Четвертое управление МВД РФ возбудило уголовное дело по статье «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия» по факту происшествия в «Центре Хруничева», где делают носители «Протон-М», пишут «Известия». Правоохранители считают, что ракеты действительно могли падать из-за умышленного вреда, который наносили сотрудники предприятия.
Дело возбуждено на основании материалов ФСБ, сотрудники которой заинтересовались инцидентом, когда в апреле 2013 года при входном контроле в коллекторе для подачи воздуха двигателя второй ступени ракеты обнаружили несколько неиспользованных трубчатых алюминиевых пломб. Если бы их не заметили на контроле, ракетный двигатель РД-0210 вышел бы из строя в полете, и «Протон» бы упал в очередной раз. Тогда 15 сотрудников «Хруничева» опросили и проверили на полиграфе. Полученная информация подтвердила умышленный характер действий, виновных установили, но их имена пока не разглашаются.
В МВД сообщили, что основной причиной причинения умышленного вреда следует считать низкий уровень производственной культуры в «Центре Хруничева», который объясняется кадровыми проблемами и полным отсутствием воспитательной работы в трудовом коллективе.
Пока еще рано говорить о том, какой конкретно ущерб был нанесен подозреваемыми, что произошло по их вине, могли ли их действия стать причиной аварии — эти вопросы предстоит выяснить следствию. Если будет доказано, что действия сотрудников повлекли за собой аварию, им также будет предъявлен иск на полную стоимость утраченной ракеты и полезной нагрузки, что по ценам 2013 года составляет 2,84 млрд рублей.
О том, что «Протоны» падают не просто так, говорилось и раньше, особенно после аварии ракеты со спутниками «Глонасс-М» в июле прошлого года. Причиной катастрофы тогда стал датчик угловой скорости, вставленный не той стороной, что в принципе сделать очень сложно. По этому поводу также было возбуждено уголовное дело, но расследование не дало каких-то новых результатов.
Однако в версию саботажа правоохранители не верят, хотя она звучала и применительно к последней аварии «Протона», случившейся 16 мая. Однако причиной инцидента назвали производственный дефект в ходе сборки, который привел к разрушению узла подшипника турбонасосного агрегата.
Детский лепет на лужайке. Если есть кадровые проблемы, значит не хотят сюда идти качественные, грамотные специалисты, а это означает одно - низкая, несоотвествующая выполняемой работе, зарплата. И еще, если выпускаемое изделие такого высокого уровня, должен быть сведен к минимуму человеческий фактор, автоматизировать надо и производство и контроль максимально, но на это ж надо деньгами руководству вложиться...