Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Текст бюджетного послания губернатора

9 июля 2013, 12:25
Текст бюджетного послания губернатора
Фото: Дмитрий Горчаков; архив 66.ru
Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Свердловской области в 2014 году и плановом периоде 2015-2016 годов.

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания Свердловской области!

Уважаемые коллеги!

В соответствии с Уставом Свердловской области и законом Свердловской области о бюджетном процессе представляю вам Бюджетное послание об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Свердловской области в 2014 году и плановом периоде 2015–2016 годов.

Главные требования, предъявляемые к бюджетной политике Свердловской области — системная поддержка экономического роста, повышение эффективности использования бюджетных средств, укрепление конкурентоспособности промышленности региона, безусловное выполнение социальных обязательств в рамках реализации майских Указов Президента Российской Федерации.

В течение трех ближайших лет бюджет Свердловской области сохранит свою социальную направленность. Приоритетной задачей становится формирование и внедрение новых стандартов жизни людей, повышение уровня жизни на всей территории Свердловской области.

Экономические и финансовые факторы, обеспечивающие этот процесс — рост инвестиций в регион, улучшение делового климата, развитие промышленного производства, повышение налогового потенциала.
Сегодня в экономике Свердловской области сохраняется стабильная ситуация, характеризуемая положительной динамикой ключевых макроэкономических показателей. Темпы роста валового регионального продукта, физического объема промышленного производства выше среднероссийских. Свердловская область продолжает входить в число российских лидеров по обороту розничной и оптовой торговли.

По итогам работы в 2012 году достигнуты заметные успехи в росте бюджетных доходов, повышении качества бюджетного администрирования, совершенствовании работы с крупными налогоплательщиками, внедрении программно-целевого метода планирования. Это важный приоритет в работе Министерства финансов.
В 2013 году продолжился рост собственных доходов консолидированного бюджета Свердловской области. При этом налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов растут более высокими темпами, чем доходы областного бюджета. Так, за первые 5 месяцев 2013 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета составили 79,3 миллиарда рублей (рост на 5% или на 3,8 млрд. рублей выше к аналогичному периоду прошлого года). А в местные бюджеты и бюджеты муниципальных образований поступило 20,5 миллиарда рублей, что на 7% (или на 1,3 млрд. рублей) больше, чем в прошлом году.

Социальные статьи расходов областного бюджета были тщательно проанализированы с точки зрения их адресности и эффективности. В этом году реализуется 23 областных целевых программы с общим объемом расходов 40 млрд. рублей. Это в полтора раза больше, чем в 2012 году.

В то же время для бюджетной системы области по-прежнему сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов, от сырьевых отраслей экономики и внешнеэкономической конъюнктуры.

Областной бюджет несет значительные потери по причине «теневых» зарплат, преднамеренных банкротств предприятий, попыток вывести финансовые потоки из Свердловской области и Российской Федерации.
В 2013 году в Свердловской области отмечается замедление темпов роста промышленного производства. Замедлились и темпы роста среднемесячной заработной платы.

Проблемным вопросом остается эффективность бюджетных расходов. По-прежнему большое количество нареканий у жителей области вызывает качество услуг в сфере жилищно-коммунального комплекса, здравоохранения, образования.

На развитие этих отраслей мы всегда выделяем значительные средства. Так, за два последних года в модернизацию здравоохранения Свердловской области вложено более 18,9 млрд. рублей, в сферу общего образования — 2,7 млрд. рублей.

Более 3,5 млрд. рублей мы направляем в этом году на развитие и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства.

Вложения весьма существенные, и мы должны добиться того, чтобы каждый бюджетный рубль был вложен с максимальной отдачей, приводил не к раздуванию штатов и ведомственных амбиций, а к реальному улучшению уровня жизни людей, повышению качества работы учреждений. И мы за этим будем очень внимательно смотреть.

Именно для этого в прошлом году была начата структурная реформа в социальной сфере. Мы эти вопросы детально обсуждали с главами муниципальных образований. На сегодняшний день 16 процентов государственных и 10 процентов муниципальных образовательных учреждений перешли в статус автономных. В сфере здравоохранения статус изменили более 10 процентов учреждений. Считаю необходимым активизировать эту работу и в предстоящем бюджетном периоде.

