В 90-х вся страна в едином порыве активно пыталась зарабатывать на ниве рыночной экономики, и романтический ореол рабочего класса потускнел, поскольку абитуриенты вузов выбирали в основном востребованные финансовые специальности. Стереотипные представления о том, что бухгалтер и кассир в любом случае будут устроены лучше, чем оператор станка или инженер, продержались примерно до середины нулевых. А потом все вдруг с удивлением узнали, что производственные профессии приносят не только почет, но и серьезные деньги, а на смену заводской грязи и допотопной технике пришли белые халаты и станки с программируемым управлением.
В одном из немногих городских вузов, готовящих специалистов для машиностроения, стараются уйти от пафосных эпитетов и речевок, в одночасье ставших обязательным элементом продвижения инженерных и рабочих профессий. Когда в 70-х годах прошлого века на Урале создавался Свердловский инженерно-педагогический институт (ныне РГППУ), его отцы-основатели действительно заостряли внимание на том, что из выпускников профтехучилищ в этих стенах готовят инженеров-педагогов, а институт называли «рабочей академией». Но со временем от таких акцентов было решено отказаться, говорит директор Машиностроительного института РГППУ Александр Жученко. По его словам, люди не могли взять в толк, зачем выпускнику профтехучилища нужен диплом вуза. Долгие годы ушли на то, чтобы специфика профессионально-педагогического образования стала понятна и производственникам, и работникам управления образованием, и простому населению.
Когда же спрос на специалистов машиностроения значительно превысил предложение, профессионально-педагогическая специфика образовательных программ сыграла на руку РГППУ. Здесь, в отличие от других вузов, готовят не просто инженеров-конструкторов или инженеров-технологов. Выпускники машиностроительного института в дополнение к инженерным навыкам и умениям, получают возможность самостоятельно готовить производственные кадры. В условиях, когда практически каждый крупный завод в России имеет собственные центры подготовки и повышения квалификации персонала, такой бонус является серьезным преимуществом для вчерашнего студента при устройстве на работу. Так что выпусники РГППУ востребованы на множестве заводов региона, среди которых Уралвагонзавод, Уралтрансмаш, завод имени Калинина, 9-й артиллерийский завод, первоуральские трубные заводы, корпорация «Пумори-СИЗ» и многие другие.
Образовательная программа в институте складывается из трех составляющих: инженерно-техническая подготовка, психолого-педагогическая подготовка и обучение рабочей профессии.
Сегодня цикл обучения специалистов в машиностроительном институте включает три объемные ступени. Путь будущих операторов металлообрабатывающих центров традиционно начинается с универсальных станков в учебно-производственных мастерских в колледже и на факультете.
Станки, на которых студенты проходят практику в учебно-демонстрационном центре института предоставляет корпорация «Пумори-СИЗ». Она стабильно направляет в институт своих специалистов по наладке оборудования, которые помогают обучать студентов работе на сложнейшем оборудовании. И наоборот — в самом институте проводятся стажировки для сотрудников «Пумори». Кроме того, каждый год компания приглашает к себе на работу 2–3 новоиспеченных технологов, которых «ведет» с момента их первой производственной практики.
Наталья Бородина, завкафедрой технологии машиностроения и методик профессионального обучения РГППУ:
— Сегодня мы заключаем соглашения со множеством заводов и учебных заведений области, и наши студенты по выходу из института сразу находят себе работу. Примерно 20% остаются в системе образования, остальные уходят на производство. Со многими предприятиями мы работаем по схеме, когда студенты в процессе учебы сразу «затачиваются» под нужды конкретного завода. Может показаться, что это ограничивает потенциал выпускника, но на выходе он получает широкую квалификацию и вдобавок ровно тот набор знаний, который отвечает требованиям современного рынка.
Сейчас в институте завершается летняя сессия. На самом выходе нам удалось поймать и расспросить почти «отстрелявшегося» студента. По словам без пяти минут технолога Руслана, он сразу решил, что сидячая кабинетная работа не для него и нужно делать производственную карьеру. Параллельно с учебой он трудится на одном из городских заводов.
Руслан твердо намерен покорять исключительно заводские вершины |
— Почему ты выбрал РГППУ?
— Здесь сильная кафедра, да и территориально удобно. Я живу в Верхней Пышме, так что сюда добираюсь минут за 15.
— Как тебе удается совмещать учебу с работой?
— Я обычно беру ночные смены и вдобавок работаю по выходным.
— А как работодатель относится к тому, что ты учишься на очном?
— Начальство только радо тому, что я получаю профильное образование. Они же понимают, что мои знания в итоге принесут производству только пользу На многих предприятиях на время сессии даже предоставляют оплачиваемый отпуск.
— Что ты думаешь по поводу назначения, можно сказать, твоего коллеги Игоря Холманских на пост полпреда? Есть желание пойти по его стопам?
— Он молодец, очень много добился в очень короткий срок. Но меня не сильно волнует политика. Производство — куда более захватывающий процесс.
Основная «фишка» Машиностроительного института РГППУ заключается в том, что помимо инженерно-технического образования студентам здесь активно прививают психолого-педагогические навыки. Даже в федеральном классификаторе специальностей образования программы института числятся в группе педагогических направлений.
Александр Жученко:
— Большинство вузов учат будущих преподавателей работать по давно обкатанным методикам. Мы же учим своих студентов тому, чтобы они не просто воспроизводили полученные ими педагогические навыки, но сами создавали новые востребованные методики обучения.
Таким образом, ребята приобретают умение выстраивать коммуникацию с производственниками всех уровней, становясь эффективным звеном в заводской цепи и получая возможность быстро продвигаться по карьерной лестнице.