Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Карантин Кирилла Зайцева: пять видеоигр про апокалипсис сегодня

Карантин Кирилла Зайцева: пять видеоигр про апокалипсис сегодня
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Вернулся мой 99-й: в магазине дают переиздание Doom 64 и римейк Resident Evil 3, и это не считая комплекта дополнений для последнего Tomb Raider с их закоулками Южной Америки. Часов на 50 можно легко выпасть из жизни. С другой стороны, а когда еще будет столько относительно свободного времени, чтобы во все это понажимать?

Doom 64 (PC / PS4/ Xbox One / Nintendo Switch, $4,99)

Про свежий Doom: eternal не сказал только ленивый, куда меньше людей заметили, что вместе с новой частью серии вышло переиздание классики — Doom 64. Игра в свое время была эксклюзивом консоли Nintendo 64, то есть в России конца 90-х в нее поиграл примерно никто.

Карантин Кирилла Зайцева: пять видеоигр про апокалипсис сегодня
Фото: скрины 66.RU и фирмы-производителя

Авторы многочисленных модов это недоразумение позже исправили, и при желании Doom 64 можно запустить хоть из браузера в эмуляторе. Но если хочется без костылей и шаманства, то пожалуйста: пять баксов — и играй прямо в гостиной на диване с геймпадом.

Бытует заблуждение, что Doom 64 — это просто перенос оригинальной игры на приставку, но нет. Сюжетно (а там был сюжет!) это продолжение II части — Hell on Earth. Всю нечисть с Земли выбили обратно на Марс с Фобосом, вдогонку зачем-то послав ядерные снаряды. Ясно-понятно, что идея была так себе, и демоны вернулись, став до кучи радиоактивными и сильными. Думаю, ничего не остается, как взять в руки бензопилу и вернуть все как было.

Признаться, сама идея в 2020 запускать игру из поздних девяностых кажется мне весьма нелепой: мало что прошло проверку временем, и даже в любимые вещи детства (оригинальный Tomb Raider) сегодня невыносимо играть. Виной тому даже не режущая глаз графика, а «тракторное» управление и поведение камеры.

Что уж говорить про Doom 64, которая визуально устарела еще в момент выхода — за окном-то уже был Quake 2, напомню. Но все оказалось наоборот. Вроде запустил понажимать на минуточку, и вдруг уже светает, в горле пересохло, батарейка в геймпаде села, желудок сводит судорогой от голода.

Совершенно великая, конечно, вещь, состоящая из чистого геймплея, не замутненного лишними механиками, красотами и видеовставками. Ты просто мчишься, роняя штаны, с чейнганом наперевес и выкашиваешь всю нечисть в лабиринте. Непрекращающийся адреналин, который затмевает собой и низкое разрешение текстур, и отсутствие базовых вещей вроде прыжков.

Пока что самый необычный и неожиданный опыт этого и без того странного года.

Ложка дегтя — отсутствие мультиплеера (как и в оригинальной игре на Nintendo 64). Но если тогда это можно было объяснить техническими ограничениями консоли, то в эпоху сетей 5G «папа» всех десматчей без возможности устроить десматч — это странно и некрасиво.

Карантин Кирилла Зайцева: пять видеоигр про апокалипсис сегодня
Фото: скрины 66.RU и фирмы-производителя

Spec Ops: the line (Pc / Xbox One, 1699 руб.)

Прохладно встреченная критиками и игроками, ставшая со временем культовой. Простенькое по части геймплея, глубокое по нарративу антимилитаристское высказывание.

Карантин Кирилла Зайцева: пять видеоигр про апокалипсис сегодня
Фото: скрины 66.RU и фирмы-производителя

По сюжету Дубай стерт с лица Земли непрекращающейся песчаной бурей. На эвакуацию населения отправлен американский спецназ, но, конечно, он пропал без вести.

Разбираться, что случилось, отправляют удачно подвернувшийся отряд «Дельта» под управлением Мартина Уокера. По прилете в ОАЭ наша троица сталкивается с натуральным армагеддоном: гражданская война, мародерство, экстремизм, геноцид мирного населения, повальный голод — и где-то надо всем этим — полумифическая фигура полковника Конрада, который и отвечал за эвакуацию.

