Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Послание губернатора Свердловской области

18 ноября 2013, 17:23
Послание губернатора Свердловской области
Фото: Дмитрий Горчаков; архив 66.ru
«Об инвестиционном климате и инвестиционной политике в Свердловской области в 2014 году»

Уважаемые коллеги!

Обращение с инвестиционным посланием к предпринимательскому сообществу и органам власти Свердловской области стало у нас уже традицией. Это не только отчет о достигнутых результатах в реализации инвестиционной политики, но и комплексная информация о планируемых мерах по улучшению инвестиционного климата.

Особенно актуальна эта работа в свете требований, определенных Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным на Государственном Совете, посвященном эффективности бюджетных расходов. Наша задача — самым активным образом внедрять программно-целевой метод формирования бюджета, добиваться эффективного использования всех бюджетных вложений, создавать условия для дополнительного притока инвестиций, вовлекая в эту работу и региональный, и муниципальный уровни власти.

Основные приоритеты и принципы инвестиционной политики определены в Инвестиционной стратегии Свердловской области, утвержденной в 2012 году. Агентством стратегических инициатив Инвестиционная стратегия Свердловской области отмечена как лучшая практика сотрудничества с предпринимательским сообществом — это один из важнейших пунктов Стандарта деятельности органов власти.

В текущем году выполнены все основные мероприятия, отраженные в Инвестиционной стратегии области. Достигнуты результаты в социально-экономическом развитии региона.

Текущая ситуация

По большинству важнейших показателей Свердловская область удерживает позиции в первой десятке субъектов РФ: занимает 6 место по объему валового регионального продукта и объему промышленного производства, 8 место — по объему инвестиций в основной капитал. Темпы роста важнейших макроэкономических показателей Свердловской области традиционно превышают среднероссийские. По итогам 2012 года валовой региональный продукт Свердловской области увеличился в сопоставимой оценке на 6,3 процента к уровню 2011 года, составив один триллион четыреста миллиардов рублей. Физические объемы промышленного производства выросли более чем на 10 процентов.

Заметно улучшилась ситуация в инвестиционной сфере. В 2012 году объем инвестиций в основной капитал превысил 341 миллиард рублей.

В первом полугодии текущего года инвестиции в основной капитал выросли более чем на 3 процента к уровню января-июня 2012 года, составив 117 миллиардов рублей.

Положительная динамика сохранилась и по притоку иностранных инвестиций, которые по итогам первого полугодия текущего года увеличились практически в 2 раза в сравнении с соответствующим периодом прошлого года.

Привлекательность инвестиционного имиджа Свердловской области подтверждается рейтинговыми агентствами. По итогам 2012 года рейтинговым агентством «Эксперт» Свердловской области присвоен рейтинг «Высокий потенциал — умеренный риск». Среди 83 субъектов Российской Федерации Свердловская область заняла четвертое место по критерию «инвестиционный потенциал».

30 августа 2013 года служба кредитных рейтингов агентства Standard & Poor’s подтвердила долгосрочный кредитный рейтинг Свердловской области на уровне «ВВ+», прогноз изменения рейтингов — «Стабильный».

Проблемы

В то же время, несмотря на положительные результаты, нам пока не удалось коренным образом переломить ряд негативных тенденций. Достигнутые темпы роста инвестиций недостаточны для обеспечения коренной модернизации промышленного производства, медленно развивается инфраструктура.

В промышленном секторе региона сохраняется существенное отставание по уровню производительности труда от среднероссийского и мирового уровней.

Сохраняется проблема низкой инвестиционной активности муниципальных образований.
Особенно остро эти проблемы обозначились на фоне замедления темпов экономического развития в текущем году. Именно поэтому задача повышения инвестиционной привлекательности актуальна как никогда.

Совершенствование законодательства

В этом году в Свердловской области был принят ряд законов, направленных на активизацию инвестиционного процесса.

Введено понятие новой категории налогоплательщика — участник приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству и по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению.

