Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Оргия как оргия, даже как-то слишком традиционно». Павел Матяж о фильме «Богемская рапсодия»

2 ноября 2018, 11:47
«Оргия как оргия, даже как-то слишком традиционно». Павел Матяж о фильме «Богемская рапсодия»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Суховатый и академичный в плане сценария и драматургии и нереально крутой в музыкальной своей части фильм о группе Queen и ее лидере Фредди Меркьюри.

Казалось бы, Фредди Меркьюри – идеальный персонаж для байопика, вообще непонятно чего они так долго тянули с этим фильмом. Беженец из Индии с кривыми зубами, ставший рок-звездой, гомосексуал, песни и клипы которого были на вершинах чартов в пуританских Великобритании и США, одинаково неистовый и на сцене, и в жизни лидер культовой группы Queen, умерший от СПИДа в 45 и обеспечивший себе вечную славу музыкальной легенды. Вот это я понимаю — прожил человек яркую жизнь, какое же мощное можно снять про него кино.

Но по поводу кинобиографий рок-идолов и кумиров молодежи в Голливуде существует довольно серьезная традиция. Если каждый вечер смотреть один байопик — и за год все не пересмотреть. Этих фильмов сотни, тысячи даже. Только про одного Элвиса не меньше 15 штук (это я только художественные имею в виду, где Элвиса играет какой-нибудь актер).

«Оргия как оргия, даже как-то слишком традиционно». Павел Матяж о фильме «Богемская рапсодия»
Фото: kinopoisk.ru

Среди них есть признанные выдающимися шедеврами — «Doors» Оливера Стоуна или «Жизнь в розовом цвете», за которую Марион Котийяр дали «Оскара». Или интересные и экспериментальные вроде «Меня там нет», где «Оскара» за роль Боба Дилана едва не получила Кейт Бланшетт.

«Оргия как оргия, даже как-то слишком традиционно». Павел Матяж о фильме «Богемская рапсодия»
Фото: kinopoisk.ru

Все это прекрасно, но проблема в том, что большинство из этих фильмов не рассказывают о музыкантах ничего нового, не открывают какие-то грани личности и практически никогда не погружаются на глубину, в самое интересное — творческие поиски по созданию шедевров, ну, или наоборот — во что-нибудь самое жареное: разнузданные оргии, горы кокаина, шлюхи, карлики и прочее.

«Оргия как оргия, даже как-то слишком традиционно». Павел Матяж о фильме «Богемская рапсодия»
Фото: kinopoisk.ru

В 90% байопиков нет ни того ни другого. То ли жизнь всех этих, таких нестандартных, людей в действительности однообразна и скучна, то ли голливудские стандарты так непреложны, что даже самые влиятельные продюсеры просто не в силах их обойти. Или, может быть, дело как раз в мере таланта, и у режиссера просто не хватает фантазии и выразительных средств. Вот и получается каждый раз выхолощенный до уровня статьи в Википедии, стройный такой рассказ, где можно Моррисона заменить Ленноном или Кертисом, а принципиально ничего не изменится.

«Оргия как оргия, даже как-то слишком традиционно». Павел Матяж о фильме «Богемская рапсодия»
Фото: kinopoisk.ru

Еще в 2007 году по этому поводу вышла пародия на фильмы о рок-музыкантах «Тяжело шагая: История Дьюи Кокса». Главный герой фильма Дьюи в течение своей карьеры переспал с 411 женщинами, 3 раза женился, стал отцом 22 детей и взял 14 приемных, создал свое собственное телешоу, пристрастился ко всем известным человечеству наркотикам, но, несмотря ни на что, стал национальной иконой и добился любви хорошей женщины.

«Оргия как оргия, даже как-то слишком традиционно». Павел Матяж о фильме «Богемская рапсодия»
Фото: kinopoisk.ru

«Тяжело шагая» высмеивает все эти клише, но то ли режиссер «Богемской рапсодии» Брайан Сингер его не смотрел, то ли, наоборот, слишком хорошо знает, как делаются такие дела. Так или иначе, «Рапсодия» этими самыми клише просто нашпигована. Все, как завещал Дьюи Кокс.

«Оргия как оргия, даже как-то слишком традиционно». Павел Матяж о фильме «Богемская рапсодия»
Фото: kinopoisk.ru

В начале — обязательный конфликт с отцом: Фредди, которого пока еще зовут Фарух, слишком много времени проводит в местном баре за кружкой светлого лагера, а мог бы вместо этого делать что-нибудь хорошее. В баре Фарух встречает будущих соратников по Queen — Мэя и Тэйлора, а также «любовь всей жизни» Мэри Остин. В этом же баре происходит первое совместное выступление Меркьюри, Мэя и Тэйлора. В жизни все было иначе, но есть же священный канон единства времени и места действия, не нужно запутывать зрителя многообразием локаций.

«Оргия как оргия, даже как-то слишком традиционно». Павел Матяж о фильме «Богемская рапсодия»
Фото: kinopoisk.ru

Потом — непродолжительное прозябание, будущие Queen выступают по колледжам и клубам, но обычно это длится недолго: «Дорз» у Стоуна прозябали минут 5, Битлз в «Бэкбит» чуть дольше, но там просто весь фильм посвящен раннебитловскому периоду. А потом все — контракт с EMI, квартира, машина, мировая слава.

