Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Тесты с мешками: эксклюзивный взгляд на первый низкопольный трамвай Екатеринбурга

3 сентября 2015, 10:59
Тесты с мешками: эксклюзивный взгляд на первый низкопольный трамвай Екатеринбурга
Фото: Николай Ковалевский для 66.ru; 66.RU
Задолго до публичного показа Портал 66.ru уже обкатал инновационный трамвай «Уралтрансмаша», который будет возить гостей грядущего мундиаля.

«По идее, на маршрут он может выйти хоть сегодня — трамвай готовый», — потягивая горячий кофе, рассуждает инженер по наладке испытаний «Уралтрансмаша» Александр Хомяков. За бортом — +4 и глубокая уральская ночь.

Тесты с мешками: эксклюзивный взгляд на первый низкопольный трамвай Екатеринбурга

Новый трамвай — одна из модификаций модели 71–409. В этот раз с кодом 01. Близнецы прежних модификаций уже закуплены для Нижнего Новгорода и Волгограда, скоро и наш черед. Но перед этим — сертификационные испытания.

Тесты с мешками: эксклюзивный взгляд на первый низкопольный трамвай Екатеринбурга

Александр Хомяков, инженер по наладке испытаний «Уралтрансмаша»:

— На первом этапе программы испытаний нужно накатать тысячу километров с номинальной нагрузкой — порядка 10 тонн. По итогам первых испытаний пройдут вторые, окончательные, уже с пассажирами.

«Номинальную нагрузку» обеспечивают мешки с песком — с ними можно понять, как трамвай будет вести себя в часы пик. Ведет — без откровений. Как пассажир я ожидал от инновационного продукта большей плавности хода и тишины. Но…

Тесты с мешками: эксклюзивный взгляд на первый низкопольный трамвай Екатеринбурга

Поперечные толчки ощущаются как и 20 лет назад, на совсем других трамваях, а неприятный металлический визг все так же сопровождает многие маневры. Иван TramEkb Соломин парирует: «В городе рельсы по-прежнему далеко не лучшего качества — чего ты ожидал? Ну, а шумоизоляция — это дополнительный вес. А борются все-таки за снижение массы».

Тесты с мешками: эксклюзивный взгляд на первый низкопольный трамвай Екатеринбурга

Иван — в прошлом сам водитель трамвая, а ныне консультант ОКБ «Атом» — вот-вот пустит ностальгическую слезу: ему выводить в рейс трехсекционные низкопольные трамваи не доводилось, но работать с ними — да. Спрашиваю у водителей-испытателей: «Как он вам?» Не Иван, в смысле, а 71–409–01. Ответы ожидаемые: «Отлично! Совсем другое дело. Со старыми чехословацкими не сравнить: это как «Запорожец» против «Мерседеса». Совершенно другой уровень комфорта и для водителей, и для пассажиров».

Про комфорт водителя — согласен: сплошной хай-тек, экраны, видеорегистраторы. А вот пассажирам в новом трамвае будет, боюсь, удобно не везде — не в каждой части. Пространства в первом вагоне, например, даже без тестовых мешков не много.

Тесты с мешками: эксклюзивный взгляд на первый низкопольный трамвай Екатеринбурга

Кругом поручни, высокие скамейки. Проход показался мне очень тесным. Соломин опять парирует: «Особенность компоновки — трамвай низкопольный, тяговые двигатели выдаются в салон. Отсюда и эти «тумбы» с сиденьями, которые съедают пространство. Уменьшить объем тяговых двигателей никак не возможно. Но ближе к концу салона места гораздо больше».

Тесты с мешками: эксклюзивный взгляд на первый низкопольный трамвай Екатеринбурга

Тонкие и легкие кресла — тоже, по всей видимости, результат борьбы инженеров за снижение массы.

В этом отношении с Иваном можно согласиться, а инженеров понять: чтобы вписаться в сложный компромисс всеобщего удобства, приходится чем-то жертвовать, например, пространством в передней части салона. Зато 71–409–01 — низкопольный, причем пол низкий по всей длине салона.

Тесты с мешками: эксклюзивный взгляд на первый низкопольный трамвай Екатеринбурга

По словам специалистов, ответственных за испытания, низкопольность удобна не только инвалидам, а вообще всем: процесс высадки-посадки идет на 30–40% быстрее. Что не может не сказаться на скорости перемещения трамвая, особенно в часы пиковых нагрузок.

Тесты с мешками: эксклюзивный взгляд на первый низкопольный трамвай Екатеринбурга

Ну и напоследок задаю главный вопрос, который мучает абсолютно всех: когда новые трамваи мы увидим не только на «Иннопромах», но и на улицах города? Этот — уже, возможно, через неделю. Он будет первым низкопольным и, скорее всего, единственным. Вопрос, как всегда, упирается в финансы (один трамвай — около 50 млн), а их, как мы знаем, и много не бывает, да и вообще — бывают редко.

Текст: Кирилл Зайцев
Фотограф: Николай Ковалевский, иллюстрации — архив 66.ru

PS: а как на «загнивающем Западе»?

От последнего абзаца может сложиться впечатление, будто Екатеринбург опять самый плохой и отсталый. В такие момент греют фотокарточки, например, из Будапешта, где по улицам ездят натуральные ископаемые.

Тесты с мешками: эксклюзивный взгляд на первый низкопольный трамвай Екатеринбурга

С другой стороны, соседняя Прага за последние 5 лет серьезно обновила состав — в пользу трехсекционных низкопольных трамваев. И их там существенно больше одной штуки.

Тесты с мешками: эксклюзивный взгляд на первый низкопольный трамвай Екатеринбурга
66.RU