Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Министр Юрий Биктуганов уверен, что ЕГЭ списала только журналист Портала 66.ru

2 июня 2014, 16:15
Министр Юрий Биктуганов уверен, что ЕГЭ списала только журналист Портала 66.ru
Фото: Ольга Татарникова для 66.ru
Во всяком случае на сегодняшний день. Вместо того чтобы сделать выводы из тест-драйва новой системы антисписывания и закрыть все «дыры», в министерстве образования строчат заявления в ГУ МВД и прокуратуру и уверяют, что других «серьезных случаев нарушений» нет.

Региональное министерство образования уличило нашего журналиста в списывании ЕГЭ по русскому языку, после того как Портал 66.ru опубликовал об этом репортаж. Узнав, сколько денег областные власти потратили на металлоискатели и камеры видеонаблюдения, Ольга Татарникова решила испытать в действии все новые меры безопасности. Она знала, что на входе бдительный охранник с металлодетектором заберет ее блестящий телефон, а преподаватели натренированным глазом определят все приготовленные заранее шпаргалки и пристыдят в лучших школьных традициях. Поэтому не стала ничего придумывать и положила «запрещенные предметы» на видное место.

О том, сколько всего результатов ЕГЭ было аннулировано, в министерстве не сообщают. Здесь предпочитают более обтекаемые фразы, вроде «ЕГЭ по литературе, географии и русскому языку на Среднем Урале прошли без серьезных нарушений. Все случаи несоблюдения правил зафиксированы в протоколах, по каждому принято индивидуальное решение». Выходит, что на «серьезном» списывании, достойном аннулирования, поймали только одного человека — нашего журналиста Ольгу Татарникову, которая сама же во всем и призналась в своем репортаже.

На деле все вышло иначе. Ольга спокойно пронесла телефон через металлоискатель, показала паспорт со спрятанной в нем шпаргалкой. Затем в течение нескольких часов испробовала все возможные способы списывания. Достала телефон, вышла в Сеть. Положила на парту шпаргалки и даже сделала фотографию КИМа, а потом еще и селфи на фоне класса — чтобы наверняка. Ни один из двух учителей, следящих за порядком в классе, в ее сторону даже не повернулся.

Ольга Татарникова, журналист Портала 66.ru:

— Учителя сидели на первой парте, вместе. Мне кажется, у них была цель не обращать внимания на выпускников, что они успешно и делали. Когда я сдавала ЕГЭ пару лет назад, рядом с нами всегда находились преподаватели, которые держали под контролем всю ситуацию. Во всяком случае вставали с места и ходили между партами. Мне кажется, что в этот раз они положились на видеокамеры, им было все равно. Учителя встали только один раз, чтобы посмотреть на экран ноутбука, куда транслировалась картинка с камер. И все.

Затем журналист последовала примеру выпускников и вышла в туалет, где снова вышла в Сеть и проверила все шпоры. Проблему с камерами, которые в некоторых школах транслировали картинку в реальном времени, Ольга решила просто — повернулась к ним спиной. Камеры, размещенные у входа в класс, нашего журналиста не слишком волновали — из-за спин других учеников заметить, что она делает на последней парте, было сложно.

Сегодня, то есть спустя пять дней после выхода репортажа, министерство образования отчиталось: результаты ЕГЭ «представителя СМИ» аннулированы. «Благодаря наличию видеозаписи результат работы будет отменен только у нарушившего правила журналиста, так как нарушения порядка проведения экзамена другими участниками не установлено — оснований для отмены результатов экзамена других сдающих нет», — сообщили в министерстве. И это при том, что Ольга сама же подробно описала весь процесс списывания и даже приложила несколько фотодоказательств. Вывод — списывать можно, главное — не писать потом об этом на Портале 66.ru.

Ольга Татарникова:

— В классе было 15 человек. Примерно половина выходила в туалет, некоторые по два раза. Проводили они там минут 7. Мне кажется, что нормальный человек мог бы списать даже за 1 или 2 минуты. У одного из выпускников начал вибрировать телефон. Но чтобы кто-то списывал в классе явно, я не видела.

Мы ожидали получить благодарность за независимое испытание новой системы антисписывания, результаты которого могли бы принять к сведению в министерстве. Вместо этого нас уверяют, что мы поставили под вопрос результаты всех выпускников, и пишут заявление в ГУ МВД по Свердловской области и прокуратуру (к слову, отвлекая правоохранителей от настоящей работы).

За разъяснениями мы обратились в департамент информационной политики губернатора Свердловской области, так как собственной пресс-службы у министерства нет. Здесь подтвердили то, что мы и сами знали: речь в пресс-релизе идет именно о нашем журналисте Ольге Татарниковой — и дали ссылку на комментарий Юрия Биктуганова, который он написал в субботу, 31 мая.

Найти эту страницу поиском в «Яндексе» или «Гугле» невозможно, так как до сих пор ни один из поисковиков ее не проиндексировал. Впрочем, там тоже ничего нового мы не увидели: то же самое, что в пресс-релизе, но в более эмоциональной форме. Отвечать на наши вопросы чиновники отказались. Зато прислали неофициальные разъяснения, которые строго-настрого запретили использовать в публикации :))), и попросили прислать официальный запрос. Что мы и сделали.

Вопросов у нас было несколько. Приведем лишь некоторые из них.

  1. Как именно в министерстве узнали о нарушениях (уж не из нашей ли публикации?).
  2. Почему система контроля за сдачей ЕГЭ не позволила выявить эти самые нарушения еще до того, как наш журналист сама в них призналась?
  3. Почему в министерстве уверены, что другие выпускники, сдающие экзамены в том же самом классе, также не списали русский? (Помимо Ольги как минимум еще одному школьнику удалось пронести в класс телефон и, скорее всего, воспользоваться им. Однако этого камеры почему-то не зафиксировали.)
  4. Также у нас возникли сомнения в том, что видеокамеры действительно записали, как списывает Ольга. Поэтому мы просим предоставить копию записи, чтобы лично в этом убедиться.

Ждем ответа в течение семи дней.