Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Алексей Федорченко об «Ангелах революции»: «Чем безумнее детали, тем достовернее история»

3 ноября 2015, 17:01
Алексей Федорченко об «Ангелах революции»: «Чем безумнее детали, тем достовернее история»
Фото: Сергей Логинов для 66.ru
Известный уральский режиссер объясняет, как кровавая действительность и великое искусство уживаются в его новом фильме.

Новый фильм Алексея Федорченко «Ангелы революции» — это история о восстании шаманов северных народов против советской власти, основой которой стали реальные события 30-х годов прошлого века.

На берегу реки Казым живут ханты и манси, которые отказываются признавать новые традиции, обходят стороной построенные специально для них школу, больницу и библиотеку, когда нужно — обороняются с ружьем в руках, а потом и вовсе устраивают свою собственную революцию, обреченную на провал. На этом фоне в небо взлетают собаки, церковь превращается в крематорий, маленькая девочка расстреливает из пистолета печальных ангелочков на торте, а четверо друзей-авангардистов эмигрируют от постреволюционной реальности в искусство.

Мировая премьера фильма прошла год назад на IX Римском международном кинофестивале, где Алексей Федорченко получил премию «Марк Аврелий будущего». С 5 ноября «Ангелы революции» выходят в российский прокат.

Алексей Федорченко об «Ангелах революции»: «Чем безумнее детали, тем достовернее история»

— Когда заходишь на сайт фильма, сразу попадаешь на подробнейшую хронику «Казымского восстания» из «Википедии». Сам фильм начинается с титра, в котором говорится, что он основан на реальных событиях. Зрителю со всех сторон говорят, что все, что он сейчас увидит, — это на 95% правда, документы, и только на 5% вымысел, фантастика. Почему было важно сохранить историческую канву?
— Это фильм, основанный на реальных событиях. Но, как и все мои фильмы, это документальная сказка. Очень часто реальные исторические события намного фантастичнее и интереснее, чем вымышленный факт…

— Вроде швейной машинки Singer, которую Сталин якобы прислал в подарок первой женщине, согласившейся родить в казымской больнице?
— И таких деталей там сотни. Чем безумнее эти детали, тем достовернее кажется история.

— Сама тема восстания шаманов против советской власти заслуживает куда больше безумия и фантастики, чем 5%. Восстание было обречено на провал, от этой истории с самого начала веяло слабоумием и отвагой.
— Проценты я, конечно, не считал. 5% — это по моим внутренним ощущениям. Но и в оставшиеся 95% тоже входит безумие (смеется, — прим. авт.). С моей точки зрения, восстание шаманов — это событие удивительное. Я не знал, что это было, а потом стал читать, находить всё новые и новые факты в интернете, в библиотеках, в разных институтах, и вот они стали наслаиваться друг на друга.

— Герой Олега Ягодина говорит: «Время изменилось. Я не хочу держать маузер, я хочу держать дирижерскую палочку». Что, по-вашему, было самым главным в этом времени?
— Я снимал фильм о сложности контакта между людьми, о межцивилизационном непонимании. У каждого — свое добро, и не факт, что мое добро нужно другим. И авангард, и Казымское восстание — это лишь повод поговорить на эту тему. Это время, когда боевые действия уже закончились, для многих людей искусство стало убежищем, их внутренней миграцией. У человека, которого играет Олег, было два прототипа. С одной стороны — Иван Шишкин, человек, который реально руководил карательной экспедицией против подавления восстания, с другой — замечательный композитор-авангардист Арсений Авраамов, сочинявший музыку для предприятий, городов и даже для всей страны. Поэтому он говорит словами Арсения Авраамова, описывая всю эту феерию, «симфонию гудков», а последней фразой в фильме стали слова из дневника Ивана Шишкина: «Завтра допрошу суку». На этом противопоставлении великого искусства и кровавой действительности строится весь фильм.

— Недавно Олег Ягодин снялся в другом фильме — «Орлеан». За последнее время это его вторая роль на большом экране. Он незаезженный киноактер, свободный от штампов. Для вас же было важно максимально уйти от того, как обычно принято снимать фильмы про революцию и о том, что произошло потом. Все сошлось?
— Весь фильм — это уход от штампов. Мне неинтересно снимать так, как уже снимали до этого. Хочется найти что-то другое, и этого другого там очень много. Можно снимать в разных стилистиках. Все это есть и в революции, и в мифологии, в религии северных народов. Это бездна. Стоит только заняться. Что касается Олега, я хотел снимать его давно (у меня на стене висят несколько фотографий актеров, которых я хотел бы снимать). Но не было роли для него. Как только роль появилась, я сразу его взял. Олег — уникальный актер. Совершенно свежий в нашем кино. Он появился в двух ролях в больших фильмах — и сразу заставил говорить о себе. Мне кажется, что его можно снимать и снимать, но аккуратно, немного.

Алексей Федорченко об «Ангелах революции»: «Чем безумнее детали, тем достовернее история»

— Как вам удалось найти «первую девочку советской Югры» Екатерину Обатину и уговорить ее сняться в фильме?
— Это было несложно. Она ведь все это время прожила в Казыме, где все друг друга знают. Это фактически последний участник этих событий. Пообщаться с ней я не успел. Она была очень больна и не могла много разговаривать. Вскоре, спустя месяц, она умерла. Но мы успели снять ее. Я считаю, что именно эта съемка сделала картинку. Это действие произошло, и я понял, что кино у нас есть. И ушел.

— Она спела «Песню о тревожной молодости» Пахмутовой. Вас не удивил этот выбор?
— Удивил, конечно. Я поэтому и ушел (улыбается, — прим. авт.). Я ожидал чего-то более традиционного, что-то хантыйское. Но я был очарован.

— Люди, которые пойдут на фильм, должны проводить аналогии с тем, что происходит сейчас, например, с революционными событиями на Украине?
— Мы кино снимали в 2012 году, и события 2013 года, конечно, догнали нас и оказали сильное влияние. Впрямую об этом в фильме ничего не говорится, хотя там есть немного о боях под Луганском 1919 года, есть крымские эпизоды. Но это не главное. Главное — тематика фильма. Мне было важно поговорить об этом или хотя бы помочь задуматься.

— Вы не только режиссер, но и продюсер фильма. Вы считаете, вам удастся заработать?
— Посмотрим, вот сейчас прокат начнется. Конечно, это не голливудский блокбастер, но у такого кино тоже есть свой зритель.

— Как вы себе представляете зрителей «Ангелов революции»? Для кого это кино?
— Последние семь дней каждый вечер я показываю фильм в разных городах и уже не думаю, кто мои зрители. Меня всегда удивляет, какие разные фильмы приходят. Я надеюсь, что зритель «Ангелов революции» — это человек более-менее образованный, начитанный и, главное, любопытствующий. Возраст вообще не имеет значения.

Фото: Сергей Логинов для 66.ru