Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Олег Букин: «Екатеринбург должен жить по правилам»

4 октября 2012, 14:54
Защитник памятников в своем «Живом журнале» опубликовал свою «программу спасения исторического облика» уральской столицы.

Больше никаких «Пассажей»! Никаких «Европ»! Максимальное сохранение старинных зданий, которые не включены в реестр памятников истории. Вплоть до включения городов в список исторических поселений с запретом какого-либо сноса/строительства.

Далее — цитата.

Что бы я сделал на месте начальника департамента по охране памятников — вот некоторые пункты.

1.

Направить все силы и добиться того, чтобы был доработан и утвержден в установленном законом порядке Проект зон охраны памятников истории и культуры Екатеринбурга. Это документ, который регулирует градостроительную деятельность с позиции охраны объектов культурного наследия. Разумеется, Проект зон охраны должен быть утвержден вместе с градостроительными регламентами зон охраны.

Мое мнение по данному вопросу заключается в том, что градостроительные регламенты должны устанавливаться не только для зон охраны и территорий памятников. Просто потому, что не все исторические здания являются памятниками истории и культуры. И для того, чтобы сохранить эти здания — об этом я уже высказывался — законно и допустимо использовать в качестве одного из инструментов градостроительные регламенты ПЗО. Так, например, делает команда Кибовского в Москве.

В этом смысле нужно поквартально фиксировать с помощью регламентов все разрешенное и неразрешенное с позиции охраны памятников. Допустим, в таких-то координатах можно построить только 2-этажное здание, а вот здесь строить нельзя, но можно реконструировать существующие объекты, а здесь вся планировочная структура остается нетронутой, со всеми своими исторически ценными градоформирующими объектами (историческая застройка, планировка, природный ландшафт, облик, композиция, всякие соотношения и пр.).

Вообще цель — это и максимальное сохранение исторических зданий, не включенных в реестр памятников. Если для этого не будет достаточно инструмента ГР, то можно и нужно будет использовать другие инструменты: 1) статус памятника для исторического объекта, 2) статус достопримечательного места для планировочной структуры — она может быть от одного квартала до всего исторического центра, 3) внесение города в список исторических поселений.

До момента утверждения Проекта зон охраны использовать действующую Схему временных зон охраны памятников истории и культуры центральной части города Свердловска, утвержденную в 1988 г. в установленном законом порядке. Это очень подстегнет городские власти к доработке проекта зон охраны (с учетом тех пожеланий, которые озвучит департамент охраны памятников при МУГИСО, в дальнейшем проект утверждается правительством при наличии согласования МК РФ).

2.

Поэтапно установить территории для всех памятников истории и культуры и утвердить их границы. В принципе, территории памятников прописываются также в графической части Проекта зон охраны, однако масштаб не позволяет достичь приемлемую точность. Это отдельное направление, которым должен заниматься департамент охраны памятников. Тут же — разработка и утверждение локальных зон охраны. Полный запрет на строительство в строгих охранных зонах и в границах территорий памятников. Что это значит? Департамент не должен согласовывать соответствующие землеотводы, при необходимости ему следует обращаться в суд.

3.

Положить конец реконструкциям, сопровождающимся изменением параметров и частей памятников (этажности, объема, высоты, площади), полным или частичным сносом. Просто потому что это незаконно. На самом деле по данному вопросу могут быть инициированы консультации с федеральным минкультом. Цель: необходимо раз и навсегда расставить точки над i. Нельзя трактовать законодательство таким образом, что возможно изменение облика и интерьера памятника, потому что и потому что. И это задача минкульта.

4.

Необходимо потушить в короткие сроки все существующие и зарождающиеся «пожары». Одна часть «пожаров» связана с предстоящими сносами ОКН в результате хозяйственного освоения их территорий, другая — с бесхозяйственным содержанием объектов культурного наследия. Как правило — это либо объекты муниципальной собственности, либо областной. В дальнейшем департамент должен в рамках закона поступать с теми, кто засирает памятники и превращает их в бомжатники: обращаться в суд и по его решению изымать (с компенсацией) памятники из собственности нерадивых хозяев.

Необходимо посчитать областные и муниципальные памятники, находящиеся в руинированном и аварийном состоянии, посчитать смету на их восстановление. Затем этапами их восстанавливать, применяя консервацию для тех ОКН, реставрация которых предусмотрена, например, через 1–3 года.

5.

Очень важный пункт, связанный с выстраиванием института охраны памятников. Необходимо разработать положение МУГИСО в части функций по охране памятников, разработать все необходимые административные регламенты. Положение я уже готовлю. Как только подготовлю — представлю его руководству. К слову сказать, в Курганской области более 2 десятков административных регламентов, у нас — практически ни одного. Позор, да и только.

6.

Законотворческая инициатива. Нужно подготовить проекты внесения изменений в областной закон об охране памятников № 12-ОЗ с целью приведения последнего в соответствие федеральному закону № 73-ФЗ. Очень много изменений можно внести и не для достижения этого соответствия, а просто для улучшения законодательного регулирования сферы охраны памятников в Свердловской области.

7.

Взаимодействие с общественными организациями и гражданами. Например, в одном из регионов УрФО есть внештатные сотрудники госоргана охраны памятников. Они ходят и осматривают памятники и в случае какой-то угрозы для ОКН срочно «телеграфируют».

Общественники могут делать гигантскую работу. Например, когда нет времени и бюджетных средств на организацию историко-культурной экспертизы на предмет включения памятника в ЕГР объектов культурного наследия. А общественность может найти время, подготовить все документы и даже заказать экспертизу. Это ускорит принятие памятника на государственную охрану.

Также взаимодействие необходимо для решения вопросов, связанных с использованием объектов культурного наследия. Проблема острая, и госорган не вправе напрямую заниматься вопросами, связанными с современным назначением того или иного памятника. Но не нарушая закон и не выходя за рамки своих полномочий, он, наверное, вправе поддерживать те или иные инициативы общественности (и не только), особенно когда она предлагает лучшие проекты использования каких-то бесхозных и брошенных ОКН.

И в завершении. Для многих может показаться, или некоторые даже слышали, что все эти проекты зон охраны — тяжкое ярмо для экономики города. Чушь. Вот именно сегодня без этих зон — тяжкое ярмо. Потому что есть закон, который требует это, и есть практика, когда этого нет. Именно здесь рождаются предпосылки для чиновничьего произвола, коррупции и т.д.

Я не хотел давать эту ремарку, поскольку не считаю нужным доказывать необходимость законодательного регулирования градостроительной деятельности с позиции охраны памятников — и так все понятно — это Закон, поэтому глупо вторгаться в рассуждение о целесообразности или нецелесообразности.

Просто я хотел сказать, что каждый человек — и вы тоже, даже если равнодушны к памятникам — должен понимать простое правило: городу нужны правила, особенно тогда, когда они прописаны законом. И еще с осторожностью относится к тем, кто утверждает, что ограничения (правила) тормозят инвестиции. Совсем-совсем наоборот. Екатеринбург должен жить по правилам. Это будет ему на пользу.