В частности, взрослые жители Екатеринбурга куда позже выходят на снежные горки, чем в собственном детстве – устойчивый снежный покров и минусовые температуры устанавливаются лишь к январю. Реагирует на тепло и природа – уральские леса «подались» на Север.
Как рассказал «Новому Региону» ведущий научный сотрудник Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН (Москва) Альберт Успин, эффект от глобального потепления на Среднем Урале отмечают с начала 80-х годов прошлого века. Многие его признаки заметны и взгляду простого обывателя.
Ведущий научный сотрудник Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН (Москва) Альберт Успин:
- Если быть кратким, то из-за тенденции к потеплению у нас появляются новые виды растений, несвойственных средней полосе. В лесах то и дело прорастают дубки, а в садах поспевают неплохие яблоки. Собственно, сама граница леса перемещается все севернее, получая более комфортные условия для роста там, где раньше это было невозможно. Кроме того, с Урала дольше не улетают на зиму птицы, меняя свои миграционные пути.
Вместе с тем, очевидное зимнее потепление не является основным признаком глобального потепления. По словам Альберта Успина, «это скачкообразный процесс. Холод может исчезать и возвращаться в течение десятков лет. Однако общая тенденция к потеплению идет неуклонно».
К примеру, похожая погода стояла в Свердловской области в конце ноября 1959 года. Шестьдесят лет назад в газете «Вечерний Свердловск» была опубликована заметка со словами: «Никак не может зима войти в свою полную силу. Идет уже последняя декада ноября, а нет ни сугробов, ни куржака. …По народному календарю «На Студита стужа, что ни день, то хуже». Но пока что зима носит явно «сиротский» характер».