Дополнительное образование детей современной России досталось по наследству. Система скоро бы развалилась вовсе, если бы не несколько фанатов своего дела. Олег Горнов — один из них. Будучи доцентом и заведующим лаборатории робототехники и мехатроники УрГПУ, он ведет занятия по робототехнике в Доме детского творчества Октябрьского района и еще в нескольких учебных заведениях.
Если не всматриваться, то покажется, что Олег с детьми всего лишь собирает конструкторы Lego. Но на самом деле куда больше. В копилке — несколько патентов на изобретения, огромное количество побед на разных соревнованиях. Из последнего — поездка на олимпиаду по робототехнике в Индонезию, мировые соревнования в Малайзии. Но главное, по его словам, не награды, не патенты и не деньги, а то, что дети учатся творить.
Сам наш герой недавно привез второе место со Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Учить творить у него явно получается.
Олег Горнов рассказал, как в области удалось реанимировать систему дополнительного образования и выстроить целую сеть новых площадок, какое будущее у маленьких технарей и нужно ли делать занятия платными.
Как получить от государства 100 миллионов?
Дополнительное образование со времен Советского Союза существует по инерции. И с каждым годом эта инерция угасает. Пара цифр для размышления. В Свердловской области во времена СССР было 150 станций юных техников. В 1943 году у нас открылись две станции. Это — на минуточку — сразу после Сталинградской битвы и в разгар Великой Отечественной войны. У государства было понимание, что нужно как-то жить дальше, нужно чем-то занять детей, нужно подготовить почву, чтоб вырастить инженеров. На закате социализма число станций юных техников выросло до 160. А к началу 2000-х от этого наследия осталось лишь 6 площадок дополнительного образования. Вне школы детьми занимались в 15–20 раз меньше, чем в СССР. Я, вообще, не поклонник советского периода нашей истории, но о детях и их образовании тогда думали серьезно — этого не отнимешь.
Три года своей жизни я потратил на то, чтобы помочь этой системе восстановиться хотя бы в отдельно взятой области. Это фанатизм, конечно, но мне было важно, чтобы как можно больше детей учились бесплатно. Началось все с первой выставки «Иннопром» в 2010 году. Мы тогда собрались все вместе — 6 действующих площадок допобразования области — и пошли на «Иннопром». Показали роботов, позвали ребят-изобретателей.
|
---|
Во времена Советского Союза в нашей области было 150 станций юных техников. К 2000 году их осталось всего 6. |
Александр Мишарин, тогда еще губернатор, осматривал свое инновационное творение. Мы в официальную часть экскурсии, конечно, не входили, но как только увидели губернатора рядом, приступили к атаке. Привели, показали и… начали ныть: «Вот, смотрите, реальная штука». Показали властьимущим образовательный конструктор, который изобрел наш ученик Даниил Шостин. За эту работу он был признан лучшим изобретателем мира! Главный вопрос к губернатору звучал очень просто: сколько можно разваливать систему допобразования? Мишарин сказал: «Проблему решим», — и показал пальцем на председателя правительства. Делегация отправилась дальше.
На то, что обещание сработает, мы мало надеялись. Но я вместе с коллегами из Дворца молодежи все-таки придумал и прописал программу «Робототехника и промышленность Среднего Урала». Подразумевалось, что мы будем с детьми не только собирать роботов на основе программы Lego, но и моделировать реальные промышленные объекты. Всего в области должно было появиться 11 новых площадок допобразования, также необходимо было укомплектовать 6 существующих. Эту программу мы положили на стол правительства… и нам сразу дали 100 млн рублей. И все заработало! Сейчас в Свердловской области 15 базовых площадок — все они относятся ко Дворцу молодежи.
