Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Бросил все и ушел в управдомы». Алексей Багаряков продаст книжку и исчезнет навсегда

7 ноября 2014, 16:10
«Бросил все и ушел в управдомы». Алексей Багаряков продаст книжку и исчезнет навсегда
Фото: Ирина Баженова; архив 66.ru
Бывший заместитель главы администрации губернатора в интервью Порталу 66.ru рассказал, почему вдруг решил написать книгу о провальной борьбе за Екатеринбург, а деньги отдать детскому дому.

Вокруг фигуры Алексея Багарякова всегда было много скандалов, интриг, слухов. После провала губернаторского кандидата на выборах мэра Екатеринбурга в сентябре прошлого года Багаряков покинул пост замглавы администрации Евгения Куйвашева, взяв вину за поражение на себя.

И вот теперь он снова вернулся в уральскую повестку, выпустив книгу о проигранной мэрской кампании в сентябре 2013 года. Мало того, издательство согласилось выплатить приличный гонорар, который Багаряков пообещал переправить в детский дом. В интервью Порталу 66.ru бывший чиновник рассказал не только о книге, но также и о своей новой работе, провале ключевых свердловских проектов и объяснил, зачем он решил написать докторскую диссертацию.

— Насколько я понимаю, вы смогли найти издателя, согласившегося заплатить за вашу книгу весьма приличный гонорар?
— Да, фактически мы продали права за 3 млн рублей. Причем по условиям договора с издательством тираж будет состоять из двух частей — по пять тысяч каждая. Как только продается первая часть — издательство выплачивает деньги, но не мне, а на счет детского дома на моей родине в Невьянске.

— Это обязательство зафиксировано в договоре?
— У нас есть договор с издательством на продажу прав. Плюс к тому я написал на адрес редактора письмо с просьбой переправить мой гонорар в детский дом Невьянска.

«Бросил все и ушел в управдомы». Алексей Багаряков продаст книжку и исчезнет навсегда

Алексей Багаряков был правой рукой губернатора, а теперь лишь заместитель ректора.

— И все-таки почему вдруг решили заработать на книге, а эти деньги отправить в детский дом?
— «Заработать» — в этом случае слово неправильное. Для меня этот проект в большей степени имиджевый.

— Для имиджа можно было бы выпустить книгу ограниченным тиражом в тысячу экземпляров, раздать их друзьям и получить тем самым необходимый резонанс. Зачем нужно было идти в розницу и продавать эти книжки за деньги?
— Согласен, но я от любого проекта всегда брал максимум, и в этой ситуации я тоже хочу получить как можно больше. Я вижу, что книга реально интересная, может хорошо продаваться. Если бы права на книгу никто не купил, то я бы так, наверное, и сделал. Раз этим заинтересовались люди, то грех этим не воспользоваться. Конечно, 3 млн рублей — большой гонорар. В «Азимуте» работают профессионалы, и они видят коммерческий потенциал у книги. Но тут надо учитывать, что я не разбогатею от этого, так как потратился на печать и верстку.

— Но ведь ранее был напечатан небольшой тираж, который был роздан?
— Мы напечатали всего 120 экземпляров. Я хотел ее подарить людям, с которыми общался, работал, которые брали у меня интервью. На память. Сегодня я работаю вне публичной сферы, а потому по большому счету мне никакой пиар не нужен. Нет необходимости, чтобы везде писали о том, какой я великий, тра-та-та и все остальное. Просто мне хотелось зафиксировать те результаты, которых удалось достичь за годы работы в Свердловской области.

«Бросил все и ушел в управдомы». Алексей Багаряков продаст книжку и исчезнет навсегда

Интересно, могли ли коллеги Багарякова догадываться, что через пару лет они станут героями книги.

Проще говоря, хотел донести, что в принципе власть должна отвечать за свои поступки. И люди, которые там находятся, должны понимать, что власть у них не навсегда. Это не стул, на котором ты будешь всю жизнь сидеть, получая за это немаленькую зарплату.

— Я не до конца понимаю, зачем вам книжка. Из чиновников вы ушли, бизнеса своего нет, а потому, очевидно, придется быть наемным сотрудником. Сомневаюсь, что новому работодателю понравится эта история с книгой, поскольку никому не понравится, что его бывший сотрудник раскрывает все тайны в книге.
— Я сейчас работаю в совете ректора Академии госслужбы в Москве. Это государственная должность, такая же как у меня была в Екатеринбурге, только на федеральном уровне. В мои обязанности не входит пиар и джиар, а только хозяйственные вопросы. Никакой публичности. Теперь я занимаюсь одним из самых сложных инфраструктурных инвестпроектов Академии. Речь идет о достаточно крупном строительстве — производственных и спортивных зданий, лабораторий, учебных корпусов в Москве.

— Получается, переквалифицировались в управдомы?
— Не совсем так.