«Оргия как оргия, даже как-то слишком традиционно». Павел Матяж о фильме «Богемская рапсодия»
Фото: kinopoisk.ru

Queen записывает первый альбом и едет в триумфальное турне по США. Перед тем как отправиться на завоевание музыкального Олимпа, Меркьюри делает Мэри предложение. Ну, он же голубой, скажут поклонники Queen, зачем уделять столько времени его юношескому увлечению девушкой, выдумывать кольцо вот это, будущую свадьбу, знакомство с родителями? Ну потому, что для голливудского канона невеста, рыдающая у телефона, и рок-идол на гастролях, окруженный многочисленными дьявольскими соблазнами, — непреложная вещь. Она еще обязательно должна сказать про «пропасть, которая ширится между нами». А рок-герой в ответ на это должен сделать выбор между тихим семейным очагом и рок-н-роллом.

«Оргия как оргия, даже как-то слишком традиционно». Павел Матяж о фильме «Богемская рапсодия»
Фото: kinopoisk.ru

Только в этом месте, где на рок-идолов-натуралов пачками начинают валиться сисястые блондинки, перед глазами у Фредди маячат усатые дальнобойщики. И в этом смысле обязательные для середины фильма про рокера оргии могли бы выглядеть более пикантно. Но нет, оргия как оргия, даже как-то слишком традиционно: шампанское, корона, голые велосипедистки, немного кокса, пара пьяных усатых поцелуев.

«Оргия как оргия, даже как-то слишком традиционно». Павел Матяж о фильме «Богемская рапсодия»
Фото: kinopoisk.ru

Ну и так далее. Наркомания, алкогольный психоз, уход из группы, болезнь, возвращение в группу, триумфальное выступление на «Уэмбли». Это все собрано из готовых шаблонов — и наркомания могла бы быть пожестче, и психоз помрачнее. Вот вроде бы суровый мюнхенский период, когда Меркьюри в зените славы бросает группу, чтобы записывать сольный альбом. Вот где могли бы быть бездны отчаяния, паранойи и лютые гейские вечеринки с тоннами тяжелейших наркотиков. Ничего подобного, одна двухминутная сцена, когда похмельный Меркьюри просыпается на диване среди бутылок и пепельниц, но должным образом пострадать ему не дают — нужно идти открывать дверь ангелоподобной Мэри, которая явилась в это логово порока, чтобы спасти бедного Фредди и отвезти домой. Этого тоже, скорее всего, не было, но это традиционная сцена, в каждом фильме про рокера должна быть такая.

«Оргия как оргия, даже как-то слишком традиционно». Павел Матяж о фильме «Богемская рапсодия»
Фото: kinopoisk.ru

Почему же все так академично? Мог бы быть байопик такого эксцентричного и во всех смыслах нетрадиционного музыканта, как Меркьюри, более зубастым? Ну, наверное, если бы удалось с самого начала договориться с Дэвидом Финчером. Сингер, конечно, снял в 95-м «Подозрительные лица», но после этого у него были только «Возвращение супермена» и «Люди-Икс». Наверное, если бы удалось договориться с Сашей Бароном Коэном, который изначально должен был играть Меркьюри.

«Оргия как оргия, даже как-то слишком традиционно». Павел Матяж о фильме «Богемская рапсодия»
Фото: kinopoisk.ru

Но главным образом — из-за непосредственного участия в проекте, не только на уровне саунд- продюсеров, Брайана Мэя и Роджера Тэйлора. Фильм менял режиссеров, сценаристов, название и в общей сложности снимался 10 лет, но Мэй с Тейлором крепко держались за руль. Из-за чехарды и неразберихи Брайан Мэй даже какое-то время числился режиссером фильма. Пожилые британские музыканты (Мэю в этом году — 71, Тейлору — 69) оказались не готовы стирать грязное белье на людях даже спустя столько лет, а может быть, как раз поэтому. К тому же, даже спустя столько лет, они подчеркивают, что Queen не была группой одного человека, все решения принимались коллегиально, а прибыли делились на четверых в равных долях. Об этом в фильме даже есть отдельный разговор, и это волнует легендарных музыкантов гораздо больше, чем гей-вечеринки или духовные метания Фредди.

«Оргия как оргия, даже как-то слишком традиционно». Павел Матяж о фильме «Богемская рапсодия»
Фото: kinopoisk.ru

По этой же причине в музыкальной своей части «Богемская рапсодия» — фильм мощнейший. Вот тут старики постарались. Все концертные выступления и студийные записи безупречны — а их за 2 часа 15 минут хронометража точно больше половины, одно выступление на «Уэмбли» идет минут 20. Костюмы Меркьюри, его кошачья пластика, весь этот невероятный надрыв во время выступлений воспроизведены Рами Малеком потрясающе точно. Так он зажигает, что кажется, он не просто играет Меркьюри, а вызвал его дух. Ну разве что Малек щупловат, может быть, по сравнению с оригиналом.

«Оргия как оргия, даже как-то слишком традиционно». Павел Матяж о фильме «Богемская рапсодия»
Фото: kinopoisk.ru

Всего в фильме 22 оригинальных трека, причем некоторые из них какие-то редчайшие. Когда Фредди чего-то бренчит на рояле и напевает то, что в будущем станет «Богемской рапсодией», — это настоящая запись из какого-то невероятного архива. Никто это не перепевал и не перезаписывал, все записи стопроцентно подлинные.

Так что фанатам остается наслаждаться музыкой. И ждать. Когда кто-нибудь решится снять о Фредди Меркьюри без разрешения Queen.