В бюджетной сфере мы должны отказаться от реализации затратных, но малоэффективных мероприятий, продолжить оптимизацию сети учреждений, совершенствовать систему государственных закупок. Социальная помощь должна стать максимально адресной. Я прошу Министерство финансов совместно с профильными министерствами работать в соответствующем ключе.

На бюджетном содержании не должно быть учреждений, оказывающих преимущественно платные услуги, а также учреждений, деятельность которых не соответствует полномочиям органов государственной власти и органов местного самоуправления. Средства, высвобождаемые при этом, должны оставаться в той же отрасли и идти на её развитие.

Уважаемые коллеги!

Вызовы и риски на товарных и финансовых рынках, сложная ситуация в мировой экономике диктуют необходимость четкого выбора приоритетов, выработки правильного баланса между долгосрочными, стратегическими целями и решением неотложных задач сегодняшнего дня.

В выступлении Президента России Владимира Владимировича Путина на Санкт-Петербургском экономическом форуме дано четкое определение базы экономического роста: увеличение производительности труда, инвестиций и инноваций, снижение финансовых, управленческих, инфраструктурных издержек, развитие человеческого капитала, создание конкурентоспособных условий для ведения бизнеса.
В условиях Свердловской области это означает, прежде всего, особое внимание к промышленной сфере, как основному источнику, формирующему бюджет региона.

В течение 2010–2011 годов рост инвестиций в основной капитал в полтора — два раза превышал в Свердловской области темпы роста ВРП. В 2012 году приток капитала в экономику Свердловской области несколько замедлился. Наша задача — преломить эту ситуацию, стимулировать новый пик инвестиционной активности.
Выполняя задачу, поставленную в майских Указах Президента Российской Федерации, в Свердловской области в 2012 году были разработаны и приняты программы, направленные на развитие промышленности региона, повышение её устойчивости к колебаниям мировой экономической конъюнктуры, рост производительности труда, существенное увеличение доли инновационной продукции.

В разрабатываемой Программе модернизации и создания новых рабочих мест определены четкие целевые показатели. Так, за 2014- 2016 годы в Свердловской области во всех сферах экономики должно быть создано и модернизировано свыше 160 тысяч рабочих мест, к 2020 году их количество должно вырасти до 700 тысяч.
В предстоящий бюджетный период работа по формированию промышленной политики региона должна быть продолжена. Особое внимание в 2014–2016 годах будет уделено модернизации производственного сектора малого и среднего бизнеса, повышению доступности для предпринимателей мер государственной поддержки, созданию новых рабочих мест, и, конечно же, модернизации.

Одна из основных целей на 2014 год — формирование оптимальных условий для инвесторов и благоприятного инвестиционного климата, стимулирование привлечения инвестиций в экономику Свердловской области в объемах и темпах, достаточных для обеспечения устойчивого экономического роста.

Некоторые шаги в этом направлении мы с вами уже сделали, и я благодарю вас за поддержку этих начинаний.
Созданы все необходимые предпосылки для того, чтобы в 2014 году на территории особой экономической зоны «Титановая долина» начали свою работу первые компании-резиденты. В налоговое законодательство Свердловской области внесены изменения, направленные на улучшение инвестиционного климата в регионе. В частности, «обнулена» ставка налога на прибыль для резидентов «Титановой долины».

В среднесрочной перспективе в Свердловской области появится не менее 10 индустриальных парков. Пилотные проекты данного бюджетного периода — это индустриальные парки «Богословский», «Новоуральский», парк в районе Ново-Свердловской ТЭЦ.

Будет продолжена практика предоставления инвесторам финансовых мер государственной поддержки, в том числе субсидий на компенсацию процентной ставки по кредитам, налоговых преференций.

Для поддержки инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, обеспечивающие выполнение стратегических планов развития Свердловской области, был разработан пакет законопроектов. Их задача — повышение экономического потенциала муниципальных образований в Свердловской области, создание источников их самостоятельного развития. Инвесторы, признанные участниками приоритетных инвестиционных проектов, смогут воспользоваться налоговыми льготами в отношении налога на имущество организаций и налога на прибыль.

