Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Объясняем на коубах: как спасти подростка от самого себя. Пять историй из школьной жизни бывших детдомовцев

23 ноября 2016, 12:30
Объясняем на коубах: как спасти подростка от самого себя. Пять историй из школьной жизни бывших детдомовцев
Фото: Дмитрий Горчаков; архив 66.ru
Самостоятельно справиться со школьной программой получается лишь у 16% детей из детского дома, всем остальным нужна помощь. При этом в 76% случаев школа свою помощь не предлагает совсем. Таковы данные Фонда профилактики социального сиротства. С помощью тренера-психолога Портал 66.ru составил для вас пять карточек, в которых объяснил, как помочь ребенку не быть вечно в отстающих, справиться с агрессией в школе, перестать чувствовать себя жертвой и научиться ценить свое тело.

Известный психолог Людмила Петрановская в книге «В класс пришел приемный ребенок» описывает два популярных образа сироты. Первый — «Оливер Твист». Это когда вам кажется, что ребенку из детского дома чудесным образом удалось сохранить твердые моральные устои и высокие помыслы в море непрекращающихся обид и притеснений. Всё, что ему нужно для успеха, — это встретить доброго и бескорыстного человека, который умоет его, накормит и отдаст в школу. За это подросток до конца жизни будет благодарен своему спасителю.

Второй распространенный образ — «Франкенштейн» (или «оборотень»). Такой ребенок делает вид, что он очень хороший, а на самом деле только и ждет момента, чтобы в очередной раз воспользоваться добротой своих приемных родителей. Отплатит он за нее, конечно, самым вероломным образом: будет вымогать у них деньги или того хуже — наведет банду на их квартиру.

На самом деле в реальности «Оливер Твист» невозможен. Если ребенок получает от мира только тычки и затрещины, то, скорее всего, он будет отвечать ему тем же. Истории про «оборотней» в жизни встречаются, но, как пишет Петрановская, происходят они не потому, что ребенок из детского дома.

Главное, что нужно знать о приемных детях, — они и вправду могут быть непростыми, каждый — со своим невеселым бэкграундом. Отсюда все проблемы учителей и приемных родителей. Первые признаются, что регулярно сталкиваются с ситуациями, когда такие подростки ведут себя агрессивно, прогуливают занятия, не проявляют интереса к учебе. По словам преподавателя школы №60 Любови Солодовниковой, больше всего от этого страдают сами дети, которые не могут самостоятельно решить свои проблемы.

Любовь Солодовникова, учитель школы №60:

Объясняем на коубах: как спасти подростка от самого себя. Пять историй из школьной жизни бывших детдомовцев

— Взрослые обычно видят только плохое поведение ребенка, не осознавая причину такого поведения, часто списывая это на невоспитанность, гены и т.д. С таким подходом не добиться результата — ребенок не станет учиться лучше. Нужно понимать, что каждый из этих детей пережил катастрофу в своей жизни. Ребенок думает, что если он не нужен своим родителям, то не нужен никому, даже самому себе. А если не нужен — нет необходимости к чему-то стремиться. Это напрямую влияет на развитие ребенка.

Омбудсмен по правам ребенка Анна Кузнецова считает, что сегодня нужно менять не только законодательство, но и школьную систему в отношении детей-сирот. Она уже пообещала, что займется разработкой новых правил адаптации детей из детских домов в российских школах.

Анна Кузнецова, уполномоченный по правам ребенка в России:

Объясняем на коубах: как спасти подростка от самого себя. Пять историй из школьной жизни бывших детдомовцев

— Вместо помощи дети иногда слышат от учителей: «Что вы от него хотите — он же детдомовский! Он никогда не догонит нашу программу! Переведите вашего ребенка в другую школу!» Конечно, это вопрос внутренней культуры учителя и вообще человека, потому что предвзятое отношение может встретиться и со стороны родителей других детей. Наша общая задача — создать комфортную среду для приемных семей, изменить отношение к детям-сиротам.

Между тем в Екатеринбурге уже давно проводят семинары для учителей, во время которых психологи объясняют приемным родителям и учителям, как найти общий язык с сиротами. Один из авторов интенсива — некоммерческая организация «Семья детям». Мы попросили тренера-психолога Наталью Хейфец привести пять проблемных историй из жизни бывших детдомовцев и объяснить, как вести себя в таких ситуациях.

Берет чужое

Что случилось?

Девятилетняя девочка забрала всю кассу в сельском магазине, пока другие дети отвлекали продавца, а потом раздала деньги. Дети их взяли и побежали домой.

— Маша такая классная! — сказали они своим родителям. — Она деньги раздает, мы будем с ней всегда дружить!

Фото: Дмитрий Горчаков; архив 66.ru. Видео: фрагменты фильма «Республика ШКИД»