Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Во французской стороне...» Как школьнику из России поступить в чешский вуз

29 октября 2013, 13:23
Вчерашний школьник — сегодня он думает о карьере в ООН, заработной плате не меньше 100 тысяч рублей в месяц. Детские мечты? Скорее, амбициозные цели.

Выпускник екатеринбургского лицея №110 Александр Васев в сентябре пошел в вуз, как почти все его бывшие одноклассники. За одним исключением — каждый день он просыпается в одной из красивейших европейских столиц, соседи по парте — в основном, европейцы, да и лекторы говорят не на русском, а на чешском языке, иногда — на английском или французском. Александр поступил в Высшую школу экономики в Праге.

Александр уверен — европейский вуз откроет перед ним многие двери. В планах на ближайший год — стажировка в международной компании, а потом и поездка по обмену в французский вуз.

С истории Александра мы начинаем серию интервью с екатеринбуржцами, которые уезжают учиться за границу. В первой части спецпроекта — рассказ о том, как русскому школьнику удалось поступить на бюджетное отделение престижного европейского вуза, каково было освоиться в незнакомой стране без родителей и друзей, чем отличается европейское образование от российского.

Дорога в вуз длиною в год

Помню, несколько лет назад мы отдыхали в Праге с родителями. Отец тогда сказал вскользь, наверное, даже не всерьез, мол, хорошо бы тебе здесь учиться. Сказал и сказал — все скоро забыли об этом. Кроме меня. Когда пришло время задуматься о том, куда поступать, снова вернулась эта мысль в голову и зацепила. И правда, хорошо было бы учиться в Праге.

Вообще в моей семье есть такой принцип — я решаю все сам. Родители всегда поддерживают и помогают. И я очень благодарен им за это. С этой идеей, на первый взгляд безумной, вышло так же. Тщательно изучили список всех чешских вузов, узнали, что необходимо для поступления. Стало понятно, что без специальной подготовки поступить будет сложно, особенно в Высшую школу экономики, куда я нацелился. Пока выбирали вуз и разбирались в программах, время шло. В итоге мы пришли в Уральский центр Международного Образования «UCIE» только в апреле. Можно сказать, запрыгнули в последний вагон: до июня успели оформить визу, собрать все документы, необходимые для зачисления на подготовительные курсы при ВШЭ.

Знакомство с вузом и со страной, в которой предстояло учиться, началось для меня за год до самого поступления — с подготовительных курсов.

Потом оставалось ждать сентября и ехать в Прагу. Подготовительные курсы имели мало общего с подготовительными курсами в российских вузах. Мы были уже почти как студенты: жили в общежитии, каждый день ходили на занятия. Кроме тех предметов, которые необходимо было сдавать на вступительных экзаменах (математика, английский и второй язык), 20–25 часов в неделю мы занимались чешским. Еще бы, ведь нам предстояло сдавать вступительные экзамены — все на чешском, а потом и учиться, слушать лекции, писать доклады — тоже на национальном языке.

Перед вступительными экзаменами нужно было пройти еще нострификацию — это процесс признания российского школьного аттестата действительным в Чехии. По сути тот же экзамен, и довольно сложный, потому что охватывает всю школьную программу. Только после этого иностранцев на общем основании допускают к поступлению в чешские вузы.

Почему именно Чехия? Я думал над этим, серьезно. Это не импульсивное решение. Потому что это сердце Европы, здесь качественное образование. К примеру, Высшая школа экономики в международном рейтинге Eduniversal — на второй строчке среди всех университетов Центральной и Восточной Европы. И главное — есть возможность получить образование бесплатно. Язык хоть и чужой, но очень близкий, а цены на аренду жилья вполне умеренные (по сравнению с Францией или Германией).

В Чехии сильные юридические, медицинские и технические вузы, факультеты искусств. Но мне ближе экономика, поэтому я загорелся идеей учиться в Высшей школе экономики. Сперва думал, что пойду на финансы, но потом решил поступать на международные отношения. Экономисты-международники, уверен, будут цениться на вес золота к моменту, когда получу диплом. Должность менеджера в международной компании — неплохой старт для карьеры.

