Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В России тайно реабилитировали десятки палачей-чекистов по просьбе правнука одного из них

12 мая 2019, 17:27
В России тайно реабилитировали десятки палачей-чекистов по просьбе правнука одного из них
Фото: архив 66.RU
Юрист Александр Бусаров сначала добился отмены приговоров для офицеров НКВД, а затем — их повторного обвинения.

Прадед Александра Бусарова — офицер НКВД, которого вместе с сослуживцами расстреляли в 1939 году. Юрист изучал историю своей семьи, чтобы понять, как его предок стал палачом, и пришел к выводу, что Народный комиссариат внутренних дел, на который работал офицер, должен предстать перед судом.

Но надежды на справедливый процесс в России у Бусарова не было, тогда он стал собирать сведения об офицерах сталинских спецслужб, которые были репрессированы в 30–50-х годах и остались не реабилитированными, и готовить заявления о восстановлении доброго имени. По замыслу юриста, Главная военная прокуратура должна была приговаривать их повторно — как преступников и убийц, которые реабилитации не подлежат, пишет «Радио Свобода».

Вопреки ожиданиям, Бусаров стал получать письма о том, что осужденные сотрудники НКВД, о которых он ходатайствовал, реабилитированы. Среди них один из организаторов Большого террора, член особой тройки НКВД СССР Яков Агранов, помощник Берии Степан Шария и заместитель Берии Степан Мамулов.

В 2012 году Александр Бусаров добился около тридцати реабилитаций, а затем попытался вернуть палачам награды и воинские звания. Так начался обратный процесс. «Это совершенно беспрецедентный случай. Такого потока дереабилитаций в истории прокуратуры никогда не было», — цитирует издание юриста.

Свою работу активист называет «хулиганством в полном соответствии с буквой закона» и «засекреченным Нюрнбергом». Ему удалось вывезти полученные документы о палачах — архивные справки, постановления Верховного суда, ФСБ, СВР, администрации президента — из России. Теперь он намерен публиковать их и утверждает, что материал может служить почвой для суда над НКВД.

«По совокупности судебного материала можно утверждать, что это дело о преступной организации, точно такой же, как СС и гестапо, осужденные на Нюрнбергском процессе», — говорит правнук офицера Наркома.