Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Битва за артефакты: уральский поисковый отряд обвинил коллегу в разграблении кладбищ военных самолетов

18 октября 2016, 08:00
Битва за артефакты: уральский поисковый отряд обвинил коллегу в разграблении кладбищ военных самолетов
Фото: Дмитрий Антоненков; 66.RU
Знаменитого свердловского экстремала, путешественника и поисковика военных самолетов, потерпевших крушение на территории области в период ВОВ, Владимира Рыкшина обвинили в подтасовке исторических фактов, вандализме и пиаре на костях погибших летчиков. «Ассоциация поисковых отрядов» потребовала возбудить против него уголовное дело.

Сотрудники прокуратуры проводят необычную проверку: они исследуют обстоятельства поиска и раскопок авиакатастроф, произошедших в период Великой Отечественной войны на территории Свердловской области. Официальные среднеуральские поисковики — те, что обычно раскапывают места боев, пожаловались в надзорное ведомство на поисковика неофициального — известного свердловского путешественника Владимира Рыкшина, обвинив его в вандализме.

Первый свой самолет Владимир нашел еще в 2004 г. Это был Як-12 Геннадия Патрушева (который первым нашел место гибели печально известной группы Дятлова в 1959 г. на одноименном перевале, а затем сам сгинул при загадочных обстоятельствах). Спустя несколько лет Рыкшин переключился на поиски военных самолетов.

Капитан Фадеев и ленд-лиз

Владимир Рыкшин был первым, кто во всеуслышание заявил, что на территории Свердловской области покоятся несколько самолетов, разбившихся во время Великой Отечественной войны, которые спустя более чем полвека остаются лежать в уральской тайге.

Битва за артефакты: уральский поисковый отряд обвинил коллегу в разграблении кладбищ военных самолетов

В окрестностях горы Старик-камень, что под Нижним Тагилом, например, до сих пор нетронутым лежит развалившийся в годы ВОВ самолет.

Историками военной авиации периода Великой Отечественной войны довольно подробно изучен воздушный путь перегонки самолетов, поставляемых по ленд-лизу из США в Советский Союз. Маршрут шел из Аляски в Сибирь, а потому получил название АлСиб.

Большинство исторических исследований посвящено перегону самолетов от американской авиабазы Фербэнкс до Красноярска. История о том, как самолеты дальше попадали на фронт, до сих пор остается туманной. Часть из них якобы разбирали и по железной дороге отправляли на запад. Другие добирались до прифронтовых аэродромов своим ходом. Одной из промежуточных точек на этом пути был екатеринбургский аэропорт Кольцово. Отсюда американские машины, управляемые советскими летчиками, летели до Казани. Но, как выяснилось, долетали не все...

Владимир Рыкшин, путешественник:

Битва за артефакты: уральский поисковый отряд обвинил коллегу в разграблении кладбищ военных самолетов

— Первый военный самолет мы нашли в 2010 г. Тогда ко мне обратилась администрация Михайловска. На них вышли сыновья летчика — капитана Фадеева, которым удалось найти в архивах Минобороны выписку о том, что их отец — штурман эскадрильи авиаполка военно-воздушной академии им. Жуковского погиб 23 октября 1943 г. юго-восточнее станции Михайловский Завод, в 20 километрах. Тогда мы запустили эту информацию по СМИ, и на нас вышла очевидец — Татьяна Ястребкова. Она рассказала, что еще детьми они видели, как над тайгой летели девять самолетов, а обратно возвращались уже восемь. Через день из леса вышел радист, который рассказал, что самолет потерпел крушение, а остальные члены экипажа погибли.

Собрав экспедицию, Рыкшину с товарищами удалось найти место падения, части самолета и, предположительно, останки двух человек. По словам поисковиков, на самолете были надписи на английском, из чего и был сделан вывод, что экипаж Фадеева разбился на американской машине во время перегона. Уточнить, какой конкретно это был самолет, тогда поисковики не смогли, однако предположили, что найден ленд-лизовский бомбардировщик В-25 «Митчел». Точному определению мешает отсутствие двигателей. По их номерам можно было бы установить модель самолета и личности экипажа со 100-процентной вероятностью. Однако большинство деталей, в том числе и двигатели, местные жители растащили на металлолом.

Битва за артефакты: уральский поисковый отряд обвинил коллегу в разграблении кладбищ военных самолетов

Экипаж самолета капитана Фадеева

Но все же те детали, что удалось найти, Рыкшин передал специалистам, в том числе в Свердловский областной краеведческий музей. Часть деталей забрал с собой американский эксперт в области аэронавтики — доктор Вон Хардести. В США эти обломки стали частью комплекса-памятника, установленного в честь авиатрассы АлСиб.

Фото: Дмитрий Антоненков; 66.RU; lend-lease.airforce.ru; opso66.ru