Полная свобода и огромная ответственность

Курсы были чем-то похожи на наши занятия в школе или в университете: у нас был четкий план и расписание. Но когда мы поступили в вуз, все изменилось кардинально. Первое, что ввело в замешательство, — нет никакого четкого расписания. У меня есть только учебный план, в котором прописаны обязательные предметы и предметы по выбору. Все остальное — мое личное дело. Я сам должен был определить, на какие лекции буду ходить, к какому преподавателю, когда буду сдавать экзамен. Даже срок обучения можно выбирать самому: одну и ту же программу можно пройти за 3, 4 года или растянуть на 5 лет. Это зависит от количества предметов, которые ты будешь сдавать в один семестр. Я выбрал 10 предметов, хотя мог бы взять и вдвое меньше. На занятия хожу к 11, заканчиваю в 14 часов, в пятницу у меня вообще выходной.

Образование в Европе очень отличается от российского. Прежде всего — свободой, которую предоставляют студенту.

Но что свободного времени много — так кажется только на первый взгляд. На самом деле очень многое приходится учить самому, вне стен университета. Лекция здесь воспринимается лишь как возможность в чем-то детально разобраться. В первое время тяжело с этим свыкнуться. Мы-то привыкли, что пришли на урок — и нам выдали всю нужную информацию. Тут все не так: по экономике первую главу нам сразу же оставили на самостоятельное обучение, по праву тоже сразу несколько тем нужно выучить без лекций.

Можно, конечно, на лекции и вовсе не ходить — в журнале никто галочки не ставит. Но очень быстро понимаешь, что это нужно тебе самому.

Поступить несложно, сложно удержаться

В этом второе главное отличие европейских вузов от российских. В России мы живем весело от сессии до сессии, а тут — от теста до теста. Промежуточные тесты бывают примерно раз в месяц, некоторые анонсируются заранее, а некоторые устраивают спонтанно.

Русских студентов сразу видно, особенно когда начинаются эти тесты. Весь месяц они расслабленные и ленивые, а потом начинают бегать и переживать. Я и сам отчасти такой: если бы весь месяц учился, то сейчас не хватался бы за голову, что у меня на следующей неделе тест по праву, потом по французскому, английскому и менеджменту. Приходится привыкать к самостоятельности и ответственности. Изживать в себе это русское убеждение в том, что все можно будет досдать, пересдать или вовсе как-нибудь так проскочить.

У каждого предмета здесь есть своя цена, она выражается в баллах. У меня есть 36 резервных баллов — «кредиты»: я могу провалить предметы не больше чем на эти 36 кредитов. Если провален обязательный предмет, то я все равно должен буду его сдать в течение года: заново отходить курс лекций и снова прийти на экзамен.

Вуз как корпорация

Высшая школа экономики изнутри похожа на большую корпорацию. Практически все происходит с помощью электронной системы вуза. Это что-то среднее между CRM-системой на крупных предприятиях и социальной сетью. Там есть расписание и контакты учителей, учебная программа и тесты по разным предметам. Зайти в систему можно с любого компьютера.

Лекции — это лишь небольшая часть учебной программы. Очень много мы учим самостоятельно. Русские студенты к такой самостоятельности не привыкли, а потому первое время бывает тяжело.

Кроме того, что в системе можно найти всю информацию о преподавателях и студентах, прямо там можно выбрать предметы для своего учебного плана, оформить какие-то заявления или решать тесты по разным предметам. К примеру, на следующей неделе у нас тест по праву, и всем первокурсникам нашего факультета через эту систему скинули примерные тестовые задания. Мы можем потренироваться, понять, что нужно подучить перед настоящим тестом. Это очень экономит время и студентам, и сотрудникам вуза. Я вообще только один раз пришел в деканат лично — чтобы получить подтверждение об обучении в вузе с печатью. Все остальное легко можно было решить через эту систему.

Жить в сердце Европы

Бытовые вопросы в первое время ставят в тупик гораздо чаще, чем учебные. В России все житейские вопросы решали родители. А тут родителей нет. О многом приходится думать самому: где жить, где покупать продукты и одежду, как добраться до университета? … Но ничего — разобрался!

Во-первых, где жить. У вуза есть несколько общежитий: в центре и в отдаленных районах. Я жил в одном из самых лучших общежитий. Обычно туда селят студентов-иностранцев и старшекурсников. Общежитие не шикарное, конечно, но вполне приличное. Комната, в ней две кровати, два шкафа и два стола. Свои кухня и туалет с душевой есть в каждой комнате. По сути, это маленькая квартира. В самом здании общежития есть магазин, прачечная, в некоторых даже тренажерный зал… Жить в общежитии в отдаленном районе — гораздо дешевле, хотя внутри не хуже: кухня и туалет на каждые две комнаты, в которых живет также по два человека. Проживание там стоит порядка 4,5 тысяч рублей в месяц. К тому же вуз платит дополнительную стипендию на проживание, целиком на оплату жилья ее не хватает, но все равно плюс.

