Конгрегация Доктрины Веры, которая является надзорным органом Святого Престола, издала на этот счет 16-страничный документ. В нем говорится, что «Христос создал на земле одну церковь, целям и задачам которой отвечает католическая церковь, а не другие христианские конфессии». В православном мире с заявлением Ватикана официально не согласились, но отметили, что воспринимают его с благодарностью. За долгожданную прямоту, честность и откровенность.
Ватиканская Конгрегация Доктрины Веры пишет, что в других христианских общинах, в частности в православной церкви, есть «недостатки». Они заключаются в том, что «некоторые вероисповедования» не признают примата папы римского. При этом осторожно подчеркивается, что примат не должен пониматься как «внешний и конкурентный элемент по отношению к епископам конкретных церквей». Для православных в этих словах мало нового.
Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал, что «заявления Ватикана о том, что католическая церковь отвечает задачам христианства, не повредят межконфессиональному диалогу». «Мы с этим заявлением не согласны, но нового ничего в нем нет, — заявил митрополит Кирилл. — Это было честное заявление, что гораздо лучше, чем так называемая церковная дипломатия». Ведь православная церковь открыто считает себя правопреемницей и наследницей по апостольскому преемству древней неразделенной церкви.
Подобные заявления католиков звучат с IV века от Рождества Христова. Возвышение католичества в Средних веках в Европе и снижение влияния Византийской империи позволило приверженцам католической веры выйти на главенствующий уровень. Теперь при папе Бенедикте XVI после долгих лет либерализма папский престол пытается вернуть веру к истокам. В субботу Бенедикт XVI восстановил так называемую Тридентскую мессу — католическую литургию, которая совершается на латыни по каноническому образцу.
«Как ни странно, но с точки зрения православного человека такое заявление Ватикана нам симпатично, — сказал РБК daily профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев. — Церковное самосознание такого рода является ортодоксальным, более архаичным и традиционным». По его словам, православные в диалогах с католиками все время призывают их отложить в сторону новые положения из эпохи Позднего Средневековья и более новых времен и вернуться к тому, какой была общеевропейская вера первого тысячелетия. А в ту веру входил и такой тезис, что церковь одна-едина, основана Христом и апостолами с особым служением римского епископа в ней.
«Мы радуемся, когда публичная позиция соответствует сокровенной. Бенедикт XVI, несомненно, ведет диалог более честный, чем некоторые его предшественники», — добавил Андрей Кураев.