Новость о вето, наложенном сегодня губернатором Свердловской области на решение депутатов Заксобрания, удивила многих. Заголовками о том, как щедрый глава региона спас уже практически располовиненного мэра Екатеринбурга, весь день пестрят даже федеральные СМИ. Как оказалось, своим решением Евгений Куйвашев переплюнул даже Эдуарда Росселя.
Чтобы выяснить, когда ранее главы Среднего Урала прибегали к таким полномочиям, мы обратились к советнику действующего губернатора Анатолию Гайде. Тот без труда смог сказать лишь то, что для Куйвашева этот ход стал первым. Также приближенный губернатора вспомнил, как в 2009 году Эдуард Россель зарезал законопроект, разработанный им и Виктором Шептием.
Анатолий Гайда, советник губернатора Свердловской области:
— Одно вето я помню сто процентов, поскольку это касалось меня лично. Мы с Шептием внесли законопроект об Общественной палате. И губернатор Россель наложил вето, посчитал, что у нас уже есть Общественная палата, и вообще там был целый ряд других вопросов. Вообще, Россель накладывал вето еще один или два раза, но я не помню по каким законопроектам. У Мишарина, по-моему, не было такой практики.
И действительно, за шесть последних лет вето было наложено свердловскими губернаторами лишь однажды. Фото: архив интернет-портала «Правотворчество» |
Старожилы областного парламента также не припоминают в своей практике таких случаев.
Андрей Альшевских, депутат свердловского Заксобрания:
— С 2004 по 2008 год, когда я был депутатом палаты представителей, я не помню таких случаев. Они, может быть, и были, но у нас по уставу вето преодолевала Областная дума. В моей практике это первый случай, когда нам придется это делать.
Евгений Артюх, который заседает в Заксобрании с 2006 года, также назвал сегодняшнее решение Куйвашева беспрецедентным.
Евгений Артюх, депутат свердловского Заксобрания:
— С трудом сейчас вспомню нечто подобное с тех пор, когда Заксобрание существует как объединенное. Вот в 2009 году был один законопроект, связанный, по-моему, с трудоустройством инвалидов. Но тогда вето накладывалось палатой представителей и возвращалось в Областную думу. На моей памяти нет ни одного случая, когда бы это делал губернатор.
Поняв, что единственным губернатором, который накладывал вето, был Эдуард Россель, мы обратились к его соратнику и помощнику Сергею Чемезову. Он заявил, что помнит все эти случаи, но вето обычно накладывалось в тот момент, когда законопроект находился на стадии разработки. Если на законопроект накладывалось вето, то оно возвращалось после палаты представителей обратно в Облдуму.
Сергей Чемезов, помощник экс-губернатора Эдуарда Росселя:
— Когда работал Россель, а я как зампред правительства, я ни одного случая не помню, чтобы публично завершенный закон не был подписан губернатором и был возвращен без подписи. В наши годы еще на стадии разработки закона представитель губернатора и правительства области в Заксобрании, в данном случае им долгое время был Миронов Виктор Пантелеймонович, решал все вопросы в процедуре. Это первый случай, мы до такого не доводили.
Подробнее вникнуть в историю свердловских вето нам помогла юрист Надежда Абакумова. По ее словам, сегодняшний указ Евгения Куйвашева стал для нашего региона десятым, юбилейным.
Надежда Абакумова, специалист в области законотворчества:
— За период с 1994 года по 2015 год губернатором было использовано право вето 9 раз (нынешний — юбилейный, десятый). Максимальный «ветопад» пришелся на 1997 год, в котором Россель пять раз использовал право вето. С 1997 по 2009 право вето практически не использовалось. Потом о нем забыли, получается, еще на 6 лет. Причем из этих 9 отклоненных губернатором законов 7 (это огромная цифра) были повторно приняты Областной думой, то есть право вето было преодолено.
Получается, что своим решением Евгений Куйвашев не только обеспечил себе взлет в рейтингах «Медиалогии» и удивил своих даже самых близких соратников, но и вписал свое имя в историю Свердловской области.
2048995[/ photo]