Для участников приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области установлены пониженные ставки налога на прибыль и предусмотрено полное освобождение по налогу на имущество. Срок предоставления преференций — 5 лет.

Принятие данных законов позволяет сосредоточить государственные усилия на поддержке тех инвестиционных проектов, которые будут направлены на достижение ориентиров долгосрочного социально-экономического развития Свердловской области. Это:
— повышение уровня и качества жизни населения, повышение уровня заработной платы;
— диверсификация региональной экономики, развитие высокотехнологичных отраслей, повышение конкурентоспособности произведенных товаров и услуг;
— создание новых рабочих мест, повышение уровня производительности труда, повышение коэффициента обновления основных фондов в соответствии с федеральными установками;
— сбалансированное территориальное развитие Свердловской области, основанное на грамотном размещении производительных сил, а также развитие экономического потенциала отдаленных от центра территорий и территорий с низким собственным экономическим потенциалом.

Предлагаю предпринимателям и инвесторам подать декларацию в Министерство экономики Свердловской области для оформления статуса приоритетного инвестиционного проекта с тем, чтобы уже с 1 января 2014 года получить возможность пользоваться установленными налоговыми льготами.

В качестве приоритетных для государственной поддержки секторов экономики мы определили промышленность, агропромышленный комплекс и IT-сектор.

Убежден, что развитие именно этих сфер способно дать необходимый импульс социально-экономическому развитию Свердловской области. Особенно значительный потенциал для развития мы видим в тех отраслях, где уровень конкуренции региона пока недостаточен.

Например, в производстве пищевых продуктов, в частности, кондитерских изделий наши производители теряют прежние рынки. Та же ситуация в сельском хозяйстве: мы способны полностью обеспечить потребности жителей области в картофеле, но из-за отсутствия необходимых условий для хранения овощей вынуждены каждую весну завозить продукт из других регионов России и зарубежья.

Министерству агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области необходимо детально проанализировать ситуацию, выявить рынки, которые местные производители могут занять, и разработать комплекс мер по их развитию, в том числе путем развития производственного франчайзинга.

Министерство промышленности должно продолжить работу по развитию внутриобластной кооперации, расширить применение аутсорсинга крупными промышленными предприятиями.

Государственная поддержка

В 2013 году существенно увеличена государственная поддержка.

Впервые из областного бюджета предоставлены субсидии для промышленных организаций, реализующих инвестиционные проекты, — в объеме 186 миллионов рублей.

Почти 900 миллионов рублей направляется на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Приоритетным направлением государственной поддержки определен реальный сектор экономики.

Основным итогом реализации мероприятий в этой сфере стало создание 730 новых субъектов предпринимательства и почти полутора тысяч новых рабочих мест.

На господдержку агропромышленного комплекса в текущем году из областного бюджета направляется 3 миллиарда 100 тысяч рублей, а с учетом средств из федерального бюджета — более 4,5 миллиарда рублей.

Наряду с поддержкой реального сектора экономики усиливается поддержка сферы услуг и туризма.

Кроме того, в виде налоговых льгот объем поддержки реального сектора составляет 6 миллиардов рублей в год. И это без учета вновь принятых законов, о которых я уже говорил.

Поддержка реального сектора экономики, безусловно, будет продолжена. Но необходимо постоянно совершенствовать эту систему. Она должна быть серьезно скорректирована на предмет востребованности и актуальности тех или иных мер государственной помощи. Ещё раз повторю — необходимость повышения эффективности бюджетных расходов влечет за собой самый строгий контроль целевого использования выделенных средств, предполагает действие программно-целевого метода.

Бизнес-парки

В 2013 году проведена большая работа по созданию индустриальных парков в Свердловской области.

Реализуются проекты по созданию индустриальных парков «Богословский» в городском округе Краснотурьинск, в районе Ново-Свердловской ТЭЦ в городе Екатеринбурге, на территории Новоуральского городского округа. В качестве перспективных также рассматриваются площадки в городских округах Заречный и Среднеуральск.