Карантин Кирилла Зайцева: пять видеоигр про апокалипсис сегодня
Фото: скрины 66.RU и фирмы-производителя

По мере продвижения по сюжету мораль будет все менее однозначной и белой, игроку приходится принимать участие (и брать на себя ответственность!) за все новые и новые случаи геноцида — и все это на фоне прогрессирующего психического расстройства протагониста.

К концу грань «свой/чужой» сотрется, накал дичи приведет к массовым чисткам без зазрения совести, а финальные ответы не порадуют никого.

Карантин Кирилла Зайцева: пять видеоигр про апокалипсис сегодня
Фото: скрины 66.RU и фирмы-производителя

Абсолютно потрясающая по качеству проработки мира и сценария игра, которая при этом забывает быть, собственно, игрой — стрелять тут и впрямь скучновато. Зато бродить по мертвому Дубаю и погружаться в глубины шизофрении главного героя — ничуть.

Карантин Кирилла Зайцева: пять видеоигр про апокалипсис сегодня
Фото: скрины 66.RU и фирмы-производителя

Визуально игра (сделанная изначально для консолей прошлого поколения) сохранилась неплохо: детальные атмосферные локации, пустынная обреченность на фоне неонового китча пятизвездочных отелей, разруха и гниение до сих пор удивляют и продирают, а постановка и драматургия — еще не Коппола, но очень близко.

Для любителей устраивать разборки в Дубае компанией есть до сих пор живой мультиплеер с несколькими режимами игры: в наличии как заурядный deathmatch, так и разные вариации «захвата флага» — ключевых объектов.

Карантин Кирилла Зайцева: пять видеоигр про апокалипсис сегодня
Фото: скрины 66.RU и фирмы-производителя

Но главное здесь, конечно, — история, постановка и сюжетный твист в финале. Все вместе делают Speс Ops: the line — важным и глубоким высказыванием на тему посттравматического синдрома и прочего «Нет войне».

Shadow of the Tomb Raider (PC / PS4/ Xbox One, $59,99)

Еще одна нелюбимая критиками вещь: средний балл рецензий — 78 — делает «Shadow…» самой низко оцененной игрой перезапуска серии про «Расхитительницу гробниц». Вместе с тем это совершенный Tomb Raider для знатоков и ценителей: минимум стрельбы и стелса, максимум альпинизма и акробатики; гробницы — за каждым углом, головоломки — в ассортименте.

По сюжету Лара Крофт случайно насылает на планету Апокалипсис майя и сама же героически его останавливает. На пути ее ждут ягуары, головорезы, одичавшие аборигены, смертельные ловушки и встреча с забытыми цивилизациями. В общем, все, за что мы любим эту серию.

Приятный бонус — возможность пройти всю игру в «классических» низкополигональных костюмах из II—VI частей оригинальной серии.

Ну и, в конце концов, это просто очень красивая игра, в которой хочется раствориться и жить, чтоб не видеть вот это вот все за окном — т.н. «Мир вокруг».

Для любителей порасхищать что-нибудь сообща есть кооперативный режим для двоих игроков. Правда, совместно исследовать гробницы придется не в основной части, а в дополнениях к центральной сюжетной линии. Которую, в свою очередь, Лара исследует в одиночку.

Как и положено свихнувшейся эгоистке.

Crossout (PC / PS4 / Xbox one, бесплатно)

Самая (и дважды!) патриотичная вещь в подборке. Во-первых, Crossout — детище екатеринбургской студии Targem. Во-вторых, одна из локаций игры навеяна центром Екатеринбурга — и там до сих пор сохранилась нашумевшая недостроенная телебашня.

Карантин Кирилла Зайцева: пять видеоигр про апокалипсис сегодня
Фото: скрины 66.RU и фирмы-производителя

В общем-то, только там и сохранилась.

Сама игра — многопользовательский постапокалиптичный гоночный шутер. Как если бы Carmageddon встретил «Безумного Макса» и из этой перверсии появился крайне деформированный Need for speed.

Карантин Кирилла Зайцева: пять видеоигр про апокалипсис сегодня
Фото: скрин 66.RU

Игрокам предстоит собрать машину мечты — с бензопилами спереди и сзади, турелями и броней — и отвоевывать остатки залежей туалетной бумаги каждую пядь земли у таких же немногочисленных выживших. В целом, если котировки цен на гречку не вернутся восвояси, то именно Crossout для нас станет наиболее близким к реальности тренажером в жанре «Как жить дальше».

