Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Превратимся в Туркмению»: как изменит жизнь россиян закон о хранении персональных данных

23 июля 2014, 18:20
Портал 66.ru решил разобраться, кто пострадает от принятия закона, обязывающего хранить данные о россиянах лишь на серверах, расположенных на территории РФ.

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон о хранении данных российских пользователей только на серверах в РФ, а также указании сведений о месте расположения этих баз данных, сообщает официальный сайт Кремля.

Теперь зарубежные компании, например Twitter, Facebook, Booking.com, должны открыть свои представительства на территории России или размещать информацию о пользователях на российских серверах, заплатив за это несколько тысяч долларов. Под действие закона попадают и отечественные компании, например «Аэрофлот», поскольку российские авиаперевозчики используют зарубежную систему бронирования билетов.

Авторы законопроекта заявляют, что информация о российских пользователях уходит на серверы зарубежных стран, в том числе в США, и в итоге иностранные государства владеют полностью всей информацией, перепиской, фотографиями россиян. Фото: Fotolia

Тех, кто беспокоится, что теперь нельзя будет бронировать билеты на самолет, успокаивает представитель Aviasales.

Янис Дзенис, PR-менеджер Aviasales:

— Крупнейшие иностранные сервисы уже заявили, что будут работать в соответствии с законами России, так что значительной перестройки алгоритмов с нашей стороны точно не потребуется. Вместе с тем ОТА и самим авиакомпаниям нужно будет переводить процессы на российские серверы.
Отчасти облегчить этот процесс должна национальная GDS, которую в настоящий момент разрабатывает Ростех. В соответствии с замыслом корпорации, персональные данные авиапассажиров будут храниться в России, и тарифы локальных авиакомпаний точно будут переведены в эту систему. Вероятно, и иностранные авиакомпании смогут воспользоваться новой GDS для полетов в Россию, потому как уходить с рынка точно никто из них не планирует.

К слову, на работе самого сервиса Aviasales этот закон не отразится, поскольку компания не является оператором личных данных: «Мы сравниваем цены, а это неперсонализированная информация», — поясняет Янис Дзенис.

Директор холдинга 66.ru Евгений Островский, в свою очередь, считает, что принятый закон попросту уничтожит интернет в России: во-первых, закон значительно расширяет понятие «персональные данные» (теперь к ним относятся и номер телефона, и e-mail, и даже ваша аватарка, например), а во-вторых, закон распространяется на все интернет-ресурсы.

Евгений Островский, директор холдинга 66.ru:

— Во многих странах существуют подобные законы, но они распространяются только на сайты, зарегистрированные внутри страны. А наши законодатели сказали: «Нет. Мы всех под одну гребенку соберем». И возникает вопрос: а как этот закон будут применять?

«Если этот закон действительно начнет работать, мы лишимся доступа к 99,9% интернет-ресурсов», — говорит Евгений Островский.

Евгений Островский:

— Вы должны понимать: почти все, чем вы пользуетесь в Сети, — иностранное. Допустим, гиганты типа Facebook, Twitter или Google как-то подстроятся. Они работают по всему миру и привыкли, что то тут, то там местные законодатели принимают какие-то законы. А станет ли подстраиваться под наших законотворцев, например, сервис бронирования билетов Португальских авиалиний, или интернет-магазин британской одежды, или Dropbox? Я думаю, нет. Не станут. И мы быстро окажемся в изоляции: превратимся даже не в Китай, а в Туркмению, в Северную Корею.

Кроме того, закон о персональных данных страдает техническими огрехами.

Евгений Островский:

— На российских серверах должны храниться персональные данные граждан России. Ну хорошо. Но как определить гражданство? Требовать вносить при регистрации скан паспорта? Или как? По IP определять? Так это не сработает, если, к примеру, гражданин России выйдет в интернет по Wi-Fi из отеля в Таиланде.

Когда этот законопроект находился еще на стадии рассмотрения, многие не верили, что он сможет действовать. Так, «Лента.ру» приводила мнение председателя коллегии адвокатов Москвы «Вашъ юридический поверенный» Константина Трапаидзе. Он заявлял, что единственный способ добиться выполнения этого закона от Google или Facebook — блокировать доступ к их сервисам на территории России. По-другому заставить их выполнить закон просто невозможно, так как эти компании находятся вне российской юрисдикции.

Ранее Российская ассоциация электронных коммуникаций высказала опасение, что этот закон лишает россиян права распоряжаться своими собственными данными и приведет к уходу глобальных сервисов и к существенным экономическим потерям.

РАЭК:

— Например, будет невозможно забронировать билеты на сайте зарубежной авиакомпании, так как сбор и хранение будут осуществляться на территории той страны, в которой работает авиакомпания; или невозможно будет воспользоваться системами бронирования отелей, так как персональные данные будут собираться и храниться на серверах этого отеля в стране нахождения. В конечном итоге предложенное регулирование может привести к обратному эффекту, чем изначально запланированное, и отпугнуть компании, которые хотят вести бизнес и вкладывать инвестиции в России.

Свои предложения и поправки РАЭК передала Госдуме, но к ним прислушиваться, судя по всему, не стали.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2016 года, и у иностранных компаний есть два года для того, чтобы открыть в России свои дата-центры или уйти из страны. О готовности работать в соответствии с новым законом пока заявила интернет-платформа Booking.com, лидер в области бронирования размещения онлайн. Как сообщает «РИА Новости», в компании заявили, что закон не внесет существенных изменений в ее работу.