Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Просить деньги не стыдно»: основатель It'sMyCity — о том, как убедить читателей финансировать СМИ

28 ноября 2016, 17:30
Недавно портал о Екатеринбурге It’sMyCity объявил о сборе средств на Planeta.ru. Авторы проекта оценили его в 250 тыс. руб. По условиям площадки, собрать нужную сумму необходимо за 48 дней. На сегодняшний день собрано чуть более 144 тыс. руб., впереди еще месяц. Мы попросили Дмитрия Колезева — учредителя первого екатеринбургского СМИ, решившего обратиться к помощи краудфандинга, рассказать, как убедить жителей уральской столицы отдать свои деньги на развитие сайта.

— На прошлой неделе я впервые в жизни искренне радовался деньгам. Мне всегда казалось, что радоваться деньгам самим по себе — стрёмно. Деньги — это приятно, это важно, иногда это жизненно необходимо. Но радоваться просто тому, что у тебя есть деньги, бессмысленно. Можно получать удовольствие от покупок, но нельзя любить деньги сами по себе — это лишь абстрактный эквивалент для товарного обмена.

И вот неделю назад я впервые взглянул на деньги иначе. Я смотрел на счетчик нашей краудфандинг-кампании на сайте Planeta.ru и видел, как каждые несколько минут туда приходят новые платежи: 100 рублей, 1000 рублей, 10 тысяч... Количество денег не было огромным, но изменилось их качество. В этих деньгах появился глубокий смысл. Десятки знакомых и незнакомых людей отправляли деньги на счет нашего сайта ItsMyCity.Ru, чтобы поддержать это небольшое городское интернет-издание. Каждый новый рубль на счете был не просто деньгами — это был символ того, что проект нужен людям и они его поддерживают.

Когда я пишу эти строки, на нашем счетчике 144 тыс. руб. До конца кампании нам надо собрать еще чуть больше 100 тысяч. На это есть около месяца. Если кампания завершится успешно, это будет важный опыт как для нас, так и для других людей, которые занимаются общественными проектами в Екатеринбурге. Вот почему.

Зачем нам краудфандинг

It'sMyCity — это маленькое городское издание. Каждый день его читают примерно пять тысяч человек (для сравнения, 66.ru — больше 100 тысяч). ItsMyCity пишет про изменения городской среды, про архитектуру и урбанистику, а главное — про людей: начинающих бизнесменов, художников, музыкантов, ученых.

It'sMyCity не пишет про политику, криминал, ДТП и скандалы. А как раз эти темы больше всего привлекают читателей. Скорее всего, у такого сайта никогда не будет посетителей настолько много, чтобы на нем хорошо продавалась реклама. Он может продавать отдельные спецпроекты для рекламодателей, которым важна «информационная экология» сайта — отсутствие скандальных тем и злых комментаторов. Но поставить на поток продажу такой рекламы в одном городе довольно сложно.

В какие-то месяцы нам удавалось довольно успешно продавать рекламу. Но иногда сайт был в минусе, и нам — его учредителям — приходилось помогать из своих средств.
Что для меня, что для других учредителей, It'sMyCity — это не бизнес. Мы не зарабатываем на нем деньги, мы их на него тратим. Это общественный проект: нам хочется, чтобы в городе было медиа, которое пропагандирует любовь к своему городу и вдохновляет людей менять Екатеринбург к лучшему.

«Просить деньги не стыдно»: основатель It'sMyCity — о том, как убедить читателей финансировать СМИ

Никто из нас, учредителей IMC, не богат. У нас есть другая, «основная» работа. Мы заняты в СМИ и рекламе, и когда в этих сферах было больше денег, нам удавалось поддерживать и развивать сайт «на свои». Сейчас кризис, стало сложнее, и мы поняли, что не справимся без помощи читателей.

Некоторое время назад мы сели и стали обсуждать: что будем делать с It'sMyCity? На жизнь сайту кое-как хватает. Но ему нужен новый дизайн, движок, мобильная версия. Сайт морально устарел. Мы обсуждали разные варианты: продать IMC, найти инвестора, заморозить проект... И в конечном счете решили попробовать краудфандинг — попросить деньги на новую жизнь для IMC у самих горожан. «Так мы узнаем, нужен ли It'sMyCity кому-то, кроме нас самих», — сказал мой товарищ и партнер по IMC Данил Голованов.

