Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Жизнь звериная — 2: на смену бродячим собакам придут более опасные животные

22 января 2013, 11:00
Жизнь звериная — 2: на смену бродячим собакам придут более опасные животные
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
Истреблять беспризорных животных или спасать? Зоозащитики и чиновники предлагают свои решения этих вопросов, но ни одно из них в жизни не работает. Горожане своим отношением к этим животных вносят сюда еще больше неясностей.

Признаюсь, я боюсь бродячих собак. Когда вдалеке замечаешь стаю, сердце начинает дико колотиться. С каждым шагом по мере приближения к ним кажется, что оно вот-вот выпрыгнет наружу. Я не знаю, чего ждать от этих животных. Дружелюбны ли они или полны ненависти к любому, кто не похож на них? Вопросы, которые возникают при каждой встрече с такими животными. И пока эти вопросы остаются без ответов.

Приют кратковременного содержания собак на Посадской, 3. На входе нас встречает кинолог Марина Карпова и руководитель благотворительного фонда «Зоозащита» Анна Вайман. Ежедневно сюда попадают десятки бездомных животных.

Жизнь звериная — 2: на смену бродячим собакам придут более опасные животные
В приюте с собаками прекрасно уживаются и коты. Знакомьтесь, это Тема. Он давно ищет хозяев. Тема ласков, пока мы находились в комнате, он не отходил от нас ни на шаг. У Темы единственный минус — что-то с вестибулярным аппаратом. Когда он идет, у него непроизвольно дергается голова. И это маленький минус при такой красоте.

Согласно САНПиНу, существует закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии муниципальных образований, где написано четко, что город должен регулировать численность бездомных животных. На этом законы о них в России заканчиваются.

Сначала в Екатеринбурге специалисты бригады отстреливали зверей-беспризорников. Брался дротик с определенным ветеринарным веществом, им стреляли в животное, оно обездвиживалось и собаку привозили на «Спецавтобазу». Потом решался вопрос о дальнейшей судьбе животного: если животное было агрессивно и не поддавалось вообще никакому воспитанию, его приходилось усыплять. Если же оно было вменяемым — его оставляли в приюте до момента, пока кто-то не возьмет его к себе.

Но среди горожан нашлись противники такого подхода. Они запустили несколько судебных процессов и доказали, что данный способ борьбы является негуманным. Администрация города была вынуждена поменять способы отлова.

Жизнь звериная — 2: на смену бродячим собакам придут более опасные животные
Знакомьтесь, это Соня. Собака с игривостью кошки. Для нее нет преград. Может запросто запрыгнуть на любую высоту, особенно когда видит хозяина. Недавно нашлись те, кто забрал ее из приюта, но долго она у них не пробыла. Ее просто выкинули на улицу, потому что устали от ее игривости. Сотрудники фонда нашли ее и вернули обратно в приют.

Задаемся вопросом, что будет, если полностью Екатеринбург очистить от бродячих собак. Оказывается, нам станет жить еще веселее. На смену собакам придут другие животные. Более опасные. Например, крысы, лисы. Ареал безнадзорных животных в Екатеринбурге сужается, их становится все меньше, и на территорию города начинают входить дикие животные. Белки, лисы, еноты — они-то и начнут занимать пищевую территорию, которая была когда-то у наших бездомных животных.

Исходя из этого, интересуемся, существует ли вообще идеальная картина сосуществования человека и животного. Руководитель фонда Анна Вайман сомневается, что в России в ближайшем будущем такое будет возможно.

Анна Вайман:

— Если бы, во-первых, работало законодательство. Во-вторых, если бы к животному относились очень ответственно. Должны существовать определенные требования, которые нужно соблюдать, прежде чем его завести. И конечно, в идеале, чтобы бездомных собак вообще не было. Сейчас городская администрация оплачивает всего 21 день содержания животного в приюте. Дальше ими занимаются только наши специалисты, по мере возможности заболевших лечим и живем исключительно на пожертвования. Каждый из кинологов очень сильно привязывается к животному, с которым работает. И когда его подопечного забирают, он продолжает отслеживать его судьбу. Вы поймите, нам нелегко и мы рады любой помощи.

Жизнь звериная — 2: на смену бродячим собакам придут более опасные животные

А это Фред. Во время вспышки инфекции он заболел чумой. Сотрудники фонда поместили его в условия стационара ветеринарной клиники. Он вылечился. Но перед новогодними праздниками его имунная система дала сбой, и у пса началась очень сильная аллергия, пострадала поджелудочная. Фрэд полысел наполовину. Сейчас он нуждается в дорогом гипоаллергенном корме «Роял Канин».

Совсем недавно Портал 66.ru рассказывал о том, как мы спасли от мороза и смерти 19 щенков. Сегодня стало известно, что одного из них уже забирают. Одного из 19. У остальных щенков — всего две недели. Потом их могут усыпить. Как говорит Анна Вайман, многие зоозащитники упрекают фонд в том, что он прибегает к таким мерам.

Анна Вайман:

— Фанатично настроенные зоозащитники говорят, что «ай-я-яй, «Зоозащита» усыпляет». Я всегда на это отвечаю: пожалуйста, приезжайте, спасите — у нас люди прямо маленьких совсем на выкормку забирают, но не в таких количествах, как привозят. И это обычные горожане, никто из представителей зоозащитных организаций не приехал ни разу. Но каждый день нас обвиняют. Можно было отказаться и не работать с пунктом кратковременного содержания, но тогда что было бы с животными — совершенно не известно.

Жизнь звериная — 2: на смену бродячим собакам придут более опасные животные

А вот это — комната общего содержания животных. Зайти сюда и не оглохнуть просто невозможно. Собаки поднимают такой лай, что самое время вспомнить про беруши. Вся комната пропитана сильным запахом псины и мочи. Анна Вайман говорит, что тут надо менять пол и систему слива, но на это нужны средства. Практически все в фонде приходится делать своими руками, и мужской силы ой как не хватает. Поэтому мужчины-волонтеры приветствуются.

Здесь 50 вольеров. А собак 200. И если кто-то из собак заболевает, над всем приютом нависает угроза эпидемии.

Анна Вайман:

— Мы вынуждены идти на усыпление. Мы пробовали лечить — это морально тяжело; когда началась первая вспышка, фонд тогда располагался на Репина, мы лечили до двух ночи, как ненормальные, приезжали и каждого прокалывали лекарствами. Их было тогда еще всего 100. Из 100 собак выжили две — Чара и Дик. У всех был нервный срыв. Тогда мы за всех бились. Но приходит понимание… и на обвинения в том, что мы усыпляем, мы всегда говорим: придите и заберите тогда к себе, потому что обвинять можно, но никого из вас здесь нет и никто из вас не сталкивался с тем, с чем столкнулись мы.

Выходя из приюта, я подумал, что простая истина «Мы в ответе за тех, кого приручили» сегодня, увы, потеряла свою актуальность. Статью про 19 спасенных щенков на Портале 66.ru прочитали 2 тысячи человек, 38 оставили свои комментарии, порассуждав на тему борьбы с беспризорными животными. Забрать собираются всего одного из них. Срок их жизни сокращается.

Посмотреть и выбрать щенят можно в пункте содержания собак (ул. Посадская, 3, заезд на автомобиле с ул. Гурзуфской, 40). Тел. 8–904–170–24 и 8–912–24–59–366.

Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU