В Пскове начался Всероссийский Пушкинский фестиваль, в Петербурге на Черной речке прошел митинг-реквием, в Мурманске открылась выставка «говорящих» и плоскопечатных книг о Пушкине, а в Большом Болдине в честь поэта сегодня гасят марки. Выставки, литературные вечера, балы, концерты — бессчетны. В обязательной программе — возложение цветов к памятнику, благо почти в каждом городе хоть один да найдется.
По подсчетам коллекционеров, в мире существует 550 памятников Пушкину. 33 из них были поставлены еще до революции 1917 года, многие устанавливались к круглой дате — столетию со дня рождения поэта. Большинство воспроизводит классический образ: фрак, бакенбарды, перо, задумчивый взгляд. Но есть скульптуры, мягко говоря, странные, в которых опознать Пушкина можно только по табличке.
В основном над «нашим всё» изгалялись за границей. Вот такого красавца установил в 1979 году в чешском городе Бродзяны скульптор Л. Снопек:
Петербургский скульптор Виталий Гамбаров, создавший к 2002 году памятник Пушкина для Монреаля, объяснял, что здесь «Пушкин как бы пронизан светом». Ну, вроде пронизан.
А вот таким видел Пушкина скульптор Григорий Потоцкий (руку мастера легко узнать — по руке). Первый памятник обитает в Китае, второй — в германском городе Хаммере:
Памятник «Реквием по Александру Пушкину», созданный тем же Потоцким в 1996 году, стоит в Лос-Анджелесе.
Чтоб было понятно: женщина с крыльями — это Наталья Николаевна Гончарова, она же муза, она же Саломея — потому что принесла поэта в жертву. Пушкин, соответственно, сопоставляется с Иоанном Крестителем (а не с головой СМИ Горгоны, как может показаться на первый взгляд), поскольку он пророк русской литературы.
Но первое место однозначно должно принадлежать этому памятнику неизвестного автора на проспекте Пархоменко в Санкт-Петербурге. Пушкин, похожий одновременно на льва Бонифация и языческое божество, — прекрасен.
Оригинальную композицию можно увидеть в сквере на улице Орджоникидзе города Кемерово. Пушкин, Натали, вензеля, цветы, стихи, фонарь, романтика.
Рядом с Натальей Николаевной, кстати, Пушкина изображали часто: если не считать уже упомянутого лос-анджелесского, такие памятники есть, например, в Москве и в столице Черногории Подгорице. Соседями Пушкина по памятнику становились няня Арина Родионовна, бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, писатель Гоголь и герои произведений. Но всех переплюнули в Петропавловске Казахстанском: в городском парке Александр Сергеевич делит постамент с казахским просветителем Абаем. Скульптор Казбек Сатыбалдин так символически изобразил дружбу двух народов.
Один из самых неожиданных Пушкиных — в селе Ольгополь Винницкой области Украины. Своим появлением он обязан первоапрельской шутке. Директор агрофирмы «Ольгополь» Павел Каленич решил разыграть земляков и опубликовал в местной газете байку о том, что в архивах пушкинистов во Франции найдено неизвестное стихотворение поэта, посвященное Ольгополю: «Ай да Ольгополь! Здесь ось кареты я сломал да сто рублей спустил еще в картишки...» Собственно, этот «эпизод жизни» великого поэта и изображает памятник, сделанный местным скульптором Николаем Крыжановским. Пушкин на фоне верстового столба, правой рукой он катит колесо от сломанной кареты, а странный «нарост» у левой руки — это как раз пересыпаемые картишки.
Бегущий Пушкин, конечно, редкость. Чаще скульптурное солнце русской поэзии изволит стоять на постаменте или сидеть на скамье на радость прохожим. Вот, например, в Челябинске сидит Пушкин, явно измученный нарзаном:
В Москве, недалеко от Нового Арбата, во дворике, Пушкин вообще лежит — отдыхает:
Смотреть на него лучше со спины — чтоб не разбудить.
Достойное место в галерее странных Пушкиных занимает еще один памятник — наш. В непонятном хламидообразном одеянии, в странной позе, с несуразно длинными пальцами, зато с одухотворенным, похожим на путинское, лицом.
Стоит в Литературном квартале, на перекрестке Пролетарской и Первомайской, будете сегодня проходить мимо — положите цветы.
"...Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца..."
К памятникам его тоже относится.