, двуглавая система управления городом. Есть мэр и сити-менеджер. Городом управляет сити-менеджер, а выборная должность мэра.
Я думаю, не только во мнении но и в суммах сошлись. Осталось решить вопрос, в каких чемоданах капусту фасовать, а тут какие-то слушания устроили, Букина пригласили
Михаил Вяткин: публичные слушания показали, что никакие ограничения в плане застройки екатеринбуржцам, участвовавшим в них, не нужны
По словам Михаила Вяткина, проект призван ограничить как муниципалитет, так и частных застройщиков в распоряжении уже застроенными территориями. В первую очередь документ защищает интересы жителей города. «Мы полагали, что он вызовет поддержку горожан, - сказал Михаил Вяткин. - Тем не менее, по результату публичных слушаний стало ясно, что никакие ограничения в плане застройки екатеринбуржцам не нужны. Больше всех от этого выигрывают застройщики, так как сохраняют возможность строить в том же порядке, что и раньше».