Существенные результаты достигнуты в освоении территории особой экономической зоны «Титановая долина». Заключены соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности с компаниями «Синерсис», «Уральский оптический завод», «Стройдизель-Композит».

Финансовая инфраструктура

Формированию привлекательного инвестиционного климата в Свердловской области способствует выстраивание конструктивных деловых отношений с финансово-кредитными учреждениями.

Правительством области подписаны соглашения о сотрудничестве с рядом крупнейших банков.

В настоящее время ведётся работа по организации финансирования инвестиционных проектов с такими группами инвесторов, как коммерческие банки, лизинговые компании, государственные банки развития и международные организации (Внешэкономбанк, Государственная корпорация РОСНАНО, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития), фонды прямых инвестиций.
Уральский банк Сбербанка России приступил к реализации программы «Новая индустриализация», в рамках которой ведется финансирование проекта по созданию инфраструктуры на территории особой экономической зоны «Титановая долина».

Реализация соглашений позволяет привлечь дополнительные средства в экономику области.
Для осуществления намеченных инвестиционных и инновационных проектов необходимо активизировать совместную работу.

Предлагаю банковскому сообществу присоединиться к проводимой в области практике государственного стимулирования инвесторов приоритетных инвестиционных проектов и рассмотреть возможность предоставления льготных условий кредитования либо упрощенного порядка получения кредитов для таких инвесторов.

Снижение административных барьеров

С 2012 года в регионе действует Совет по инвестициям при Губернаторе Свердловской области.
Ключевая задача Совета — координация действий бизнеса и власти по развитию региона, обеспечение участия бизнеса в принятии ключевых решений, разработке и, главное, в реализации Инвестиционной стратегии.

Кроме того, в 2013 году создана открытая площадка для прямого диалога между бизнесом и властью — межведомственная комиссия по снижению административных барьеров. Здесь предприниматели имеют возможность обсудить с руководством региона, представителями областных и территориальных федеральных органов власти конкретные проблемы, с которыми сталкиваются в процессе деятельности.

За прошедший период рассмотрены вопросы улучшения инвестиционного климата в сфере электроэнергетики, строительства, грузовых перевозок, геологоразведочных работ и лесопользования. По некоторым направлениям удалось добиться существенных подвижек.

Например, заключены соглашения между Свердловским региональным диспетчерским управлением,

Правительством области и крупнейшими сетевыми организациями, в которых установлены предельные сроки осуществления этапов и процедур, регламентирующих технологическое присоединение вновь возводимых объектов капитального строительства. Таким образом, время подключения к электрическим сетям сократилось в среднем на 1,5 месяца.

С учетом принятых федеральных инициатив в части оптимизации процедур техприсоединения в 2013 году нам удастся выйти на установленный целевой показатель — 276 дней. Это почти на четверть меньше, чем было в 2012 году (363 дня).

В 2014 году сроки подключения к электросетевой инфраструктуре должны быть снижены еще на 100 дней.
Одним из ключевых результатов диалога бизнеса и власти в сфере строительства стало принятие закона Свердловской области об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство.

При разработке данного законопроекта стояла задача сократить срок оформления разрешительной документации и в то же время не допустить снижения безопасности строящихся объектов. В результате для определенных категорий объектов существенно сокращены сроки оформления документов (на 80 дней), исключены финансовые затраты на получение заключения госэкспертизы.

Тем не менее, в 2014 году необходимо принять дополнительные меры по сокращению сроков административных процедур в сфере строительства. Напомню, по вводу жилья на тысячу жителей Свердловская область занимает лишь 31 место среди субъектов Российской Федерации. Сложившая ситуация не соответствует ни экономическому потенциалу области, ни запросам рынка, ни потребностям людей.

Уверен, что увеличение объема вовлекаемых в хозяйственный оборот земель станет хорошим стимулом для повышения объемов строительства. Нормативы градостроительного проектирования Свердловской области также требуют доработки в соответствии с актуальными условиями.

