Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Первый после «Крокуса». Как мусульмане Екатеринбурга провели последний день Рамадана

Первый после «Крокуса». Как мусульмане Екатеринбурга провели последний день Рамадана
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Утром 10 апреля в мечетях Екатеринбурга отпраздновали Ураза-байрам, который отмечают по окончании священного месяца Рамадан. Праздник мусульман прошел под пристальным присмотром полиции из-за действующих мер, введенных после теракта в «Крокус Сити Холле». Корреспондент 66.RU отправился в соборную мечеть «Мавлид» в Воронежском переулке около Цыганского поселка и поговорил с мусульманами о том, как теракт изменил их жизнь.

День как будто не мог начаться иначе: таксист, увидев меня, выдохнул и сильно обрадовался русскому пассажиру: «Увидел конечную точку. Подумал, что повезу этих. Хорошо, что ты русский оказался. А то у этих сегодня праздник. Почему у себя дома не празднуют? Только дороги все из-за этих перекрыли».

Водитель по имени Максим не скрывает своей неприязни, но и причины ее не озвучивает. За всю поездку таксист так ни разу и не назвал объект хейта, ограничившись местоимениями.

— Я не люблю их, и все. С армии еще. Живу на Сортировке, они там все захватили. Рейды никто там не проводит. Дали бы мне гранату, я бы… (Тут был экстремизм, — прим. ред.) А че толку? Они новых нарожают. Возил их. Что-то там бу-бу-бу на своем. Зато матерятся на русском. По-нашему не понимают, а зачем привозим? Какой от них плюс? Наверное, единственный, что русские работать дворниками и уборщиками не будут.

Поездка заканчивается раньше, чем я смог услышать концовку геополитических рассуждений. На прощание Максим с усмешкой желает удачи: «Ничего хорошего не ждите».

Первый после «Крокуса». Как мусульмане Екатеринбурга провели последний день Рамадана
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Первый после «Крокуса». Как мусульмане Екатеринбурга провели последний день Рамадана
Фото: Антон Буценко, 66.RU

В 05:40 на улице только две машины ГИБДД, перекрывшие проезд, и замерзшие цыганки с детьми. Чуть позже к мечети подходят мусульмане — только мужчины. Цыганки при виде их выстраиваются у входа, чтобы просить милостыню.

Первый после «Крокуса». Как мусульмане Екатеринбурга провели последний день Рамадана
Фото: Антон Буценко, 66.RU

«Зачем вы нас фотографируете? У нас сегодня тоже праздник», — возмутилась одна из женщин.

Верующие не особо рады цыганам и со словами «отвяжитесь от нас» спешно заходят в здание. Большинство мусульман попасть в небольшую мечеть так и не смогли. Они разуваются и молятся на ковриках для намаза во дворе. В первую очередь — по погибшим в «Крокус Сити Холле», во вторую очередь — для заглаживания вины перед Богом.

Первый после «Крокуса». Как мусульмане Екатеринбурга провели последний день Рамадана
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Цыгане так и остались стоять за забором, зато православный на вид сотрудник полиции зашел в мечеть как к себе домой.

Первый после «Крокуса». Как мусульмане Екатеринбурга провели последний день Рамадана
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Он посчитал прихожан по головам, вместе с коллегой в гражданском сфотографировал стоящих перед ним на коленях мусульман и ушел.

Первый после «Крокуса». Как мусульмане Екатеринбурга провели последний день Рамадана
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Весь процесс службы контролирует один из старейшин, представившийся «рядовым верующим». Во время обряда он недоверчиво косился в сторону журналистов, а потом неожиданно с добрым видом протянул тарелку с пловом, который сам и приготовил. «Рядовой верующий» вручил еще несколько тарелок более молодому «рядовому верующему» и поручил накормить полицейских. Гаишники согласились принять блюда только со второй настойчивой попытки. Нам с фотографом хватило и первой. Это был самый вкусный плов в моей жизни.

Первый после «Крокуса». Как мусульмане Екатеринбурга провели последний день Рамадана
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Всего утреннюю службу посетили около 800 мусульман. Не всем хватило места в здании.

Первый после «Крокуса». Как мусульмане Екатеринбурга провели последний день Рамадана
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Первый после «Крокуса». Как мусульмане Екатеринбурга провели последний день Рамадана
Фото: Антон Буценко, 66.RU

После службы из мечети выходят председатель организации «Общество дружбы Урал-Узбекистан» Абид Туратов и представитель диаспоры по имени Алижан. На нем олимпийка с надписью RUSSIA. Алижан сильно отличается от других прихожан формой одежды и «гладковыбритостью», а аромат его парфюма перебивает даже запах свежих лепешек, продаваемых рядом.