Что было самым сложным

Краудфандинг-кампания, если подходить к ней серьезно, — дело непростое. Для начала нужно выбрать механизм сбора денег. Будем ли мы собирать их на собственный счет? Или воспользуемся готовым онлайн-сервисом?

Мы выбрали Planeta.ru. Хотя нам придется заплатить им от 10 до 15% комиссии, Planeta.ru предлагает много полезных инструментов: работа со всеми мыслимыми платежными системами, баннеры-счетчики на сайт, систему учета «акций-подарков», аналитику и так далее. Кроме того, у Planeta.ru есть удобный учебник по краудфандингу, который я внимательно изучил перед началом кампании.

Я узнал много важного. Главное: краудфандинг — это серьезная работа. Нельзя просто выйти к людям и сказать: дайте денег. Нужно объяснить им, чем так важно поддержать проект. Нужно написать правильные тексты для страницы на Planeta.ru и для социальных сетей, подготовить пресс-релизы для медиа. Важно выбрать иллюстрации для описания проекта и записать видеоролик. Нужно готовиться к тому, что вам придется несколько недель каждый день разговаривать с аудиторией, просить ее быть активнее, напоминать о себе.

«Просить деньги не стыдно»: основатель It'sMyCity — о том, как убедить читателей финансировать СМИ
Лично для меня самым сложным была съемка видеоролика. Предстояло посмотреть в камеру и сказать: дайте, пожалуйста, денег. А мы же люди гордые! Как так — просить денег? Я никогда в жизни этого не делал.

Но когда на камере загорелась лампочка, выяснилось, что не так уж это и страшно. Ведь мы просим не для себя, а для дела. И если это дело хорошее и важное для города, что в этом унизительного?

Запись ролика оказалась важным уроком. Мы научились в нескольких фразах объяснять, кто мы такие, что такое It'sMyCity и почему ему нужны деньги. Наверное, наше видео получилось не слишком профессиональным. Но важно, что мы обратились к будущим спонсорам лично, с открытыми лицами, называя свои имена. Краудфандинг невозможен без доверия.

Как нам помогли подарки

Одна из самых важных вещей в краудфандинге — подарки. На Planeta.ru их называют «акции». Смысл в том, что ты можешь помочь проекту на определенную сумму, а в благодарность получить приятную вещицу — чаще всего какой-нибудь сувенир.

Мы попросили нескольких известных горожан помочь с этим. Многие откликнулись. Главный художник города Дмитрий Фогель предоставил свои ранние работы. Главный архитектор Екатеринбурга Тимур Абдуллаев подарил книги об архитектурных практиках Екатеринбурга со своими автографами. Глава Екатеринбурга Евгений Ройзман подписал несколько книг. И еще много других хороших людей и организаций помогли нам.

Но самое интересное началось после запуска кампании. Когда люди узнали, что мы собираем средства, к нам обратились многие городские предприниматели и организации. Они предложили свои товары и услуги в качестве подарков для участников. Например, ресторан Osteria Sorriso подарил меценатам три сертификата на ужины по 5 тыс. руб., Double bar — сертификаты на коктейли по 3 тыс. руб., фазанья ферма «Русское подворье» — корзины деликатесов. Кинотеатр «Салют» дал 20 билетов на любые сеансы. Бренд Ushatava — пять сертификатов по 1000 руб. И так далее, всех не перечислишь.

«Просить деньги не стыдно»: основатель It'sMyCity — о том, как убедить читателей финансировать СМИ

Конечно, многие из них рассчитывали (и прямо говорили об этом), что It'sMyCity в ответ напишет об их участии и таким образом сделает небольшую рекламу. Но это абсолютно нормально: люди помогли и нашему проекту, и своему бизнесу. Нам несложно написать небольшую заметку про каждого участника, а многие наборы акций разошлись за считанные часы и принесли нам деньги. Это win-win.