7 лет, чтобы вырастить творцов
Мы учим детей 7 лет. Это почти как среднее образование в школе. Тут есть четыре ступени: совсем малыши (3–5 лет) занимаются больше естествознанием. Первоклашки-второклашки уже изучают модели простых роботов, следующая степень — это уже хитрые механизмы с ременными, зубчатыми передачами и не только. А потом уже высшая ступень, мы ее называем киберлаборатория. Тут ребята уже сами придумывают, программируют, конструируют настоящих роботов. Это уже сугубо творческие проекты, подготовка к соревнованиям, то, что до нас никто не делал. В общем, уровень настоящих изобретателей, пусть им еще и 18 лет нет.
|
---|
За партами сидят малыши лет 3–5. Удивительно тихо сидят — хотят быть совсем как взрослые. Еще бы! Сегодня им предстоит решить непростую задачку: выяснить, что такое энергия. Сначала они попытаются догадаться об этом сами, поговорив с педагогом. |
После разговоров наступает самая важная и самая любимая часть занятий: каждому достается по коробке с конструктором Lego. На этот раз мы мастерили машинки.
|
---|
Очень важно дать ребенку ощущение того, что он сделал что-то сам, что-то, что до него еще никто и никогда не делал. Дать ребенку возможность почувствовать себя творцом — вот главная задача. |
|
---|
А потом наступает время экспериментов. Например, чтобы машинка поехала быстро, ее нужно толкнуть рукой или поднять на горку — то есть дать ей энергию. |
Когда вы задумались о том, что такое энергия? В 9–10-м классе? Корпели на уроке физики над задачками про наклонную плоскость и тело, брошенное под углом к горизонту… Это беда школьного образования. Оно затеоретизировано. Поэтому зачастую детям так тяжело. А надо-то всего лишь показать, дать пощупать и попробовать самому. Провел меньше трех экспериментов на физике — считай, что зря прошел урок. Просто не понимаю учителей, после которых дети говорят: «Мы физику не любим». Это не нелюбовь, а непонимание. Добавьте к этому комплексы ребенка оттого, что он ничего не понимает, и привычку сидеть на задней парте и бояться, что спросят. Очень важно сложные вещи объяснять просто, даже самым маленьким.
Программа строится на основе разработок фирмы Lego. Некоторые считают, что это только схема. А раз схема, то мы научим ребенка работать по образцу, и все. Но это не так. Конечно, есть базовые схемы, но на их основе можно сделать все что угодно. Это зависит только от преподавателя: хочет ли он сделать из детей творцов или просто отработать оклад? Если б не было неравнодушных преподавателей, наши ребята не стали бы сборной России по робототехнике, у нас бы не было ребят, которые получают патенты на свои изобретения, мы бы не ездили на международные соревнования…
|
---|
Lego — это, безусловно, определенная схема. Но на основе схемы можно придумать все что угодно. Именно этому творчеству мы и стараемся научить. |
Инновационный конструктор и робот-пожарный
Есть дети, которые уже не могут без того, чтобы творить. Вот, к примеру, Артемка. В девять лет он придумал энергосберегающие мосты. Модель собрал из конструктора Lego. В десять лет он соорудил «инерцеход» — устройство, которое повышает проходимость колесных машин. Этот проект занял первое место на нескольких всероссийских конкурсах изобретателей, он получил губернаторскую премию, а в МЧС проект взяли на заметку.
|
---|
Артем недавно получил неформальное повышение. Прежде все его звали Артемка, а теперь — Тёмыч. Он всего лишь в 5-м классе, но при этом уже чемпион России по робототехнике. |
Последний его проект — робот-пожарный. Мы работали целый год и сделали проект, который на всероссийской олимпиаде «Созвездие» занял первое место, получил медаль ВВЦ, серебряную медаль салона «Архимед», приз на всероссийском конкурсе «Удиви нас»… Но самое главное — это проект нужный, со 100% коммерческой отдачей. Представь Эрмитаж. Провести противопожарную проводку, не разрушив ничего, крайне сложно. А вот такого робота пусти — и проблема решена. Робот увидит огонь и потушит его.
|
---|
Робот собран из подручных материалов: 60-сантимеровая радиоуправляемая модель танка ВК-1, веб-камера, цистерна с водой. Данные с веб-камеры и датчиков огня передаются в «мозг» робота, и тот при обнаружении огня незамедлительно реагирует: нацеливается на источник огня и тушит его. |
Испытания нового робота-пожарного проходили дома. Пока юный изобретатель оттачивал мастерство и учил своего робота уму-разуму, маме приходилось только вздыхать и закрывать глаза на периодические потопы.
Сейчас Артем к своему детищу роботу-пожарному уже остыл. Задумал что-то новенькое, но что — вряд ли расскажет пока.
