Изменения в структуре «белого дома» назрели из-за неповоротливости структуры и раздутых расходов на содержание госслужащих. По крайней мере это имели в виду обитатели резиденции, когда объясняли реформу. После упразднения должности председателя правительства кабмин на временной основе возглавил министр инвестиций и развития Алексей Орлов. Он должен был подготовить дела для передачи губернатору.
Сравним, как было и как стало.
А вот как будет.
Во-первых, властный функционал разделится между правительством и администрацией губернатора, которая в ходе обсуждений новой модели могла лишиться самостоятельности. Но руководить этими структурами будет Куйвашев. Ранее СМИ писали про возможность присоединения к должности Владимира Тунгусова второй части: председатель правительства.
Во-вторых, в «белом доме» займутся социальным блоком (здравоохранение, образование, социальная политика, культура, спорт), реальным сектором (промышленность, АПК), финансами, экономическим планированием и территориальным развитием, инфраструктурными проектами (строительство, энергетика, ЖКХ, транспорт) и безопасностью населения. В «желтом доме» будут отвечать за организацию госуправления, внутреннюю и информационную политику, экспертную и аналитическую деятельность и кадровые вопросы.
В-третьих, помимо губернатора и министров в обновленное правительство войдут и вице-губернаторы. Поправки в устав предусматривают не только сокращение поста премьер-министра, но и возвращение двух ставок первых замов, которых будут согласовывать с региональным парламентом, и трех ставок обычных заместителей. В обязанности последних — курирование направлений «Новое качество жизни», «Новая индустриализация» и «Территория для жизни и бизнеса». Первым вице-губернаторам достанутся ключевые проекты, а непосредственно Евгению Куйвашеву — международные и внешнеэкономические связи и управление государственным имуществом.
В-четвертых, что означает такая формулировка, непонятно. Это рамочный проект, который пока никак не оформлен документально. Министерство международных и внешнеэкономических связей (МВС) считается адаптацией МИДа на уральскую землю, и по мнению наблюдателей, в условиях жесткой вертикали отдельная внешнеполитическая структура не требуется. В пример они приводят Министерство обороны РФ, аналога которого в регионах даже представить сложно.
Впрочем, в департаменте информационной политики уточняют, что о ликвидации двух министерств речи не идет. Просто вместо Дениса Паслера их будет курировать лично первое лицо области. «По Уставу Свердловской области и 99-му закону, международные и внешнеэкономические связи всегда находились под прямым руководством губернатора. Всегда. Это означает, что эти полномочия никому не будут переданы», — прокомментировали в МВС.
В-пятых, появляются новые структуры — проектные офисы. Конкретики по ним нет, а вопросов больше, чем ответов.

— Считаю целесообразным создание таких структур, как проектные офисы по приоритетным направлениям. В их состав должны войти представители науки, бизнеса, гражданского общества, эксперты, главы территорий. Проектные офисы целесообразно совместить с задачами управления Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 гг. Считаю необходимым, чтобы центральный проектный офис возглавил губернатор.
Кто туда войдет: действующие государственные служащие или будет расширен правительственный аппарат? На каких условиях они будут трудиться: за зарплату или за интерес? Будут ли они нести ответственность за свои решения?
В-шестых, неизвестна дальнейшая судьба аппарата правительства, который при новой конфигурации власти, возможно, будет дублировать функции администрации. Если аппарат ликвидируют, это будут действительно массовые сокращения. Об этой структуре будет издан отдельный указ.
Из схемы видно, что вся власть замыкается на губернаторе: он проводит заседания кабмина, он принимает кадровые решения и иностранных послов, он срочно выезжает в поселки при коммунальных авариях и лично отчитывает местных начальников, он разговаривает с городскими активистами, борется с экономическим кризисом, безработицей, плохими дорогами, высокими банковскими ставками, низкими зарплатами, заводскими стачками и проч.
В первом чтении за поправки депутаты проголосовал единогласно: 45 из 45 присутствующих.