Сейчас эти законопроекты внесены в Законодательное Собрание Свердловской области. Рассчитываю, что они будут оперативно рассмотрены вами, уважаемые депутаты, и до конца года мы сформируем перечень приоритетных инвестиционных проектов.

Мы должны заложить новые «точки роста» на всей территории Свердловской области. Государственно-частное партнерство должно быть не просто термином, а реальным механизмом. Оно, как модель реализации инвестиционных проектов, должно получить свое развитие не только на региональном, но и на муниципальном уровне. Это мы также обсуждали детально с главами муниципальных образований на прошедших семинарах.
Как показывает практика, инвестор, выбирая территорию, ориентируется не только на налоговые льготы и преференции. Важнейший фактор — общий деловой климат, минимальное количество административных барьеров, внимание власти к мнению предпринимательского сообщества.

Мы уже немало сделали для того, чтобы улучшить деловой климат в регионе: создается сеть многофункциональных центров, упрощаются процедуры в сфере строительства, подключения к электросетям, повышается доступность инженерной инфраструктуры.

Лучшие практики совершенствования делового климата в «пилотном» формате внедрены в Свердловской области в рамках федерального Инвестиционного Стандарта, разработанного «Агентством стратегических инициатив».

Росту инвестиционной привлекательности региона способствует проведение Уральской международной выставки и форума промышленности и инноваций «ИННОПРОМ». В этом году, подтверждая статус главной промышленной выставки страны, «ИННОПРОМ» будет посвящен такой ответственной и многогранной теме как «Глобальная промышленность: стратегии и риски». Итоги работы форумной части «ИННОПРОМа» будут учтены при разработке федерального закона о промышленной политике в России.

Уважаемые коллеги!

В предстоящий бюджетный период основным направлением нашей работы будет реализация майских Указов Президента страны и приоритетных национальных проектов.

Они имеют общую направленность — повышение уровня жизни людей, динамичное развитие регионов, формирование новых, более высоких стандартов жизни.

В настоящее время в Свердловской области началась разработка Концепции комплексной целевой программы «Новое качество жизни уральцев». В состав рабочей группы вошли министры социального блока, депутаты Законодательного собрания Свердловской области, представители экспертного и научного сообщества региона.
Мы рассчитываем на широкую общественную дискуссию, в ходе которой жители области сформулируют своё представление о «новом качестве жизни». С учетом этого мнения будет разработана комплексная, масштабная, экономически выверенная программа, направленная на повышение качества жизни людей на всей территории Свердловской области, в каждом городе и селе.

У нас уже есть опыт создания программ, направленных на повышение качества жизни людей и комплексное развитие территорий. В частности, это программа «Столица» для города Екатеринбурга и региональная комплексная программа развития города Нижний Тагил.

Сейчас перед нами стоит более масштабная и серьезная задача, требующая принципиально новых подходов.
К примеру, на первом этапе, формируя программу «Столица», мы видели её целью преимущественно решение транспортных проблем Екатеринбурга. По инициативе Вице-губернатора Свердловской области Якова Петровича Силина, по просьбам жителей Екатеринбурга сегодня к этой важнейшей задаче добавляется ещё ряд направлений, без которых немыслим современный, комфортный, чистый, удобный для жизни и бизнеса мегаполис. Это приведение в порядок городских парков и скверов, ремонт подъездов и дворовых территорий, современное освещение городских улиц, обновление парка муниципального общественного транспорта. Это сохранение культурного наследия города. Это особое внимание к отдаленным районам города, к его окраинам, жители которых сегодня не слишком избалованы вниманием властей и коммунальными удобствами.
Это строительство современных школьных стадионов, с тем, чтобы там могли заниматься спортом и школьники, и жители близлежащих домов. Это создание комфортной среды для жизни и профессиональной деятельности инвалидов. И многое другое, что мы вкладываем в понятие «новые стандарты жизни».

Уже в этом году мы выделим из областного бюджета необходимые средства, чтобы решить ряд локальных, но очень важных для екатеринбуржцев проблем. Я поручаю Якову Петровичу Силину подготовить более детальные предложения по названным направлениям.

