Со дня рождения Михаила Ломоносова исполняется 300 лет

19 ноября 2011, 19:33
Жизнь необычного человека, даже сжатая до мелькания дат и фактов, поражает своей глубиной и размахом.

Сегодня исполняется 300 лет со дня рождения великого российского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Он родился 8 ноября (по новому стилю — 19 ноября) 1711 года в деревне Мишанинская, которая была расположена на Курострове в паре километрах от города Холмогоры. Ныне несколько деревень слились в село Ломоносово, а город Холмогоры стал районным центром Архангельской области.

Удивительна судьба Михаила Васильевича: крестьянский сын из северной поморской деревни, великовозрастный самоучка, движимый нестерпимой жаждой знаний, с рыбным обозом отправляется в Москву. Поступает в греко-латинскую академию. Успехи и усердие приводят его на учебу в Петербург, а затем в Европу – в Германии он изучал химию и горное дело, пять лет жил в Марбурге и Фрайбурге.

Вернувшись в Россию, Ломоносов публикует одну за другой научные работы, делает важнейшие открытия в химии и физике, создает первый в России химический кабинет, проводит уникальные астрономические наблюдения, занимается изготовлением стекла и фарфора, разрабатывает план северного морского пути. Пишет стихи и оды, создает теорию стихосложения. Первым из русских ученых его избирают почетным членом иностранных академий наук.

Личность Ломоносова и сегодня удивляет своей силой и разносторонностью. Это был человек мира, человек своей эпохи, но и человек, который к нашему времени имеет прямое отношение– таланты выдающегося ученого не поддаются исчислению и не могут быть переоценены. Михаил Васильевич умер 4 (15) апреля 1765 года. Ученый оставил после себя большое число идей, реализация которых осуществлялась наукой в течение 100—150 лет после его смерти.

Его вклад в российскую науку трудно переоценить. Ученый-естествоиспытатель, поэт, реформатор русского языка; первый русский академик Петербургской Академии наук, член Академии художеств.

В 1755 году по его инициативе основан Московский университет, которому в 1940 присвоено имя Ломоносова. Открытия ученого обогатили многие отрасли знания, сообщает b-port.ru. Он развил атомно-молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести, выдвинул учение о свете, создал ряд оптических приборов, открыл атмосферу на планете Венера, описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.

Он был крупнейшим поэтом XVIII века, создателем русской оды философского и высокого гражданского звучания, автором поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка. Он возродил искусство мозаики и производство смальты и вместе с учениками создавал мозаичные картины. Автор является трудов по истории России.