16 ноября 2011, 12:54

Мэрия заинтересовалась, как снять квартиру в Екатеринбурге

А портал 66.ru познакомился с людьми, которые публикуют у нас «левые» адреса съемных квартир.

Мэрия объявила войну риелторам-мошенникам. Это посредники, которые публикуют объявления типа: «Сдам квартиру. Собственник». Клиент приходит за риелторской услугой, а по договору ему оказывается услуга информационная.

Правда, за что привлекать недобросовестных участников рынка, пока не ясно: они делают ту работу, которая указана в договоре. Но это не услуга сдачи жилья в аренду, за которой приходят к ним клиенты.

Представители Комитета бытового обслуживания (КОБОН) и Уральской палаты недвижимости (УПН) нанесли визит в пару таких информационных агентств, оказывающих якобы риелторские услуги. Громким словом «рейд» этот визит назвать нельзя — пришли, поговорили, посмотрели документы. Журналисту 66.ru удалось затесаться в число проверяющих.

— Услуга подбора однокомнатной квартиры у нас стоит 2500 рублей, — рассказывает менеджер одного из таких многочисленных «риелторских» агентств. — Заключив договор, вы получаете адреса сдающихся объектов и номера собственников. Если ни один из вариантов не подошел — приходите опять, подбираем новые. Уже бесплатно.

«Работаем до Вашего полного заселения», — написано в объявлении для клиентов на стене.

«Срок действия договора — 30 дней», — написано в договоре, который дают вам на подпись.

Фактически по истечении этого месяца никто с вами разговаривать уже не будет.

— Но у нас еще не было случаев, чтобы за месяц кто-то не нашел себе квартиру, — убеждают менеджеры.
— А где у вас прейскурант? — спрашивает в другой фирмочке Олег Китаев, заместитель председателя КОБОН.
— Нету, — отвечают ему.
— Странно, — говорит Китаев. — Вы права потребителей знаете?

У псевдориелторов есть своя база объектов. Квартиры и комнаты в нее попадают из всех уголков информационного пространства: газеты, объявления в интернете и на заборах. На самом деле такие адреса живут считанные дни, а то и часы. Но задача наших деляг — не вселить вас в квартиру, а продать вам информацию. Качество этой информации в договоре не оговаривается, так что взятки гладки.

Рустем Галеев, исполнительный директор Уральской палаты недвижимости:

— Такие агентства называют себя «риелторскими», но на самом деле риелторской услуги они не предоставляют. Надо четко понимать, что гарантий заселения здесь нет. Есть, к примеру, программы, которые сканируют все новые, появляющиеся в интернете объявления о сдаче жилья и добавляют их в свою базу.

Как только вы стали обладателем новой информации, вы можете ее продавать. Все по-честному, за исключением того, что таких «продавцов» в городе уйма, так что реальные адреса от собственников на досках объявлений мгновенно тонут в море посреднической информации.

Мы попробовали воспользоваться услугой, которую предлагают клиенту. Из четырех номеров «владельцев жилья» три оказались вне зоны доступа, а один — телефоном следующего посредника. Точнее — предыдущего.

На каждую сдающуюся квартиру в Екатеринбурге приходится несколько человек, желающих ее снять. Но желающих ее снять — во много раз больше. Поэтому предложения разлетаются, как горячие пирожки.

У такой ситуации два очень серьезных последствия. Во-первых, «риелтору» платит не хозяин квартиры, а бедный студент, который ищет, где жить (обычно ареал офисов лжериелторов — вблизи какого-нибудь вуза). Во-вторых, чтобы снять квартиру, зачастую нужно пройти своеобразный кастинг, на котором вас должен выбрать хозяин. Если повезет, конечно.

Илья Штань, руководитель отдела продаж 66.ru:

— Мы уже задумываемся о том, чтобы ограничить публикацию объявлений агентств недвижимости, которые занимаются продажей базы, а не реальным сопровождением клиента с выездом на объекты. Возможно, мы ограничим количество бесплатных объявлений. Есть идея контролировать качество объявлений простым обзвоном, то есть создать call-центр. Думаем ужесточить меры наказания — вплоть до полного бана пользователя и всех телефонных номеров, связанных с ним.

Ограничить количество бесплатных объявлений можно, привязав их к IP или к номеру телефона. Но и то, и другое легко обходится, если у вас есть горячее желание опубликовать, скажем, дюжину таких объявлений. В фирмочке, где мы побывали, на столах у менеджеров лежит по 7-8 мобил.

Над каждым столом висит «Распорядок дня». Обзвон клиентов там только на третьем месте — начинать его нужно с обеда. А начинается день с работы публикатора — обязательным упражнением является размещение объявлений на посещаемых городских порталах. Качество этих объявлений не столь важно, главная задача — чтобы вы набрали указанный телефонный номер.

Любой менеджер быстро и технологично расскажет вам, что конкретно вот эта квартира уже сдана, но вариантов бесчисленное множество. На самом же деле жилья в городе катастрофически не хватает и масштабы этой нехватки поистине ужасают. К тому же снижается его качество: какой дурак будет делать в квартире ремонт, если ее и без ремонта снимут за любые деньги?

Олег Китаев, заместитель председателя Комитета по организации бытового обслуживания мэрии:

— Подобные компании — серьезная проблема на рынке риелторских услуг. Может быть, конечно, качество их услуг кого-то и устраивает, но регулировать их деятельность необходимо. Нельзя забывать о законе о защите прав потребителей — информация должна быть достоверной. А у них она недостоверна и не проверена. По сути, продают воздух. Как минимум — навскидку — они должны заключить договоры с собственниками квартир, которые попадают в базу.

В КОБОНе с сожалением отмечают, что все, что можно сделать на местном уровне, может носить только рекомендательный характер. Регулировать деятельность таких фирмочек можно через СРО или некоммерческие партнерства, речь о создании которых еще только идет.
А закон о риелторской деятельности, который смог бы исправить ситуацию, до сих пор находится в зачаточном состоянии.