Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Станция юных гениев. Как наши школьники могут стать лучшими в робототехнике

22 сентября 2014, 19:57
Станция юных гениев. Как наши школьники могут стать лучшими в робототехнике
Фото: Дмитрий Горчаков для 66.ru
Чтобы вырастить уральских гейтсов-джобсов, в школьников сообща вкладываются все: школы, университеты, ИТ-компании. Наш корреспондент побывал в месте, где из детей воспитывают техногениев, и понял, что зря прогуливал в школе информатику.

Дано: помещение на Вайнера Х метров, семь 3D-принтеров (два из которых разобраны, один печатает шоколадом, а четыре собраны из фанеры). Три одиннадцатиклассника, один стенд с игрушками и куча непонятной технической фигни на столе. Задача: определить, какой путь должен пройти школьник, чтобы стать крутым айтишником.

«Мода на программирование прошла. За тридцать лет существования компьютеров рынок насытился. Чтобы выйти в лидеры, нам нужно развивать что-то новое» — уверен Олег Евсегнеев. Став преподавателем в Уральской компьютерной школе, Олег два года назад начал работать с детьми, увлеченными современными технологиями и понял, что школьников сейчас нужно увлекать не программированием, а робототехникой.

Станция юных гениев. Как наши школьники могут стать лучшими в робототехнике

«Когда появились компьютеры, на них стали программировать дети. И эти дети, через пару десятков лет понастроили виндуосов. Сегодня мы делаем ставку на роботов. В этом направлении Россия еще может догнать и перегнать».

— А почему школьники? Почему бы не студентам начать собирать миролюбивого терминатора? У них же технических знаний будет поболее.
— Современные студенты делают что-то, пока им говорят это делать. А когда речь заходит об инициативе, это полный ноль. Они учатся в университете и не знают зачем. А в школе легче пробудить интерес к техническим наукам. Поэтому на сторону технического добра детей нужно перетаскивать до вуза. Тогда из них и получатся толковые специалисты.


— Вы не преувеличиваете? На физтехе все-таки есть парни, которые устраивают в общажной комнате маленькую лабораторию и что-то мастерят
— Конечно, исключения есть всегда. Даже в самых плохих обстоятельствах появятся несколько таких умельцев, которые могут собрать чудо на коленке. Проблема в том, что такие самородки сидят дома и делают что-то для себя. Наша задача — привить массам любовь к хайтеку.

— Как вы находите детей, которым интересно заниматься робототехникой?
— Интересно это всем. Когда мы приносим в школу своих роботов, почти каждый загорается желанием что-то смастерить. Проблема не в этом. Чтобы создать робота, нужно обладать багажом знаний по математике, физике, информатике. В школах мы проводим заочную олимпиаду, отправляем задачи по информатике, и кто их может решить — приходит к нам. Это здоровый фильтр на мозги.


— Погодите, но в школе же на информатике не учат писать программы. Нас на уроках учили пользоваться экселем и вордом.
— Это у вас так было. К сожалению, в большинстве школ такая ситуация с информатикой сохранилась. Там работают учителя, которые загружены рутинной работой по методичкам и учебникам. Но есть дети, которые занимаются где-то дополнительно. С помощью олимпиад, мы находим восьмиклассников, которые уже стали лютыми айти-монстрами. Они легко программируют на разных языках, работают в Линуксе.

Станция юных гениев. Как наши школьники могут стать лучшими в робототехнике

«Взяли микроконтроллер, взяли устройство, написали программу, и заработало. В принципе, это может сделать даже пятиклассник. Если заранее его обучить».

— Мы занимаемся в двух направлениях. Сначала учим детей решать нетривиальные программистские задачи, которые дают на мировых чемпионатах. А потом даем в руки микроконтроллер и светодиод и говорим — соединяй.

— Что такое микроконтроллер?
— Это маленький компьютер. Есть задача — управлять материальным миром. Например, у вас есть робот и вы хотите подвигать его ручками и ножками. Как это сделать? Вы должны написать программу, которая будет всем управлять. Так вот эта программа хранится в микроконтроллере, который при помощи электрических сигналов управляет всеми частями робота.

— Поняла. А как?
— Микроконтроллер говорит: сейчас подай напряжение на эту ногу. А теперь остановись. А теперь на эту ногу и так далее. Эти механизмы везде: в стиральной машине, в микроволновке.Наши школьники берутся сразу за такое высокоуровневое устройство. И у нас есть подход как научить таким основам без вникания в тонкости, которым учат на радио-техническом или физико-техническом факультетах.

Станция юных гениев. Как наши школьники могут стать лучшими в робототехнике

Никита Сухарев — одиннацатиклассник. За год учебы в компьютерной школе, он собрал нескольких роботов, а сейчас хочет заняться лазерами. Больше всего его волнует предстоящее выпускное сочинение. Если по нему получить незачет, то к ЕГЭ не допустят, и Никита не сможет поступить на физтех.

— Никита, а каких роботов ты собирал?
— Мы делали лайн фолловера (line follower — прим. ред). Это такой робот-следопыт, который должен сам передвигаться по заданной линии и выполнять определенные задачи.

— Как робот может сам выбирать правильный путь?
— Смотри. Есть датчик, который распознает черное и белое. Он испускает свет, и если луч отразился в приёмник — то это белое, а если луч не попал в приемник — черное. И все эти сигналы микроконтроллер слушает в бесконечным цикле. И у микроконтроллера четыре таких световых датчика: расположенных по углам. Если один передает сигналы от белой поверхности, а остальные три от черной, то значит нужно поворачивать в сторону белого. Вот так он следует по линии.

Станция юных гениев. Как наши школьники могут стать лучшими в робототехнике

Для одного из конкурсов ребята собирали робота, который механическими ручками рисует часы каждую минуту. Сами напечатали детали на 3D-принтере, с помощью винтов и гаек собрали его и запрограммировали. Но так как идея была взята из интернета, то на конкурсе был еще один точно такой же робот-часы.

— За счет чего вы существуете? Ребята платят за занятия?
— Нет. Занятия в Уральской Компьютерной школе бесплатные. Она существует на базе УрФУ при поддержке IT-компаний. Наша принципиальная позиция, что родители не должны платить за обучение. Когда платят мама с папой — это побаловаться, отдохнуть, удовлетворить интерес ребенка и не более. В первую очередь, заинтересован должен быть работодатель, ну или государство в крайнем случае. Когда будет интерес сверху, тогда детей подтянут на новый уровень знаний.


— Но как вкладываться IT-компаниям в обучение, если всегда есть риск, что студенты после окончания университета просто разбегутся?
— Хороший вопрос. У нас есть так называемый Уральский ИТ-кластер, где объединились СКБ-контур, Naumen, Хост, Экстрим ПРО и другие организации, работающие с информационными технологиями. Каждый участник в отдельности не заинтересован финансировать обучение. Компания рассуждает: мы влили деньги, а они разбежались. А вот если все компании начнут сливать средства на образование в одну кучу, то оттуда дети будут равномерно распределяться между работодателями. Системный эффект получится.

— А каким образом работодатели, могут вкладываться в обучение? Только через УКШ?
— Мы заинтересовали ИТ-компании в финансировании кружков робототехники в школах. Сделали пилотный проект, нашли трех технических энтузиастов по области, которые в школах будут бесплатно заниматься с детьми. Мы поможем методически, ИТ-компании закупят технический конструктор, директор школы устроит такого энтузиаста на ставку и даст помещение — только такая командная работа даст результат.

Текст: Ольга Татарникова. Фото; видео: Дмитрий Горчаков для 66.ru