Уважаемые коллеги!

Предстоящий бюджетный период станет для всех серьезной проверкой, поскольку именно 2014–2016 годы — отчетный, ключевой этап в реализации важнейших задач, поставленных Президентом страны.
Так, мы должны добиться существенного роста жилищного строительства во всех муниципалитетах области, чтобы удовлетворить потребность людей в доступном и качественном жилье. Я подчеркиваю, доступном.
Наши приоритеты — развитие малоэтажного строительства, внедрение инновационных и энергоэффективных технологий, снижение себестоимости строительства, совместная работа региональных и муниципальных властей по выделению участков под массовую застройку и обеспечение их коммунальной инфраструктурой за счет средств областного бюджета.

В бюджете на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов должны быть предусмотрены средства на финансирование подготовки инженерной инфраструктуры земельных участков для жилищного строительства.
В процессах модернизации жилищно-коммунального комплекса наши приоритеты — повышение комфортности проживания граждан, рост инвестиционной привлекательности отрасли, повышение «прозрачности» коммунальных платежей, контроль деятельности управляющих компаний. Важнейшей задачей остается и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.
Традиционно агропромышленному комплексу предоставляется значительная государственная поддержка. В 2013 году её объемы превысили 5 миллиардов рублей. Как результат — наш промышленный регион стабильно входит в десятку субъектов Российской Федерации — лидеров по производству молока, яиц, мяса птицы. Но в условиях членства России во Всемирной торговой организации должна меняться и структура государственной поддержки. В 2014–2016 годах особое внимание следует уделить повышению финансовой устойчивости и конкурентоспособности производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции.

Уважаемые коллеги!

В рамках реализации майских Указов Президента Российской Федерации в Свердловской области обеспечивается рост заработной платы в бюджетной сфере.

При формировании областного бюджета на 2013 год и определении финансовой помощи бюджетам муниципальных образований были учтены финансовые средства на увеличение фондов оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы. В этом году при корректировке областного бюджета мы выделили на эти цели дополнительные средства, почти 2,3 млрд. рублей, что позволило довести заработную плату до запланированных установок уже с 1 июня 2013 года, а не с 1 октября, как мы планировали ранее.
Повышение заработной платы в бюджетном секторе должно сопровождаться ростом качества услуг в здравоохранении, образовании, культуре, социальной политике.

Так, в сфере здравоохранения приоритетом бюджетной политики должны стать повышение доступности и качества бесплатной медицинской помощи на основе федеральных стандартов. Особое внимание следует уделить повышению эффективности скорой медицинской помощи, доступности высокотехнологичной медицинской помощи, расширению возможностей доступа пациентов к амбулаторной помощи.
У пациентов должна быть возможность выбора участкового врача, а поликлиники должны работать в удобное для людей время, предоставляя возможность электронной записи на прием к любому специалисту.
Приоритетной задачей в образовании остается ликвидация очередей в детские сады и обеспечение к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. До 2016 года в Свердловской области необходимо ввести дополнительно более 26 тысяч мест в детских садах. Недавно было принято решение о выделении в 2013 году из федерального бюджета дополнительных средств на строительство детских садов в Свердловской области (1,2 млрд. рублей). Эти средства должны быть использованы максимально эффективно.

В сфере культуры дальнейшее развитие должны получить современные формы работы — виртуальные музеи и концертные залы, оцифровка книжных фондов, подключение общедоступных библиотек к сети Интернет. Это существенно расширяет доступность культурных ценностей для всех жителей области.

По-прежнему нашим приоритетом остается поддержка талантливой молодежи и выдающихся деятелей культуры, выделение грантов на реализацию культурных проектов, достойно представляющих Свердловскую область в России и за её пределами.

В связи с тем, что 2014 год объявлен в России Годом культуры, необходимо предусмотреть дополнительные меры, направленные на дальнейшее развитие культуры и искусства в Свердловской области.