Первый после «Крокуса». Как мусульмане Екатеринбурга провели последний день Рамадана
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Алижану 35 лет. Он староста, учится на третьем курсе Горного университета и дважды признавался лучшим иностранным студентом вуза. В Узбекистане у него осталась жена и пятеро детей. В его стране нет бомжей, «как в Америке», рассказывает Алижан. Потому что у всех много родственников, а родне нужно помогать в трудных ситуациях.

— Я планирую вернуться потом, однозначно. Я живу в горной местности рядом с Афганистаном. Там самая охраняемая граница. Птица не пролетит.

По-русски Алижан говорит почти идеально, но с небольшим акцентом.

Первый после «Крокуса». Как мусульмане Екатеринбурга провели последний день Рамадана
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Алижан

— Я считаю, что если человек находится в России, он должен знать русский язык. Впервые в 2008 году, приехав сюда, я столкнулся с этой проблемой. Мог сказать только «здравствуйте». Потом я понял, что без знания русского учиться нет смысла. Выучил за полгода.

Я поступал в Горный в 2021 году вместе с десятками граждан Узбекистана. Большинство после учебы собирается устроиться на работу в Навоийский горно-металлургический комбинат на родине.

Первый после «Крокуса». Как мусульмане Екатеринбурга провели последний день Рамадана
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— Некоторые русские говорят, что «половина» страны приехала. Это неправда. Мы часто слышим такое. В Узбекистане 11% — славяне. Это больше, чем нас здесь. В Ташкенте жить дороже, чем в Екатеринбурге, потому что там зарплаты хорошие. В остальных областях — труднее, нельзя накопить денег. Здесь — можно, поэтому сюда и приезжают.

По словам Алижана, после теракта в «Крокус Сити Холле» отношение к гражданам Средней Азии ухудшилось.

— У меня друг таксистом подрабатывает. Его русские спрашивают: «Вы что творите?» После теракта ребята говорят, что такого много стало. Я им говорю, что не надо спорить, надо понять, что у людей горе. Чтобы не было межнациональных конфликтов. Я сам стараюсь в интернете весь этот негатив не читать. Когда я вижу несправедливость к своему народу, меня тоже переполняет. Но я не хочу это впитывать, чтобы не ответить лишнего.

Первый после «Крокуса». Как мусульмане Екатеринбурга провели последний день Рамадана
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Когда речь заходит про теракт в Подмосковье, в разговор вступает Абид Туратов, который до этого общался с другими прихожанами. На этой теме разговора на улице начинается дождь.

— Какой итог их ждет?

— [Террористы просто] сдохнут! Столько слез, столько горя принесли. Я сам ходил класть цветы в день траура. Слезы бежали. Их ведь накачали, конкретно. Нормальный мусульманин так сделать не сможет. Они сдохнут в этой камере. Бог накажет, они попадут в ад. Сколько людей их проклянет. Там целые беззащитные семьи погибли, капец вообще. Тем более в Рамадан. Это самый священный месяц. Их как-то подготовили, как солдат.

— Радикальные исламисты?

— Не. Вы когда-нибудь видели теракт во время Рамадана? Я впервые слышу. Это пропаганда западная, чтобы возбудить ненависть славян к мусульманам. Даже в Коране написано, что Мухаммед должен беречь христиан, потому что это ближайшая к нам вера. В России больше 20 миллионов мусульман. Больше 10%. Плюс приезжие. Да завербованы они были.

Абид задумывается и говорит, что во всей этой истории не нужно заострять внимание на национальности. Потому что есть и обратный пример — 15-летний Ислам Халилов, работник «Крокус Сити Холла», который вывел из горящего здания 100 человек.

— Мы должны показывать героев. Пацан 15-летний. Я восхищен! Который вывел 100 человек из здания. Он, ребенок, вывел. Я бы ему орден выдал. Для меня уже он авторитет.

Спасая от дождя, Абид ведет нас в чайхану по соседству и заказывает всем самсу с зеленым чаем. В заведении без вывески, явно «для своих», играет восточная музыка.

Первый после «Крокуса». Как мусульмане Екатеринбурга провели последний день Рамадана
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Говоря о различии между странами, Алижан подчеркивает, что если в мире что-то творится плохое, то это всегда списывают на мигрантов.

— Есть люди хорошие и плохие. Плохие есть везде. Но по ним судят всю нацию. Если кто-то что-то плохое сделал, то журналисты акцентируют внимание на национальности. Это рождает ненависть. В Узбекистане за межнациональную рознь строго карают законом.

Первый после «Крокуса». Как мусульмане Екатеринбурга провели последний день Рамадана
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Абид Туратов

Домой я ехал на такси, водителя которого звали Алишер. Садясь в машину, я поздравил его с окончанием Рамадана.

— Откуда вы знаете? — спросил он, поворачиваясь.

Я показал ему лепешку, которую мне подарили у мечети.

— Это самый важный праздник для нас, — сказал Алишер. И всю дорогу интересовался, удобно ли мне ехать, не дует ли и все ли хорошо.