Об этом заявил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев на конференции «Реформа госзаказа. Развитие электронных торгов».
Глава ведомства также отметил, что действующим постановлением правительства определен перечень товаров и услуг, которые в рамках госзакупок должны осуществляться только через аукционы. С 1 января 2010 года часть продукции из этого перечня должна будет закупаться только через электронные аукционы, а с 1 июля 2010 года - все, указанное в этом перечне.
Планируется, что на госзакупки в следующем году будет потрачено 5 трлн рублей. При этом глава ФАС уточнил, что через год продукция на сумму примерно около 3 трлн рублей будет закупаться через электронные аукционы. Отбор пяти электронных площадок, на которых и будут проводиться эти аукционы, правительство проведет в середине декабря.
Электронные аукционы позволят избежать «странных» заказов
В электронных торгах немало плюсов, главный из которых - наиболее эффективный способ обеспечить конкуренцию и прозрачность. Прозрачная система, в свою очередь, должна создавать конкурентную среду, в которой госзаказчик получает наилучшее качество, наилучшую цену по определенному качеству. Таким образом, открытость торгов позволит избежать размещения странных заказов: золоченых кроватей для МВД, «Лексусов» цвета «морозный жемчуг» для ФГУ «Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохраны» и золотых часов с бриллиантами для губернатора Тулеева. Электронные торги дают возможность видеть такие заказы и сегодня чиновники десять раз подумают, а потом будут объявлять торги, говорят эксперты.
При этом еще в мае стало известно, что портал, где будет размещаться вся информация о госзаказах в России, по плану Минэкономразвития (МЭР), начнет работу с 1 января 2011 года. МЭР также сообщал, что предполагает на конкурсной основе создать несколько крупных площадок, где будут размещаться заказы через открытые электронные аукционы.
Генеральный директор «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков считает, что Интернет стал своего рода лакмусовой бумажкой для госзаказов и госзакупок. Таким образом государство демонстрирует готовность к сотрудничеству и к открытости.
Генеральный директор «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков:
- Именно Интернет вытаскивает на белый свет проблемы госзакупок. Причем предметом обсуждения становятся не сами проекты, а их цена. Именно она - животрепещущая тема в блоггерских сообществах. В большинстве случаев реакция пользователей негативная, потому что суммы госзакупок бывают необоснованно большими.
В результате, открытая в Интернете информация зачастую может привести к отмене конкурса. Для госзаказчика размещение и публикация информации о самом заказе в Интернете связана с риском получения жесткой критики в свой адрес. «Я слышал, когда организаторы открытых конкурсов или тендеров меняли буквы в названии, чтобы исключить возможность обнаружить эти заказы с помощью системы поиска. Сегодня от организаторов сложно ожидать другой реакции, кроме как опасений», - отмечает Сергей Рыжиков.