В сфере физической культуры и спорта наши усилия должны быть направлены на пропаганду приоритетов здорового образа жизни, рост доли населения, занимающегося физической культурой и спортом. Сегодня немногим более 20 процентов жителей области (887 тысяч человек) регулярно занимаются физической культурой и спортом. Необходимо как минимум вдвое увеличить это количество, а для этого нам нужно больше строить спортивных объектов, плотно вписанных в повседневную жизнь уральцев: это школьные стадионы, спортивные площадки во дворах и парках, хоккейные корты, лыжные базы.

В сфере социальной защиты населения бюджетная политика должна быть направлена на профилактику социального сиротства, поддержку семей с приемными детьми, создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями.

Весь пакет государственных и муниципальных услуг должен быть максимально доступен людям. Эффективность деятельности министерств и ведомств должна оцениваться по качеству и доступности услуг, предоставляемых населению.

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!

Формирование областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов должно осуществляться на основе умеренных прогнозных оценок развития экономики Свердловской области с учетом возможности сокращения ранее прогнозируемых доходов.

Ключевой задачей бюджетного планирования остается сдерживание роста долговых обязательств Свердловской области и взвешенный подход к предоставлению государственных гарантий, формированию дефицита областного бюджета.

На 1 января 2013 года отношение величины долга Свердловской области к доходам областного бюджета (без учёта объёма безвозмездных поступлений) составило 15,3% против 16,7% на 1 января 2012 года. Необходимо сохранить и развить тенденцию по снижению величины долга Свердловской области.
Для укрепления налоговой базы, повышения устойчивости областного бюджета, выполнения обязательств по росту заработной платы необходимо активизировать работу с крупнейшими налогоплательщиками, работающими на территории Свердловской области.

Нельзя закрывать глаза на то, что наряду с честными и ответственными налогоплательщиками у нас немало крупных хозяйствующих субъектов, системно уходящих от налогообложения, имеющих признаки «искусственной» убыточности, уплачивающих заработную плату «в конвертах», использующих труд нелегальных мигрантов.
В последние годы в налоговое законодательство Свердловской области были внесены изменения, стимулирующие рост деловой активности, в частности, введена в действие патентная система налогообложения, дополнительные меры поддержки инвесторов.

Но предоставляемые преференции и льготы должны давать адекватный экономический и социальный эффект, формировать не иждивенческие отношения, а рост количества налогоплательщиков, добросовестно исполняющих свои обязательства.

В соответствии с изменениями в Бюджетном кодексе Российской Федерации был скорректирован закон «О бюджетном процессе в Свердловской области». Сейчас бюджеты муниципальных районов и городских округов будут формироваться и утверждаться на трехлетний период. Чтобы повысить качество муниципальных бюджетов, необходимо выстроить четкие и внятные критерии финансовой поддержки.
К числу таких критериев относится стимулирование муниципальных образований, добившихся роста налоговых поступлений. Распределение трансфертов в зависимости от прироста частных инвестиций на территории муниципалитетов.

Предоставление субсидий муниципальным образованиям должно быть ориентировано на повышение эффективности бюджетных расходов и расширение применения программно-целевого принципа. При решении о софинасированиирасходных обязательств муниципалитетов должны учитываться не только цели предоставления субсидий, но и конечные результаты, которые должны быть достигнуты.

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания Свердловской области!

Бюджет Свердловской области — это важнейший финансовый инструмент осуществения государственной политики на территории региона. В соответствии с Бюджетом, на его основе строится работа исполнительных органов власти.

Логично и закономерно, что над ним работают специалисты: финансисты, экономисты, эксперты, аналитики. Прежде чем стать областным законом, он проходит детальное, серьезное обсуждение в профильных комитетах и на заседаниях Законодательного Собрания Свердловской области. Текст Закона о Бюджете публикуется в средствах массовой информации.

И все же считаю необходимым придать бюджетному процессу ещё большую открытость и публичность. Каждый житель Свердловской области должен иметь возможность в полном объеме получить информацию о том, сколько регион зарабатывает и сколько тратит, какие программы являются для нас приоритетными, каких результатов мы хотим добиться.

В ближайшее время будет создан портал «Открытый бюджет», который мы рассматриваем как информационную и экспертную площадку.

Считаю сегодняшнее выступление перед вами своим первым взносом в информационную базу «Открытого бюджета».

Благодарю за внимание.