Ровно 175 лет назад в этот день, 13 мая, в России стартовала стройка века — под руководством Франца Антона фон Герстнера, чешского профессора, начали возводить насыпь, на которой впоследствии появилась первая в стране железная дорога. Маршрут пролегал следующим образом: Петербург-Царское Село-Павловск. Так впервые паровоз оказался в главной роли — причем в буквальном смысле (в это время на сцене Александринского театра давали водевиль «Поездка в Царское Село», в котором главная роль отводилась... паровозу).
Строительство первой железной дороги в Свердловской области началось на несколько десятилетий позже. В то время даже привычные нам реалии железнодорожного быта и выглядели, и назывались по-другому. Например, раньше термина «депо» вообще не существовало. Депо назывались «сараями», машинистов называли «машинными мастерами», а первый русский паровоз, построенный братьями Черепановыми на Урале, назывался «пароходкой» или «пароходным дилижансом» (по аналогии с речным или морским транспортом).
Предлагаем вам взглянуть на историю Свердловской железной дороги в фотографиях, на которых изображены экспонаты, представленные в Музее истории, науки и техники Свердловской железной дороги.
К сожалению, модель паровоза, построенная братьями Черепановыми более 170 лет назад, есть только на фотографии. Их детище, первый русский паровоз, везет тележки, груженные медной рудой, по железной дороге, построенной специально для него.
Для работы на государственных железных дорогах принимались лица не моложе 21 года и не старше 50 лет. Исключение делалось только для окончивших техническое железнодорожное училище.
Поступающие на службы должны обладать здоровьем, устным знанием русского и знать русскую грамоту. Ну и, конечно, знать свои служебные обязанности.
Лица, ранее уволенные за беспорядок и злоупотребление, на службу не принимались. Женщины могли занимать на ограниченное число должностей вплоть до 1890 года. Кем могла работать женщина на железной дороге? Сторожем, телеграфистом, конторщиком, счетоводом, фельдшером, акушеркой, билетным и товарным кассиром...
Начинали работать все предприятия железной дороги в 7 утра. Затем с 12 до 13:30 обед и вновь работа до 17:30 вечера. Рабочая смена — 9 часов при одном выходном дне, которым считалось воскресение. Исключение делалось лишь в церковные праздники, когда работали до обеда, то есть до 14 часов.
Символика ведомства путей сообщения с 1830 по 1932 год была необычной: перекрещенные топор и якорь. Почему? Просто до строительства первой железной дороги в России основными путями сообщения считались речной (морской) вид транспорта, а также шоссейные и грунтовые дороги. В 1932 году символику заменили на французский молоток и гаечный ключ.
Локомотивное депо станции Чусовская. Раньше станция входила в состав уральской горнозаводской железной дороги. Так выглядел вокзал станции Екатеринбург в конце 19 века. Раньше перед вокзалом был разбит цветник, посреди которого бил фонтан. Цветник украшали две мраморные вазы для цветов.
Здесь представлена и станция Верх-Нейвинск, конец 40-х — начало 50-х годов 20 века, когда на дороге еще существовала паровозная тяга. Макет, кстати, действующий: паровоз делает небольшую петлю, разворачивается внутри тоннеля, после чего вновь показывается на железнодорожных путях.