Следует обратить особое внимание на повышение качества регуляторной среды для бизнеса, упрощение взаимодействия государства и предпринимателей в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности. Это позволит, во-первых, увеличить производительность труда за счет отказа от части непроизводственных затрат, связанных с выполнением требований регуляторов, во-вторых, повысить конкурентоспособность российских товаров за счет отказа от избыточных требований.

Эти вопросы целесообразно проработать и органам местного самоуправления в отношении муниципальных земель и контрольно-надзорных функций, осуществляемых на местном уровне.

Убежден, что без активного участия органов местного самоуправления создать благоприятный инвестиционный климат на территории области невозможно.

Считаю, что для оперативного решения задач в сфере инвестиционной деятельности и реализации проектов в каждом муниципалитете должен быть создан Совет по инвестициям либо его аналог.

Важно обеспечить чёткую координацию работы регионального и муниципальных Советов, а также межведомственных и отраслевых рабочих групп.

Развитие института ОРВ

В 2013 году в Свердловской области удалось создать инструмент вовлечения предпринимателей в процесс принятия управленческих решений, в том числе разработки нормативных правовых актов. Свердловская область — один из первых российских регионов, где на постоянной основе внедрена оценка регулирующего воздействия.

Эта процедура позволяет вырабатывать взвешенные, сбалансированные решения, отвечающие интересам различных социальных групп, выявлять в действующих и принимаемых нормативных правовых актах как явные, так и скрытые административные барьеры.

С начала года процедуры ОРВ запущены по 76 проектам нормативных актов. При этом примерно треть проектов после публичных обсуждений с предпринимателями была значительно откорректирована.

Кроме того, я поддерживаю мнение предпринимательского сообщества о том, что необходимо проведение аналогичной экспертизы уже действующих актов. Убежден, что здесь скрыт существенный резерв для сокращения административных барьеров.

Открытое правительство

Мы должны сохранить наметившуюся положительную тенденцию роста открытости власти, конструктивного диалога с предпринимательским сообществом.

В 2013 году внедряются новшества в системе государственного управления, большинство из которых определены Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2012 года.

Так, Свердловская область стала одним из пилотных регионов, где активно внедряются механизмы Открытого правительства. Многое сделано для повышения открытости органов государственной власти, обеспечения доступа к информации об их деятельности. Во всех государственных органах созданы официальные интернет-сайты, обеспечивающие, в том числе, обратную связь с заявителями.

Ключевое направление на 2014 год — формирование и публикация открытых данных, ориентированных на граждан, бизнес-сообщество, научные организации, некоммерческие организации.

Началось общественное обсуждение проекта перечня открытых данных регионального уровня, которое должно определить приоритетность и востребованность предлагаемых данных.

Подготовка кадров

Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития Свердловской области является сбалансированная кадровая политика, направленная на удовлетворение потребностей экономики в квалифицированных кадрах.

Существующая система профессионального образования обеспечивает количественное воспроизводство кадров, необходимых экономике Свердловской области. В условиях коренной модернизации экономики и создания новых производств приоритетное значение приобретает высокое качество подготовки специалистов.

Для обеспечения сбалансированности спроса и предложения на рынке труда создан Координационный совет Правительства Свердловской области по кадровому обеспечению экономики.

Координационный совет сформировал заявку Свердловской области на 2014 год по объему и структуре потребности для приема абитуриентов в вузы Свердловской области за счет средств федерального бюджета.

В данной заявке учтены кадровые запросы для создания высокопроизводительных рабочих мест, реализации инвестиционных проектов по развивающимся промышленным кластерам: химическому, трубному, фармацевтическому.

Впервые предложения региона формировались открыто, обсуждались с участием всех заинтересованных сторон. Такой подход будет распространен и на другие вопросы кадровой политики Свердловской области.

Уважаемые коллеги!

В заключение хочу поблагодарить предпринимателей за сотрудничество, помощь в реализации важнейших направлений нашей совместной деятельности.

Уверен, совместными усилиями мы сумеем улучшить деловой климат в регионе, создать эффективную систему привлечения инвестиций в Свердловскую область.

Благодарю за внимание.