Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В деле о вооруженном мятеже в Екатеринбурге оказался замешан посол Венесуэлы

25 июля 2012, 17:17
В деле о вооруженном мятеже в Екатеринбурге оказался замешан посол Венесуэлы
Фото: Ирина Кузнецова
Стали известны ранее засекреченные детали громкого дела так называемых сторонников Квачкова.

В Свердловском областном суде начался очередной процесс по делу о попытке организации вооруженного мятежа в Екатеринбурге. На этот раз на скамье подсудимых оказались бывший директор Института военно-технического образования УрФУ Леонид Хабаров, предприниматель Виктор Кралин и отец уже осужденного по этому делу Владислава Ладейщикова, Александр. При этом свою вину признает только последний.

Хабаров и Кралин заявили об отводе гособвинителю, а также судьям — Денису Меледину, Дмитрию Казанцеву и Елене Ибатуллиной. По их мнению, они могут быть заинтересованы в исходе дела.

Хабаров и Кралин считают, что дело должен рассматривать суд присяжных, однако получили отказ.

По данным следствия, операцию по захвату власти в Екатеринбурге возглавил полковник Леонид Хабаров.

«Хабаров создал боевую группу в целях организации мятежа. Зная о негативном отношении Кралина и Ладейщикова к деятельности руководства Российской Федерации, он провел с ними беседу и завербовал», — рассказала гособвинитель Мария Щебрик.

Сам Ладейщиков старался скрыть свое лицо от объективов фотокамер. На вопросы суда отвечал односложно, чаще всего предоставляя слово защитнику (на фото). Согласно материалам дела, Александр Ладейщиков помогал перевозить и хранить боевое оружие, часть которого оказалась неисправной.

Сначала обвиняемые собирались ликвидировать руководителей силовых структур области — ФСБ, МВД и МЧС, затем захватить административные здания Свердловской области, взорвать ТЭЦ. Вокруг Екатеринбурга планировалось укрепить оборону и ждать до тех пор, пока мятежи не начнутся в других регионах. Следующим шагом должен был стать вооруженный поход на Москву.

Помимо вербовки и вовлечения в террористическую деятельность, Хабаров обвиняется в хранении, перевозке оружия и взрывчатых веществ, а также хранении наркотиков в особо крупном размере. В его доме было обнаружено наркотическое средство — гидрохлорид прамедола массой 0,171 грамма. Лицо, у которого Хабаров приобрел наркотическое средство, следствием не установлено. Предположительно, полковник хотел использовать вещество для обезболивания, если один из его сообщников получит ранение в ходе проведения операции. Сам Хабаров ранее заявлял, что это обезболивающее, которое он привез из Афганистана в качестве трофея. Оно было передано ему местным врачом.

Из материалов дела следует, что Владимир Кралин совершил несколько поездок, целью которых было получение денег на организацию операции. В частности, он посетил Белоруссию, где должен был встретиться с послом Венесуэлы, который мог передать ему деньги на организацию вооруженного мятежа в Екатеринбурге.

Мария Щебрик, гособвинитель:

— В июле 2011 года Кралин был направлен в Минск, в республику Беларусь. Он был заранее проинструктирован о том, что по необходимости он должен посетить посольство Венесуэлы с целью получения от посла республики Венесуэла денежных средств на организацию вооруженного мятежа боевой группой, сформированной Хабаровым. Кралин обратился в посольство Венесуэлы с целью встретиться с послом, однако получил отказ.

По словам защиты, Кралин ездил в Минск для того, чтобы продать патенты на свои изобретения. Защитники Хабарова и Кралина назвали обвинения, предъявленные следствием, недоказанными и необоснованными. Они отметили, что в ходе судебного заседания постараются доказать это суду.

Сослуживец полковника Хабарова рассказал, при каких обстоятельствах они познакомились с отставным полковником ГРУ Владимиром Квачковым.

Геннадий Кунявский, сослуживец Леонида Хабарова:

— Квачков приезжал к нам в УрФУ. Здесь он проводил беседы. После этой встречи мы с Хабаровым пришли к выводу, что люди не пойдут за этим человеком, так как он позволяет себе много националистических высказываний. Хабаров был согласен только с тем, что касалось беспредела, который творится в армии. И это Леонид Васильевич говорил открыто.

Леонид Хабаров и Владимир Кралин назвали выдвинутые против них обвинения абсурдными. В конце заседания Хабаров крикнул присутствующим в зале родственникам: «Поздравьте ребят с днем ВДВ!».

Кралин заявил, что следствие оказывало на него давление.

Владимир Кралин, обвиняемый:

— Мне сказали, чтобы я признался в том, чего я не совершал. В обмен следствие пообещало мне условный срок. Следственные органы ФСБ уговаривали меня в течение 20 дней, потом бросили в подвал тюрьмы, где я провел месяц. Мне сказали: «Мы тебя выпустим. Ты маленькая шестеренка в этом деле, но ты должен признать свою вину».

Ранее, 17 и 18 мая, Свердловский областной суд провозгласил приговор двум другим «сторонникам Квачкова», заключившим сделку со следствием. Оба получили условное наказание. Так, Сергею Катникову суд назначил наказание в виде лишения свободы на 5 лет 6 месяцев условно со штрафом в размере 100 тысяч рублей. Владиславу Ладейщикову — лишение свободы на 6 лет условно.

На заседании присутствовал сын Хабарова, Дмитрий.

Дмитрий Хабаров, сын полковника Леонида Хабарова:

— На сегодняшний день нет доказательств, ни аудио, ни видео, ни фото, свидетельствующих о том, что Леонид Васильевич совершил это преступление. Они сделали из Леонида Васильевича организатора вооруженного мятежа. По меньшей мере комиссия должна была признать всех обвиняемых по этому делу невменяемыми, если они хотели пойти на Москву и захватить власть.

Следующее заседание суда назначено на 24 сентября в 10 часов утра. Ожидается, что в этот раз будут допрошены свидетели.