Спецоперацию по задержанию сторонников ИГИЛ в Екатеринбурге в феврале решили провести после того, как в аэропорту столицы Северной Осетии ФСБ задержала 34-летнего гражданина Узбекистана Зиедулло Ибатова. Боевик несколько месяцев в 2014 году проходил обучение минно-взрывному делу в лагере боевиков в Сирии, а в начале 2016 года по заданию командования поехал на помощь в Екатеринбург, чтобы собрать взрывное устройство.
Тогда в столице Среднего Урала задержали братьев Камила и Казиму (старший) Абдулажановых, Ильхома Кадыралиева, Аброрбека Карим-Ахунова, Наманджона Хурулбаева, Фаруха Джумаева и Равшана Каримова. Некоторые из них были гражданами России, но все они — уроженцы киргизского города Узген.
Напомним, их задержали во время одной из встреч в доме №4 на Таежной: в квартире под ванной был оборудован тайник, в котором хранилась взрывчатка, гранаты, пистолет и детонаторы. Все подозреваемые проживали на Сортировке, на улицах Техническая, Билимбаевская или на той же Таежной. По версии следствия, они готовили теракт в екатеринбургском ТЦ «Карнавал». Их этапировали в Москву, и сейчас они находятся в следственном изоляторе ФСБ Лефортово.
По данным издания Ura.ru, в распоряжении которого оказались детали расследования, самыми интересными для силовиков могли оказаться Камил и Казим Абдулажановы — второй, будучи гражданином России, долгое время арендовал кафе «Султан» на улице Технической. С начала 2015 года в заведении общепита какое-то время жил Фарух Джумаев — по версии спецслужб, именно он распространял сведения о запрещенной в РФ ИГИЛ и был проводником идей джихадизма, приверженцем которых стал, воюя за боевиков на территории Сирии, челноком перемещаясь в Турцию и обратно.
Идеи Джамаева в большей степени воспринимал младший брат — Камил. Он проникся идеей попасть в рай к гуриям, что и не отрицал на допросах. Сообщения о праведности газавата приходили и в адрес других участников арестованной группы, в том числе поставщику мяса для кафе братьев — Равшану Каримову (он тоже гражданин России).
Боевики использовали разные каналы связи, например WhatsApp, а контроль за передачей информации был четкий. Сейчас силовики знают о переводе младшим Абдулажановым в Сирию 100 долларов — эти деньги он пожертвовал одному раненому боевику.
Следствие уверено, что переписка и найденное в квартирах оружие с тротилом — достаточное основание для предъявления обвинения в подготовке терактов. Защита обвиняемых, конечно, так не считает.
Центр общественных связей ФСБ ход расследования пока не комментирует. Отметим, что в июне в Москве состоится заседание суда, где решится вопрос о мере пресечения для задержанных боевиков. Сейчас следователи проводят ряд экспертиз, технически доказывающих причастность задержанных к преступлению.
готовивших.