Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Шипованные подковы, свежие лошади и алкоголь: чем помогали замерзающим водителям 300 лет назад

16 ноября 2016, 08:00
репортаж
Уральские волонтеры приняли участие в археологических раскопках почтовой станции на зимнем пути, который связывал города Тобольского Севера и европейскую часть России. На постоялом дворе, словно в пункте обогрева МЧС, ямщикам помогали справиться с холодами.

В начале недели МЧС Свердловской области объявило о готовности к холодам. В ведомстве организовали 44 мобильных пункта обогрева, которые расположены на федеральных трассах. Почти три века назад, когда профессиональных спасателей в России не было, их функцию брали на себя постоялые дворы. Почтовые станции были расположены на основных путях следования. Одно из таких поселений — на урочище Бала в ХМАО — исследовали в этом году екатеринбургские волонтеры.

Вводный инструктаж перед началом работы.

Постоялый двор, где екатеринбуржцы провели около месяца, был расположен на зимнем пути Самаровского яма — своеобразном аналоге трассы Тюмень — Ханты-Мансийск. Он начал работу в начале XVII в. Здесь постоянно находились пять-семь семей. Подобные небольшие поселения были основаны по всей протяженности дороги через каждые тридцать верст (это порядка 32 км). Их жители зарабатывали извозом и помощью путешественникам в холода (летом зимний путь превращался в водный, и ханты перебирались ближе к реке).

Так выглядят расчищенные археологами деревянные конструкции поселения.

Если постоялый двор был государственным, за каждого проезжающего, которому обеспечили свежих лошадей, стол и постель, платили из казны. Если «бизнес» относился к частному лицу, то некоторые услуги пассажиры обеспечивали из своего кармана. Во время раскопок археологи обнаружили монеты царской чеканки 1730–1911 гг.

Максим Баранов, археолог:

— Двор, который мы исследовали, скорее всего, был частным. Здесь можно было и лошадку подковать, и сани починить, и поесть, и переночевать, и вина выпить, и даже девки были свои — всё было предусмотрено и в лучшем виде.

Однако триста лет назад сервис на постоялых дворах все же был ниже среднего. К примеру, путешественники ночевали в одном доме с местными жителями. Хозяевам было невыгодно держать отдельный двор для постояльцев — его приходилось бы топить ежедневно в ожидании гостей. В урочище археологи обнаружили здание, разделенное на две половины: в одной — русская печь, в другой — чувал (очаг с прямым дымоходом). Неподалеку расположилась кузница. На это указывают найденные предметы: подковы с заостренными ледоходными шипами, элементы упряжи, бубенцы и поддужные колокольчики.

Основания для наземных очагов.

К услугам путешественников были и свежие лошади — их распределяли в зависимости от подорожной (документ для получения казенных лошадок), необходимости или социального статуса клиента. Кстати, в качестве вознаграждения за доброту постояльцы могли оставить не только деньги, но и что-нибудь ценное — украшения, к примеру.

Фрагмент одежды, украшенной бисером.

По мнению исследователей, постоялые дворы, которые на Севере содержали ханты, были примером безболезненного вхождения этого народа в состав Российской империи. Постепенно такие станции приходили в упадок, их заменили мини-отели и шиномонтажки на федеральных трассах.

Раскопками на урочище Бала исследователи занимаются каждое лето. Сейчас недалеко от археологического памятника проходит линия электропередачи и грунтовая автодорога, поэтому специалисты беспокоятся за сохранность объекта. Они советуют запретить любые работы по строительству на территории, чтобы сберечь необычное поселение.

Фотографии: НПО «Северная археология 1»