Очень важно, что появилось много новых акций и партнеров. Это помогает нам поддерживать интерес к проекту: мы можем регулярно писать, что к кампании присоединились очередные горожане. Это показывает, что в поддержке сайта участвуют самые разные люди и предприятия.

Почему это важно?

Мы с самого начала хотели, чтобы борьба за будущее сайта стала не только нашим личным проектом, но делом многих горожан. И мы благодарны всем, кто принял и продолжает принимать участие в кампании. Кто-то внес деньги, кто-то предоставил подарки для акций, кто-то просто сделал репост или поставил «лайк» одному из постов. Все это очень важно. Все эти люди стали соучастниками нашего дела.

Конечно, были и другие мнения. Кто-то сказал: нечего, мол, приличным людям побираться. Другие высказались в духе либералов-рыночников: если проект не зарабатывает на рекламе, значит он должен умереть. Третьи зло предложили «продать шубы и машины», чтобы помочь IMC (теперь редактор IMC Слава Солдатов все время спрашивает, где его шуба).

Могу попробовать ответить. Краудфандинг — это не милостыня. Это способ финансирования общественных проектов. IMC — именно такой проект. Мы верим, что городу нужен сайт, который рисует вот такую картину городской жизни: без «желтизны», скандалов, криминала. Пусть его читают лишь пять тысяч человек, но это очень активные, разумные и деятельные люди. Они считают, что Екатеринбург — это их город. Они не хотят уезжать отсюда, хотят менять городскую среду к лучшему, видят будущее для этого города.

«Просить деньги не стыдно»: основатель It'sMyCity — о том, как убедить читателей финансировать СМИ
Участие в нашей кампании — это не просто помощь конкретному сайту. Это вклад в Екатеринбург. У простых людей не так много возможностей поучаствовать в судьбе города. А здесь можно потратить 100 или 1000 рублей на понятное дело: улучшить информационную среду места, в котором живешь.

Мне кажется, если кампания IMC пройдет удачно, это будет важным опытом для других общественных проектов в Екатеринбурге. Это докажет, что горожане готовы участвовать в позитивных городских делах. А инициативные люди получат возможность привлекать средства для своих начинаний. Уверен: чем шире будет развиваться краудфандинг в Екатеринбурге, тем лучше для всех. Это элемент гражданского общества.

Поэтому если вы еще не поучаствовали в кампании по сбору средств для IMC — сделайте это сейчас. И не лишайте своего внимания подобные проекты в будущем. Пусть это будет вашим способом проявления гражданской позиции.

Что будет дальше?

По правилам Planeta.ru, наша кампания уже считается успешной: мы собрали более 50% от требуемой суммы. Когда соберем остальное, мы потратим деньги на новый сайт и новый дизайн, а что останется — пустим на рутинные расходы сайта: выплату гонораров, заказ фотографий, оплату корректора и т.д. Думаю, собрать 100 тысяч за оставшийся до конца кампании месяц реально.

Мы опубликуем отчет о потраченных средствах, отчитаемся о доставленных подарках-акциях и еще раз всех поблагодарим.

«Просить деньги не стыдно»: основатель It'sMyCity — о том, как убедить читателей финансировать СМИ

Будем ли мы потом снова собирать деньги? Скорее всего, да. Мы бы хотели сделать краудфандинг постоянным способом помощи сайту. Во время этой кампании мы многому научились. У нас появились свежие идеи, как и на что можно собирать средства в будущем.

Вряд ли у нас получится постоянно покрывать за счет сбора средств 100% расходов. Но если мы обеспечим потребности IMC хотя бы наполовину или на треть — это уже здорово. Мы с гордостью будем говорить, что наш сайт наполовину содержат ответственные горожане, которым важны независимые медиа. Кажется, такого нет ни в одном городе России. Поэтому скорее присоединяйтесь.

Поддержать проект можно на официальной странице It'sMyCity на сайте Planeta.ru.

Евгений Ройзман признан(а) Минюстом РФ иностранным агентом

Видео: It’s My City. Фото: архив 66.ru