Игра исключительно многопользовательская и бесплатная. Почти: премиум-аккаунт, улучшения функционала и визуала вашего семейного хэтчбека придется покупать за живые деньги. Или не покупать, но быть гарантированно битым.

Resident Evil 3: remake (PC / PS4 / Xbox one, $59,99)

Ну, здравствуй, Джилл. Сколько лет — а ты даже похорошела. И ничуть не изменилась: нам снова предстоит вырваться из охваченного вирусом и заполоненного нежитью Ракун-сити, попутно переживая весь наркоманский бред японских сценаристов — с тентаклями, растущими изо рта, пауками величиной с барак, аутентичными персонажами вроде Michail Victor. И, быть может, на этот раз мы узнаем величайшую тайну — его отчество?

Да, это снова римейк классики Capcom и самая свежая игра в подборке — вышла 3 апреля. Только я до сих пор не уверен, что куплю полную версию, ибо за демку садился трижды — и трижды уходил стирать штаны.

Что сильно удивительно: оригинальный третий «Резидент» был чуть ли не моей первой личной игрой на диске и затерт, соответственно, до полной диска нечитаемости. Но то был год, наверное, 2001, и визуал уровня первой Playstation не внушал уже тогда.

Сегодня все иначе: какой-то запредельный фотореализм моделей, виртуозная игра светом и тенями, пробирающий до мурашек утробный рык нежити, которая прет на тебя из каждого переулка. И нет, на этом фоне мне не стыдно признаться, что я играю только со включенной (даже в туалете) люстрой. При свете дня. С открытыми шторами.

Как не стыдно и признать, что даже демку я с наскока все еще не осилил. Старомодные механики (отсутствие регенерации здоровья, конечный боезапас, сохранения в четко оговоренных точках) перенесены прямиком из 99-го.

Оказывается, игры тогда были сложнее и хардкорнее, а я с тех пор изнежился и все никак не могу войти в ритм классического «Резидента», где опасность за каждым углом, бежать некуда, рана в боку кровоточит, а над всем этим убер-шайтан-тварь Немезис рычит свое фирменное «STARRRRZZ».

Профессиональные рецензенты игру привычно ругают, но как хорошо, что я всего лишь какой-то ламер-самоучка и могу просто от души зарабатывать себе заикание и плохо спать от увиденного, потому что увиденное сделано нарядно, увлекательно, забористо.

В комплекте с третьим «Резидентом» идет бесплатный многопользовательский довесок — Resident Evil Resistance: кооперативная тактическая выживалка для четверых игроков. И это правильно: непроизвольная дефекация гораздо интереснее, если делать ее коллективно!

Впрочем, это мы наблюдаем прямо сейчас и так — в новостях и просто среди прохожих. Смысл же игры в том, что коварный Кукловод из сатанинской корпорации Umbrella ставит бесчеловечные эксперименты над выжившими: насылает на них толпы зомби и лизунов, расставляет прочие ловушки — включая неубиваемого «тирана» — Мистера Х. А четверым игрокам с разными способностями и навыками, соответственно, надо все эти ловушки обойти.

Карантин Кирилла Зайцева: пять видеоигр про апокалипсис сегодня
Фото: скрины 66.RU и фирмы-производителя

Звучит (и выглядит, и играется!) так, что я — точно мимо, но любителям щекотать нервы группой лиц по предварительному сговору — порекомендую.

Карантин Кирилла Зайцева: пять видеоигр про апокалипсис сегодня
Фото: скрины 66.RU и фирмы-производителя

Подытоживая свой апокалипсис-топ, в очередной раз повторю, что в XXI веке именно видеоигры — важнейшее из искусств, которое учит нас самому разумному и насущному:

  • что использовать на дальней дистанции («Беретта»), а что эффективнее вблизи (шотган, он кучнее);
  • какой толщины броню крепить на машину для поездки за консервами,
  • какой марки бензин лить в пилу, чтобы эти консервы таки забрать.

Проведите карантин с пользой — намотайте это все себе на ус.