Я сейчас снимаю квартиру с сокурсницей. Жить в квартире, а не в общаге как-то приятнее. Да и само по себе место хорошее — старинный дом недалеко от центра, совсем рядом огромный, красивый парк.

Прага вообще очень интересный город. Просто выйти и прогуляться — большое удовольствие. Каждый день тут что-то происходит. В прошлые выходные мы побывали на фестивале света, а до этого попали на Пражскую ночь музеев. По городу курсировали 8–9 автобусов, останавливались возле разных музеев. Все музеи всю ночь были открыты и работали совершенно бесплатно. Мы сходили в музей авиации, заглянули в музей при старой ратуше… В общем, впечатлений море.

Единственная сложность связана только с документами. Мы как иностранцы обязаны ходить в полицию, чтобы продлевать визу. Но иностранцев в Праге много, а отделений полиции, где можно продлить визу, только два. Поэтому нужно приходить рано утром, часа за полтора до открытия — к 6:30, и тогда, может быть, удастся получить номерок на 5 часов вечера. Но к подобным очередям мы, русские, как раз привыкли.

Прага — удивительный город. Здесь все время происходит что-то интересное. Я уже побывал на фестивале света и попал на Пражскую ночь музеев.

Студент — человек мира

Мне очень нравится, что в университете большое внимание уделяют практике. С первого курса понятно, что для вуза цель не просто выдать нам корочки, а помочь нам устроить свою жизнь. У нас есть даже такой учебный предмет — «практика». В этом году мы проходим практику в DHL — это международная логистическая компания. Кроме того, каждый октябрь прямо в вузе проводится ярмарка вакансий для студентов и выпускников. Круглый год в ВШЭ работают организации, которые помогают студентам найти временную подработку.

Еще здесь даже иностранцам можно участвовать в программе международного обмена. У Высшей школы экономики есть много вузов-партнеров по всей Европе. За время обучения можно дважды съездить в другую страну и полгода проучиться в другом вузе. Все это бесплатно. Я уже поставил себе цель: на третьем курсе по этой программе отправиться во Францию.

Обучение в Чехии даст мне гораздо больше, чем просто европейский диплом. Это шанс получить хорошую работу.

Я помню день, когда улетал из Чехии в Россию. На паспортном контроле в Праге мне пожелали приятного дня четыре раза. А в России меня встретили суровые таможенники. Ни о каком пожелании приятного дня и речи не шло. Я резко почувствовал эту разницу между Европой и Россией.

Или взять парк у моего дома в Праге. Там есть тренажеры для пенсионеров. Просто стоят в открытом доступе, их никто не порушил и не сломал. Пожилые люди приходят и занимаются… Городской транспорт здесь ходит четко по расписанию. Есть специальные трамваи и автобусы для инвалидов с низким полом. А если порог высокий, то водитель выйдет из автобуса, спустит специальный механизм, чтобы инвалид на коляске смог спокойно заехать в салон. Есть светофоры для слепых и тактильная разметка на асфальте. Словом, все сделано для людей.

Это, может быть, грустно, но сегодня я не вижу смысла возвращаться в Россию. Я не уверен, что с хорошим образованием на родине смогу получить хорошую работу: в вакансиях сплошные менеджеры по продажам. А если останусь в Европе, то с дипломом Высшей школы экономики почти наверняка смогу устроиться на работу в международную компанию. На дне открытых дверей факультета нам озвучили очень приятные цифры: каждый четвертый выпускник в течение трех лет достигает уровня доходов свыше 160 тысяч рублей в месяц. У вуза много партнеров — один из самых крупных чешских банков, международные аудиторские компании, логистические компании… За выпускниками они выстраиваются в очередь.

Я задумывался о том, кем буду спустя пять лет. Мне бы хотелось работать в ООН. Да, очень амбициозно. Но, с другой стороны, я знаю английский, французский, чешский и русский языки, у меня будет экономическое образование — хороший набор качеств для сотрудника. Чтобы стать таким ценным сотрудником, сегодня мне нужно хорошо учиться. И это очень хороший стимул для меня.

Благодарим за помощь в организации интервью Уральский центр Международного Образования «UCIE».

личный архив А. Васева, сайт ВШЭ (Прага)