Группа ученых под руководством Ури Хассона (Uri Hasson) из Принстонского университета в США показала, что в процессе передачи и восприятия информации с помощью устной речи мозг говорящего и слушателя работают практически зеркально и практически синхронно. Это означает, что у них активизируются одни и те же отделы мозга, при этом в некоторых областях активность головного мозга слушателя отстает от таковой в мозге рассказчика на одну — шесть секунд, а в некоторых, напротив, опережает.
Записав активность головного мозга рассказчика, а также активность 11 слушателей рассказанной им истории, ученые построили математические модели активности, с помощью которых сумели количественно оценить степень сопряженности (схожести по пространственным и временным параметрам) в работе головного мозга говорящего и воспринимающего человека.
Исследователи показали, что это сопряжение в работе возникает именно в ходе того, как рассказчик осмысливает произносимую им информацию, а слушатель осмысливает сказанное. В эксперименте с русскоговорящим рассказчиком и англоговорящими слушателями, равно как в эксперименте, где рассказчик озвучивал одну историю, а слушатели затем слушали совершенно другую, такого сопряжения работы головного мозга наблюдать не удалось.
Авторы статьи полагают, что отделы головного мозга, активизирующиеся сперва у слушателей, и только потом у рассказчиков, помогают слушателю на основании уже осмысленного фрагмента истории предугадать дальнейшее развитие сюжета за несколько секунд до того, как рассказчик его озвучит. Чем лучше человек предугадывает, тем лучше он понимает суть и детали рассказываемой истории.