Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Испытано на себе: прорываемся в Крым сквозь адские очереди на паром

9 сентября 2014, 12:40
Испытано на себе: прорываемся в Крым сквозь адские очереди на паром
Фото: Сергей Панин; 66.RU
Журналист Портала 66.ru решил провести отпуск на российском полуострове, но прежде ему пришлось испытать все прелести гигантских очередей на паром.

Анапа, Сочи, Адлер... Я судорожно стал вспоминать названия курортов, которые находятся неподалеку от порта Кавказ. Все потому, что только что гаишник меня огорошил информацией, что переправа в Крым займет 20–24 часа. Сутки! И это при том, что дней пять назад эта операция занимала час-два. Вот и навигатор мне радостно сообщает, что до прибытия в Феодосию остается всего лишь три с небольшим часа, а позади уже 2800 километров.

Испытано на себе: прорываемся в Крым сквозь адские очереди на паром

Когда встаешь в очередь, сложно понять, насколько далеко находится место посадки на паром.

Первое и самое логичное, а может быть, и самое верное решение в такой ситуации — развернуться на 180 градусов и отправиться отдыхать на традиционный российский юг. Но желание спустя пару лет вновь вернуться в Крым, а также природное (журналистское) любопытство заставляют меня испытать на себе все прелести переправы на пароме.

Испытано на себе: прорываемся в Крым сквозь адские очереди на паром

Первое, что вызывает возмущение, — мимо очереди почему-то регулярно проезжают автомобили. За все время таких набралось с сотню. Когда гаишник меня запускал на первую стоянку, я поинтересовался у него причиной такой ситуации. «Я захотел — и пропустил их. Это мое дело», — ответил он мне. Но тут же поправился, отметив, что у всех этих людей есть право на льготное попадание на паром. Я позже пытался на сайте переправы найти список льготников, но не вышло. В очереди же говорили, что право на подобную преференцию имеют, в частности, инвалиды первой группы. Как же много их хочет попасть в Крым, да еще и на дорогих иномарках.

На всякий случай записываю в блокнот, что в очередь мы встали в 14:39 по местному времени. Впереди стоит машина из Татарстана, а позади — из Перми. Вот моя компания на ближайшее время. Сразу же включаю приложение Zello на телефоне, чтобы послушать тех, кто стоит в этой же очереди. Становится понятно, что причина очередного коллапса — шторм, который был накануне, из-за чего переправа не работала. Вот и скопилось несколько тысяч автомобилей по обе стороны.

Испытано на себе: прорываемся в Крым сквозь адские очереди на паром

Дорога к переправе пролегает между Таманским заливом и Азовским морем. Часть людей решают не откладывать отпуск и купаются на пляже, пока водители продвигаются в очереди.

Испытано на себе: прорываемся в Крым сквозь адские очереди на паром

Кто-то предпочитает купанию игру в волейбол.

Испытано на себе: прорываемся в Крым сквозь адские очереди на паром

Вдоль дороги есть киоски с водой и едой. Булки стоят по 70 рублей, литр лимонада — 60 рублей.

Очередь движется очень медленно. Проехав около четырех километров, в 18:20 мы попадаем на организованную стоянку для автомобилей. Тут специально обученный человек измеряет машины и выдает квиточки для покупки билетов на паром. Еще час в очереди к кассе, 2012 рублей — и ты становишься обладателем нескольких билетиков. Лично я через пару часов стояния в очереди стал как-то спокойнее относиться к происходящему, даже с интересом.

Испытано на себе: прорываемся в Крым сквозь адские очереди на паром

Машины аккуратно расставляют по рядам, каждый из которых тут называют «ручейком». Таким образом работники стоянки могут легко определить, сколько автомобилей надо выпустить, чтобы они все влезли на паром. Кстати, в комментариях писали, что в Крым пытаются попасть исключительно граждане на «Логанах» и «Жигулях». Это не так — в очереди было полно очень дорогих иномарок.

Испытано на себе: прорываемся в Крым сквозь адские очереди на паром

На стоянке есть туалет, душ, кафе. Тут же всем раздают рекламу крымских отелей (такая услуга обходится им в 12 тысяч рублей за 30 тысяч буклетов).

Испытано на себе: прорываемся в Крым сквозь адские очереди на паром

Мне выдали талон №1626. Насколько я понимаю, именно столько автомобилей переправили в Крым в этот день.

Испытано на себе: прорываемся в Крым сквозь адские очереди на паром

Я уверен, что этим БМВ управляет инвалид первой группы. А как иначе? Не могли же сотрудники ГИБДД пропустить уважаемого гражданина вне очереди по иным причинам. Или могли?

Кажется, что после покупки билета тебя вот-вот отправят на паром, но это не так. Со стоянки мы выехали лишь в 21:40, или спустя семь часов после приезда к переправе. Еще пять часов мы очень медленно продвигались к порту Кавказ. Мимо же по-прежнему продолжали проезжать престижные иномарки. «У него липовая справка», — говорили в рацию люди из очереди, предлагая остановить. А что еще остается делать, если сотрудники полиции за деньги пропускают машины? Получается, что только сами люди в этой ситуации могут навести порядок.

Испытано на себе: прорываемся в Крым сквозь адские очереди на паром

На стоянку в порту мы попадаем лишь в 2:31. Ранее мне не приходилось переправляться на подобных паромах, а потому смотрю на их загрузку с интересом.

Испытано на себе: прорываемся в Крым сквозь адские очереди на паром

Еще спустя полтора часа подходит наш паром, который, кстати, принадлежит Греции. Погрузка на паром происходит исключительно организованно.

Испытано на себе: прорываемся в Крым сквозь адские очереди на паром

Переправа через пролив занимает минут 20–30. Все это время можно провести в автомобиле...

Испытано на себе: прорываемся в Крым сквозь адские очереди на паром

...или в комфортном салоне. Тут же предлагают натуральный кофе по 80 рублей и бутерброды с колбасой по 100 рублей.

Испытано на себе: прорываемся в Крым сквозь адские очереди на паром

В 5:14 мы выезжаем с парома и отправляемся в сторону Феодосии.

Итого на переправу ушло около 14 часов. Много, очень много. Мне сложно представить, каким образом люди проводили в очереди по 30–40 часов в августе, в самое пекло. Я бы точно на такой эксперимент не решился. Увы, такие заторы на переправе неизбежность, поскольку те же штормы случаются. Конечно, можно несколько уменьшить очереди, не пропуская псевдольготников или каким-то образом увеличив количество паромов (сейчас их работает шесть), но кардинально решить проблему может только строительство моста или тоннеля. Так что пока Крым доступен лишь для тех автотуристов, которые готовы к подобным испытаниям.

Фото: Сергей Панин; 66.RU