Или вот наш Даниил Шостин. Он придумал и создал развивающий конструктор. На этот проект мы получили грант в Инфраструктурном хабе — 337 тысяч рублей — и выпустили первую партию конструктора. Мама помогла ему оформить патент, и сегодня это фактически работающий бизнес. В 2012 году новость о юном изобретателе прогремела не только на весь город — на всю страну и даже на весь мир.
Сегодня Данил в сборной России по робототехнике. Он гениальный механик и в команде отвечает именно за сборку робота. Ребята делают интересных роботов, и их наработки легко можно использовать в промышленности. К одному из международных соревнований мы готовили робота, который, преодолевая разные препятствия, должен был собрать все цветные цилиндры, перенести их в другую часть поля и распределить по цвету. Такой робот пригодился бы на любом крупном предприятии, чтобы перевозить сырье или готовую продукцию из цеха на склад.
Будущее за деньги
Я часто задаюсь вопросом: а дальше что? Три года назад я был уверен, что достаточно дать людям деньги и оборудование, а дальше все наладится само. Но наладилось не везде. У нас есть помещения, в которых стоят дорогущие станки с ЧПУ, во всех центрах дополнительного образования есть дорогие конструкторы Lego и не только… Оказалось, что этого недостаточно. Очень многое зависит от человеческого фактора. Есть соблазн: собирать конструктор по карточкам весь год и получать за это деньги. Сейчас многие, увы, так и делают.
Я прекрасно понимаю, что у преподавателя нет особой мотивации работать в госучреждениях и развивать детей. Если только он не фанат своего дела и не работает на нескольких работах сразу. Зарплаты копеечные, престиж профессии потерян.
Вторая беда — мотивация родителей. Приходят родители, устраивают своих детей в кружок. А потом ребенок пропадает. Звонишь, спрашиваешь: что случилось? Уроки не выучил, на день рождения пошли, к бабушке уехали…
|
---|
Сначала мы думали, что стоит только добыть деньги — и допобразование поднимется. Но нет, оказалось все не так просто. |
Я не знаю точного ответа на вопрос, что делать. Пока мне кажется, что выход в том, чтобы такие занятия были платными. И, заметьте, я говорю это после того, как все сделал для того, чтобы допобразование было бесплатным. Дело не в том, что мне или еще кому-то хочется заработать на родителях. Просто когда люди платят деньги, появляется ответственность. Я хочу, чтобы родитель мог спросить преподавателя: за что я заплатил деньги? Я хочу, чтобы преподаватель мог задать вопрос ученику: почему родители заплатили, а ты прогуливаешь?
Преподаватель должен понимать, что он отрабатывает деньги. Родитель должен понимать, что он деньги платит преподавателю и с него можно и нужно требовать. Иначе ценности нет — как бесплатные газеты, никто не берет.
Это исключительно мое мнение, не претендующее на абсолют.
Кому нужны мозги наших детей
Мы все время пытаемся договариваться с крупным бизнесом, ведь ребята придумывают по-настоящему классные вещи. Но бизнесу это неинтересно. Мой труд и мозг этих ребят бизнесом не востребован. Почему? Потому что в России бизнес не может спланировать свою работу на 10–15 лет вперед. Если бы они понимали, что через 15 лет им понадобятся кадры, которые смогут творить, а не просто настраивать существующее оборудование, то они бы вкладывались в эти кадры сейчас. Но у предпринимателей и на ближайшие пару-тройку лет планы очень смутные.
Мы поездили по соревнованиям. У всех международных команд есть спонсоры. Зарубежные корпорации уже начали конкурентную борьбу за этих детей, они готовы вкладываться в их головы.
Мы пока смогли убедить только государство в том, что эти специалисты нужны. Оно нам дало деньги. Но что будет дальше? Государство вложило деньги, а пацаны куда-то исчезнут из этого государства, если так будет складываться и дальше. Нашему бизнесу нужны, но невыгодны инновации. Увы. Чем больше я об этом думаю, тем больше мне становится обидно за то, что эти дети будут востребованы там, за рубежом, а не здесь.
Ну, а пока глобальные задачи российской экономики не решить, я задумался над тем, чтобы разработать такой курс для ребят с ДЦП. Чувствую, что у меня есть такая ответственность. У них же интеллект сохранен, а мелкая моторика развивается потрясающе.
С интересами прежде всего считаться надо.