Через месяц метрополитену Екатеринбурга исполняется 25 лет. Мы нашли изображения, где представлены альтернативные варианты того, как могли бы выглядеть станции. С другими интерьерами и совершенно другими названиями.
О том, как на ходу менялись планы и почему девять станций сегодня выглядят именно так, Порталу 66.ru рассказал главный архитектор «Уралгипротранса» Спартак Зиганшин, который занимается метрополитеном 35 лет.
|
---|
Чтобы понять, что случилось и почему всё поменялось, нужно немного погрузиться в историю.
Советский Свердловск начала восьмидесятых. В городе будут строить метро. Власти объявляют конкурс эскизов. Городской комитет называет станции: «Проспект Космонавтов» — «Орджоникидзевская» — «Калининская» — «Свердловская» — «Парк Славы» — «Площадь 1905 года». Архитекторам предоставлена полная свобода, каждая команда составляет свои эскизы. Чья идея победит — те и проектируют.
Конкурс прошел. Архитекторы определены. Начинается более подробная проработка проектов. Но вслед за переменами в стране меняются и названия станций. Авторитет многих исторических личностей становится спорным, поэтому имена заменяют более нейтральными вариантами. Архитекторам приходится экстренно подстраиваться и придумывать новое оформление. Окончательные названия утвердили лишь к концу восьмидесятых.
«Проспект Космонавтов»
|
---|
«Проспект Космонавтов» — одна из станций, которая не сменила свое название.
Что выбрали: стоя на платформе, ты погружаешься в космическую ночь. Поднимаешься наверх — и возвращаешься на Землю. Интерьеры вестибюля сделаны из белого мрамора. Тут тебя встречает космонавт. Он машет рукой: «Привет, приехали!»
Спартак Зиганшин, главный архитектор проекта:
— Чертежи облицовки колонн делал Вячеслав Бутусов. Он одаренный человек во всех отношениях. И писатель, и поэт, и художник, и архитектор, и музыкант. Когда мы с ним немного поработали, прекрасно поняли, что у него другая сфера притяжения, и отпустили.
«Орджоникидзевская» — «Уралмаш»
|
---|
Станция сначала называлась «Орджоникидзевская», и в проектах многие архитекторы ставили бюст Григория Орджоникидзе. Время шло (первые три станции проектировали и строили 11 лет), герои становились подлецами и наоборот. И команде, сделавшей ставку не на определенную личность, а на место (Уралмаш был одним из мощнейших индустриальных центров государства), пришлось поменять только буквы.
Что выбрали: на потолке — иллюзия: прорези под углом в 45 градусов имитируют резьбу гигантского винта. Такой потолок визуально увеличивает пространство над головой.
Кстати, буквы станции «Уралмаш» тоже нарисовал Вячеслав Бутусов.
«Калининская» — «Машиностроителей»
|
---|
Станцию хотели назвать в честь завода имени Калинина. Но передумали уже после того, как выбрали дизайн. Сменили тему — и пришлось поменять барельефы: на стенах были изображения истории завода, стали — барельефы из истории государства.
Что выбрали: выбрали одно (что на фото), а построили другое. И дело не только в замене названия. В процесс вмешался директор завода им. Калинина, который добился того, чтобы потолок оформляли заводчане. В итоге получился смешанный дизайн. Трубчатые светильники сделал завод, а остальное (белые колонны, пол из змеевика) осталось у архитекторов. От подшивного потолка из металлоконструкций, символизирующего мощь завода, не осталось ничего.
«Свердловская» — «Уральская»
|
---|
Название поменялось не кардинально. Поэтому проект архитекторов, заточенный под «Свердловскую», практически не изменился. Только совсем чуть-чуть. На стенах не стало линии из змеевика. Дизайнеры хотели, чтобы такой своеобразный пояс Урала проходил через все станции. Но такая идея не прошла.
Что выбрали: станция у вокзала — это ворота города. Здесь создается атмосфера старых промышленных объектов. Станция сделана с применением уральского камня. Мощные своды опираются на массивные конструкции. Кованые бра и люстры.
«Парк Славы» — «Динамо»
|
---|
«Парк Славы» хотели посвятить военным героям и трудовым подвигам. Еще один вариант названия станции — «Дзержинская». Но позже решили выбрать еще более нейтральное слово — по названию ближайшего спортивного комплекса.
Что выбрали: выбрали одно (на фото), но после переименования всё поменялось. «Парк Славы» с пятиконечными звездами-торшерами исчез. Мощный, высокий свод остался. Торшеры трансформировались под новую тематику, а на платформе появилась скульптура дискобола.
«Площадь 1905 года»
|
---|
Посвящена трагическим событиям 1905 года. На фотографии — проект, который не прошел. С памятными датами и темными стенами.
Что выбрали: проект архитектора, который смог сделать станцию и светлой, и скорбной одновременно.
«Геологическая» — «Чкаловская» — «Ботаническая»
|
---|
При строительстве новых станций конкурс проектов уже не проводили. Автором «Геологической» стал Спартак Зиганшин, а «Чкаловскую» и «Ботаническую» рисовал его сын — Артур.
«Геологическая». И название, и оформление демонстрируют богатство уральских недр. Из флорентийской мозаики собран срез Земли. Верхняя часть — лазурит, потом зелень из лиственитов. Глубже идет мантия и земная кора с вкраплением полудрагоценных камней — яшмы и фианитов.
«Чкаловская». Посвящена героическому перелету через Северный полюс. Над головой потолок имитирует крыло самолета. Бывший авиатехник создал по конструкции настоящее крыло с тончайшим каркасом из алюминиевых листов и заклепками.
«Ботаническая». Органическое название привело архитекторов к мысли главным символом дизайна станции сделать растительную клетку. А когда начали рисовать, клетки сделали похожими на соты.
Спартак Зиганшин, архитектор:
— Когда уже открыли станцию, у горожан появились интересные размышления на этот счет. Например, кто-то связывал дизайн «Ботанической» с приездом Дмитрия Медведева: мол, мишки любят мед. Еще предполагали, что Ботаника — большой улей, куда люди прилетают спать. Но в целом вроде бы местным жителям наш дизайн понравился.
Сегодня, 1 апреля, редакция 66.ru не выдумывает фейковые новости. Потому что реальный мир намного смешнее и внезапнее любой выдумки. Вместо этого каждую нашу публикацию сегодня комментируют случайные люди из телефонного справочника. То есть буквально: мы берем первый попавшийся номер, звоним и спрашиваем.
Это событие, к примеру, комментирует менеджер по продажам, Анастасия:
Анастасия, менеджер по продажам:
— Я считаю, что новые станции очень красивые, особенно нравится «Ботаническая». Наш метрополитен мне нравится больше, чем московский. Там слишком много людей, очень легко заблудиться и не понятно, где находятся переходы на станциях. Поздравляю всех сотрудников метрополитена Екатеринбурга и желаю им развития! Буду рада, если появится новая ветка до ЖБИ.
И что кроме работы никуда никто не ездит?
Конечно - конечно в Екатеринбургском метро захочешь не потеряешься )))
Особо одарённые могут и в 3 соснах заблудиться (((
А что им не строить, сосут деньги со всей страны и на себя тратят.