— Я имею в виду, что раньше вы были правой рукой губернатора Свердловской области, а сейчас лишь заместитель ректора. Нет полета! Это ведь очевидное понижение статуса.
— Может быть, и так на самом деле. Хотя эту историю можно по-разному трактовать. Просто я понял, что в Свердловской области большего нам, нашей команде, не добиться. Именно поэтому принял решение перебраться в Москву. Я мог бы работать в администрации и дальше, как делают это многие, сидеть тихо, ни о чем не говорить. Но я не хочу участвовать в проекте, терпеть поражение, а потом делать вид, что ничего не случилось. Я немного другой человек.

— После проигрыша Силина на выборах уже больше года прошло. Можете сейчас сказать, в чем тогда вы ошиблись?
— Проигрыш Силина — это не такая уж и фатальная ошибка, так как это лишь следствие ряда других оплошностей, допущенных ранее. По большому счету мы не смогли наладить диалог с центрами влияния Свердловской области — это и городская администрация, это и полпредство, это и администрации муниципальных образований, это и средний бизнес. Но сейчас уже, наверное, вам судить, насколько ситуация изменилась.

— Ни насколько.
— Выводы-то ты делаешь, а не я. Я сегодня такой же, как и ты, наблюдатель за тем, что происходит в Свердловской области.

«Бросил все и ушел в управдомы». Алексей Багаряков продаст книжку и исчезнет навсегда

Алексей Багаряков любил громкие проекты, но каждый раз вокруг них разгорались скандалы.

— Сейчас тема номер один в области — муниципальная реформа и возможное расщепление власти в Екатеринбурге. Кажется, что всё к этому идет.
— Я не очень верю, что это может случиться, потому что сегодня все-таки и так проблем хватает — и в стране, и в экономике, и в Свердловской области. Так что реформа МСУ в моем понимании не первоочередная задача. Но это чисто мое мнение. Потому что может быть, я не так глубоко уже погружен в ситуацию.

— На ваш взгляд, какая задача сейчас должна быть первоочередной?
— Экономическая, а не политическая. Если ситуация в области будет становиться все хуже, налоги не будут собираться, громадный дефицит бюджета будет, то уже никому не будет дела до политики. Тогда политики не будет в принципе или будут другие люди. В моем понимании, сегодня необходимо не делить политическую власть, а заниматься экономикой: привлекать финансирование, открывать новые проекты, строить больше.

— У нас же в области есть «Титановая долина», которая больше похожа на большой пузырь.
— В моем понимании вот такие большие проекты не могут быть однолетними или двухлетними. Они все имеют долгий период созревания. Конечно, в случае с «Титановой долиной» мы темп потеряли. Хотя федеральное финансирование и будет привлечено, но не в тех объемах, на которые рассчитывали. Плюс к тому введены международные санкции, из-за которых точно будут сложности с иностранными резидентами.

«Бросил все и ушел в управдомы». Алексей Багаряков продаст книжку и исчезнет навсегда

После того как тираж книги будет распродан, Алексей Багаряков обещает уйти из публичной сферы.

— Зато на фоне «Титановой долины» можно красиво пиариться.
— Раз другого ничего нет — приходится на этом пиариться.

— Есть же еще одна сомнительная структура — «Корпорация развития Среднего Урала», скандал вокруг которой в самом разгаре. Говорят, что Багаряков вовремя уехал — теперь отвечать не ему.
— Я руководил советом директоров Корпорации несколько месяцев. За это время не было взято ни одного кредита, не было начато ни одного проекта, мы разбирались с ворохом старых проблем. У меня действительно было желание, чтобы в КРСУ началась новая жизнь. К примеру, я тогда предлагал идею строить детские сады через Корпорацию, чтобы она была заказчиком и генподрядчиком. Но к счастью или сейчас уже к сожалению, эта идея не была реализована. История с акциями Кольцово, проблемы с кредитом Сбербанка случились спустя полтора года, как я покинул не только пост главы совета, но и совет директоров.

— Мне все-таки хочется закончить этот разговор вопросом: кем хочет стать Багаряков?
— Для себя я решил, что семь лет публичной работы (четыре в Госдуме и три в Свердловской области) — это достаточно много. Сейчас нужен какой-то перерыв, чтобы перегруппироваться, присмотреться к новым условиям. Но я себя не списываю со счетов и считаю, что у меня еще есть перспективы. Вот, например, сейчас пишу докторскую, публикуюсь в научных журналах, читаю лекции.

— О чем же эти лекции?
— Экономическая теория. В Академии госслужбы много факультетов. Тема диссертации — об инвестпотенциале регионов.

— А зачем вам докторская вдруг понадобилась?
— Для себя. Для своего развития. Сегодня в моей работе, в моей жизни она не нужна. Но я считаю, что это необходимо сделать. Причем я уже работаю над ней несколько лет. Вообще планирую, что после того, как книга продастся и деньги поступят на счет детского дома — я закрою сайт, удалю страничку в «Фейсбуке» и уйду из публичного поля.

Фото: Дмитрий Горчаков; Ирина Баженова; архив 66.ru