10 октября 2014, 15:30

Городская легенда: зловещие ржавые цистерны пугают Уралмаш сибирской язвой

Городская легенда: зловещие ржавые цистерны пугают Уралмаш сибирской язвой
Фото: Евгений Лобанов, 66.ru
Затерянные в лесопарке у Шувакиша железнодорожные емкости неизвестного происхождения прогнили до дыр. Из них сыпется странный порошок. Образцы мы отдали ученым УрФУ.

Загадочные цистерны в районе Шувакиша давно уже обросли ржавчиной и легендами. Откуда они взялись в лесу неподалеку от Уралмаша — неизвестно. Зато слухов вокруг них наворочено столько, что впору сборник ужастиков выпускать.

Одни уралмашевцы на полном серьезе уверяют, что цистерны эти отогнали с Сортировки еще в восьмидесятые годы, после легендарного взрыва — дескать, такие же емкости рванули тогда, вот железнодорожники и спрятали часть цистерн с взрывоопасным грузом подальше. Другие утверждают, что это спецвагоны для транспортировки спор сибирской язвы, которые кто-то просто забыл на старой железнодорожной ветке во времена развала восьмидесятых-девяностых годов прошлого века. Так или иначе ржавые цилиндры все еще стоят в лесах рядом с Уралмашем. И, как мы убедились, груз все еще там.

Чтобы найти загадочные цистерны, пришлось попотеть. Точных географических ориентиров на местности нам не сообщили, так что пришлось следовать по однопутной железнодорожной ветке, что идет под екадовским мостом рядом с развязкой ЕКАД — Серовский тракт. И эта ветка отнюдь не заброшена.

Для того чтобы разгадать тайну странных цистерн, пришлось сначала оттопать несколько километров по сырым шпалам, поминутно оглядываясь — не подкрадется ли сзади поезд.

Причем даже зная, что ищешь, легко пройти мимо цели — ржавый цилиндр возникает внезапно и прямо перед носом. Из-за того что вагоны стоят в обрамлении деревьев, их замечаешь, лишь подойдя почти в упор.

Итак, три цистерны, проржавевшие до основания. Смотрятся так, будто брошены здесь не один десяток лет назад.

Сами вагоны стоят на обрезках рельсов, но путей под ними уже нет — вероятно, когда-то здесь была двухпутная железная дорога или какой-то тупик.

Маркировки на цистернах, конечно же, не осталось — все скрыла ржавчина. Лишь рядом с колесными парами еще можно прочитать металлические таблички, которые ничего не говорят о характере груза.

Почему те, кто не поленился распилить и утащить рельсы, не позаботились о вагонах — непонятно. Интересно, что кто-то умудрился спилить даже часть колеса одной из цистерн.

Когда-то стоянку ограждала колючая проволока. Примыкающий лес буквально нашпигован ее ржавыми остатками.

Конструкция у вагонов странная. Они компактнее привычных железнодорожных цистерн. Создается впечатление, что эти ржавые цилиндры создавались для перевозки каких-то сыпучих грузов, а не жидкостей.

Но речь шла явно не об обычном песке или щебне — уж слишком сложными выглядят люки в верхней части.

Это впечатление усиливается, если заглянуть под среднюю цистерну — она прогнила больше остальных и часть груза уже высыпалась на землю.

Кучки субстанции, похожей на пищевую соль, смотрятся довольно зловеще.

Эта же штука образует сталактиты на днище.

Откуда взялись в лесу цистерны, кто их сюда доставил, почему бросил — вопросы очень интересные, но не такие важные и срочные. Первым делом мы отправились узнавать, что за порошок сыпется из ржавых емкостей. Отвезли образцы в Физико-технологический институт Уральского федерального университета.

«Ну что, посмотрели мы ваши образцы, — спокойно рассказывает нам директор Физтеха УрФУ Владимир Рычков, прогуливаясь вдоль нового учебного корпуса, — Тяжелых металлов не обнаружили. Только кальций».

«Вероятно, какая-то селитра, точнее сказать не можем», — резюмирует директор Физтеха.

Текст: Евгений Лобанов, Дмитрий Шлыков. Фото: Евгений Лобанов