Среди его учеников — четырехкратный паралимпийский чемпион Артем Арефьев, на счету которого несколько золотых и серебряных медалей, и Дарья Гайнетдинова — чемпионка в беге на 3 тысячи метров XXII Сурдлимпийских игр, которые прошли этим летом в Болгарии. Мы могли бы никогда не узнать имена этих ребят, если бы не их тренер. У Артема ДЦП, Дарья — инвалид по слуху. Взять их в группу, а потом тренировать для большого спорта решится не каждый. Борис Геннадьевич Дворников взял. Ему удалось доказать, что спортсмены с инвалидностью могут выступать и побеждать даже на соревнованиях среди здоровых людей.
|
---|
Артем Арефьев: «У моего тренера свой подход к ребятам. Он приглашает всех, вне зависимости от физических данных. Главное — желание. Бегайте на здоровье, занимайтесь, тренируйтесь, это же хорошо. Потом в дело вступал естественный отбор. Кто-то уходил, не выдерживал, кто-то оставался». |
— Мой папа (Геннадий Дворников, первый чемпион из Свердловской области Сурдлимпийских игр, — прим. 66.ru) с детства был инвалидом по слуху. Потом он работал тренером в секции при доме глухих. Я тоже занимался легкой атлетикой и думал: почему слышащие дети могут заниматься с любого возраста в любой секции, а глухих туда просто не возьмут. И решил сам этим заниматься, — рассказывает Борис Геннадьевич.
Мы встретились с ним на спортплощадке Специальной общеобразовательной школы-интерната №126 на окраине Уралмаша. Здесь мы поговорили о том, как спорт может помочь инвалиду преодолеть комплекс неполноценности, каким должен быть хороший тренер и почему вышло так, что на студенческой Универсиаде в Казани за Россию выступали профессиональные спортсмены.
В 19 лет Артем Арефьев поставил свой первый рекорд Европы на чемпионате в Голландии. В 28 — отправился на третью свою Паралимпиаду в Лондон и занял второе место в беге на 800 метров. Для человека, больного ДЦП, это огромная победа. На фото: тренировка Артема Арефьева в зимнем манеже «Уралмаш». |
Инвалидов нельзя заставлять заниматься
Я беру всех подряд. Это первый принцип работы с инвалидами. Второе — занятия должны быть ежедневными. При этом я никогда не ругаю, если дети пропускают. Заставлять инвалидов заниматься нельзя. Человек сам должен понять, его это или нет. Третье — сделать так, чтобы ребята полюбили бег. Как человек не может без завтрака, не может без сладкого — должна быть такая же потребность в беге. Потом, когда они уже полюбили бег, когда они все могут, мы начинаем руководствоваться спортивными принципами и тренироваться по-настоящему.
Спорт может помочь инвалидам вырваться из четырех стен и избавиться от комплекса неполноценности. Например, до 14 лет ребятам не разрешают выходить за территорию школы одним. Эти комплексы нужно разрушать. Моих учеников допускают на соревнования среди здоровых. А чем мы хуже их? Главное — найти тот уровень, который будет соответствовать им, чтобы не убить в них желание заниматься дальше. Я всегда говорю: вы боретесь не с ними, а с секундомером. Вам нужно побить свои результаты, свои рекорды. Результат нужно улучшать в борьбе. Не надо соревноваться со слабыми.
|
---|
Даже после неудачных стартов Дарья никогда не хотела бросить занятия легкой атлетикой. «Я буду бегать, пока есть возможность и силы», — уверяет Даша. |
Мне говорили: «Что ты с ними возишься, это же никто!». А потом Даша (Гайнетдинова, — прим. 66.ru) становится чемпионом Свердловской области среди здоровых женщин и мужчин в забеге на десять тысяч метров. Она взяла и всех обыграла! Стала чемпионкой Свердловской области среди здоровых, слышащих женщин и мужчин! Когда Артем бежит в забеге со здоровыми, то все здоровые стараются обогнать его. Они не хотят, чтобы их обогнал инвалид. Убегают от него. «Лишь бы меня этот инвалид не достал!» Артем бежит по второму взрослому разряду среди здоровых, а ведь не все студенты по второму разряду бегают. Приходит в забеге в серединке, проигрывая только явным лидерам.
|
---|
Дарье Гайнетдиновой сейчас 28 лет. Своим главным достижением она считает занятия спортом. Одним из самых важных соревнованиий в ее карьере стали Сурдлимпийские игры в Тайване 2009 года. Тогда она стала первой в беге на 3 тысячи и третьей на 10 тысяч метров. «Я рассчитывала занять хоть одно из призовых мест. На победу — вряд ли. Там были сильные конкуренты», — рассказывает Даша. На фото сверху: Сурдлимпийские игры в Софии, 2013 год. |
Тренер должен быть хорошим менеджером
Тренер должен быть не только профессионалом, но и хорошим психологом. Должен создать условия для появления спортсмена с большой буквы. У него должны быть средства на экипировку, на сборы и на соревнования. Если тренер не обладает такими возможностями, то спортсмен старается найти такого человека, который сможет ему все это дать. Мне не нравятся спортсмены, которые уходят от своего тренера только потому, что тот не может проявить в полной мере свои менеджерские способности. Такие спортсмены могут предать своего тренера в любую минуту.
|
---|
«Во время проведения чемпионатов Мира и Европы, чтобы трибуны не пустовали, надо лучших юных спортсменов России приглашать в качестве болельщиков. Чтобы они могли учиться у великих спортсменов. Но такие поездки надо заслужить. На примере: как у нас собирают детей в Кремль на Президентскую елку», — говорит Борис Дворников. |
Результаты наших спортсменов на соревнованиях снижают такие вещи, как отсутствие хорошего зала или экипировки. В 80-х годах была проблема у общества глухих. У них не было денег, чтобы арендовать стадион. Теперь эти вопросы решены. Система наладилась. Мы стали посещать стадионы, и у нас появились результаты.
«Меня постоянно напрягали наши врачи. Они уверены: если у тебя детский церебральный паралич, то бегать нельзя. Мне говорили: «Когда ты бегаешь, на тебя действуют определенные вибрационные нагрузки, они противопоказаны больным ДЦП». Но мы на своем примере доказываем обратное», — рассказывал Артем Арефьев в интервью Порталу 66.ru в январе этого года. |
Тренер должен сделать так, чтобы спортсмен ему поверил. Для этого нужно работать и знать его сильные и слабые стороны. Где-то похвалить, где-то, наоборот, пожурить. Ребята не в каждом соревновании устанавливают рекорды. После неудачного выступления я говорю, что мы потом встретимся, поговорим, один на один. Сколько у того же Артема Арефьева было неудачных стартов! Он тоже переживает, волнуется. Мы потом ходим с ним и болтаем о том о сем, о жизни. Как купить квартиру, как решать примеры, как питаться, как ухаживать за девушкой. Многие из них ведь даже этого не знают. Нужно переживать вместе с ними все их праздники, неудачи и радости. Если думать только о том, как достать кроссовки, купить билет, прийти почикать секундомером — это уже не тренер.
В России не развит студенческий спорт
Мне не кажется странным, что в играх Универсиады в Казани от нашей страны участвовали профессиональные спортсмены. Скоро большой спорт для них закончится. Каждый начинает искать себя, они поступают в университеты, чтобы потом найти работу. Если это спортсмен с большой буквы, но еще к тому же и учится, то почему нет? Другое дело, если тебя подставили. Мол, ты олимпийский чемпион — мы тебе сейчас дадим зачетку, зачислим задним числом, лишь бы нам потом отчитаться по количеству медалей и сказать, что у нас великая страна.
|
---|
«Я себя не чувствую не такой, как все, неполноценной, — говорит Даша. — Я обычный человек. Я бы хотела, чтобы другие глухие ребята посмотрели на нас, спортсменов, на наши медали и тоже захотели добиться результата». |
В России студенческий спорт пока не развит. Когда спортсмену исполняется 17–18 лет, он должен уйти из детской спортивной школы, но идти ему некуда. Наша проблема в том, что мы готовим спортсменов до 18 лет, а потом они никому не нужны. Что делать? Мы теряем талантливых спортсменов. Раньше при университетах были свои спортклубы. Мы готовили детей для них. В некоторых вузах даже два-три места давали для способных спортсменов, чтобы они могли учиться и защищать честь университета. Сейчас спортклуб есть только в УПИ.
Исправте. Ctrl+Enter не работает