Дмитрий Мелких
Антон, ты спрашиваешь, чем мне запомнился музыкальный Екатеринбург в прошлом году. Самое главное событие — я наконец поменял струны на своей гитаре, приподнял порожек, сейчас она снова звучит хорошо, звонко на верхах, густо на низах. Что до всего остального… Полистал свой дневник и решил несколько абзацев оттуда процитировать.
«Природы вековечная давильня соединяла смерть и бытие…»
II международный фестиваль «Безумные дни в Екатеринбурге». La Nature. 8–10 июля 2016
Почему на «Безумные дни», второй раз состоявшиеся в Екатеринбурге, надо ходить? Это действительно серьезный международный форум, куда съезжаются крупные звезды академической (и не только) музыки. За три дня они дают несколько десятков концертов в 6–7 залах нашего города. Особые свойства: билеты очень дешевы (как правило, 100–200 руб. за одно мероприятие); сами концерты недлинные (от 40 до 60 минут); все залы для выступлений удобны и находятся в радиусе полукилометра. И самое главное — музыкальный ассортимент невероятно разнообразен: джаз, филармонические суперхиты, авангард, камерные этюды, средневековая и этническая музыка, даже детские песенки. При желании можно успеть на дюжину представлений, а то и больше. Я был на восьми.
На этом фестивале я слушал Первый концерт Чайковского, фортепианный квинтет Шуберта. Пьяццоллу, Прокофьева, Мессиана, Сен-Санса, Дебюсси, Шопена, эрху, китайскую лютню и сибирскую перкуссию. Произведения Майкла Наймана и Стива Райха. А также джазовые стандарты Эллингтона и Гершвина (на трубе). И много чего еще. Но особо выделить следует три концерта. Польские аккордеонисты Motion Trio. Японский мастер тайко Эйтецу Хайаши со своими учениками.
И, наконец, самое главное — вечерний концерт в субботу, 9 июля. В первом отделении — лучшая в мире музыка, Игорь Стравинский, «Весна священная». Во втором — умопомрачительное произведение японского композитора для барабанов тайко и симфонического оркестра. Солировал всё тот же Хайаши-сенсей. Это был лучший вечер лета.
В 2017-м обещают третий фестиваль, на этот раз с темой «Танец». Я пойду. Спляшу там на радостях.
«Злая пуля, учи меня жить…»
«Курара». «Пуля». 2016
Я редко пишу рецензии на музыкальные альбомы, а уж на отечественные — в среднем раз в сто лет. Это уж действительно надо что-то выдающееся сделать. И вот как-то случайно написалось про «Курару». Может быть, дело в том, что недавно эта группа оказалась в числе персонажей одной очернительской книжки, поэтому моральный долг побуждает меня сказать несколько добрых слов про их новый диск. Обложка альбома, во-первых, остроумна; во-вторых, вызывает желание незамедлительно ознакомиться с содержимым; в-третьих, побуждает к размышлениям и интерпретациям.
Вот, например. Как мы знаем из древнееврейской мифологии, строительство Вавилонской башни закончилось смешением языков. Вероятно, музыканты говорят нам, что во время строительства альбома произошло смешение музыкальных языков, то есть стилей, не хуже вавилонского (башня повернута на 90 градусов вправо и издали действительно напоминает пулю). А можно и поглубже копнуть. Почему для обложки использована картина Мартена ван Фалькенборха, а не его более именитого брата Лукаса или не их великого современника Питера Брейгеля — старшего? Они ведь тоже Вавилонские башни рисовали. Возможно, дело в том, что учеником Мартена был некто Г.Ясперс, дальний родственник Карла Ясперса — ключевой фигуры немецкого экзистенциализма. И тут всё становится ясно. Немецкая тема неоднократно появляется в песнях этого альбома. А экзистенциализм (правда, не немецкий, а уральский) — глубинная подоснова всего творчества группы «Курара».
Две песни из «Пули» я слышал еще много месяцев назад. Большого впечатления они тогда не произвели, поэтому и от альбома я ничего особенного не ждал. Тем приятнее было обмануться в ожиданиях. Раньше на любой записи «Курары» присутствовал бронебойный хит, который паровозом тащил за собой остальные песни. Например, энергичный «Локомотив», инфернальные «Глаза» или «Курара-Чибана», от которой барышни моментально падали в обморок. На этом альбоме явных хитов нет, и это здорово его поднимает в моих глазах. Мне приятен печальный настрой большинства песен, невеселая их мудрость, но без того искусственного мрачного пафоса, который, по словам классика, издалека можно принять за величие духа. Тексты альбома перенасыщены смыслами как никогда раньше у этой группы. Я не льщу себя надеждой, что смог считать хотя бы половину, но мне дико нравится разгадывать этот кроссворд.
Звук приятно жирен и мягок, обманчиво податлив и как бы ворсист на ощупь, словно шуба моего кота. Аранжировки сделаны на удивление тонко, деликатно и разнообразно (признаться, я привык, что «Курара» порой в этом отношении бывает монотонна и даже грубовата).
Появились у меня после первых прослушиваний и фавориты. Большинство песен достойны внимания, но особенно близок мне оказался «Гудвин». «Доброй ночи» поначалу кажется не слишком выразительной и даже скучноватой, но в середине четвертой минуты там происходит нечто удивительное, о чем я даже не решусь пока писать. Месяца через три, может быть. Отмечу инструментальную репризу заглавной песни, шуточную «Про футбол» (она решена совершенно в ином ключе, чем большинство других песен альбома, но вовсе не выглядит при этом искусственно вставленным панк-номером). Единственная, по мне, неудачная вещь называется «Паранойя диско». Привычный прямолинейный дэнс-рок, привет с прошлого альбома. Впрочем, может быть, для «московской» песни именно это и требуется. Ну а самое интересное произведение на «Пуле» — «Стальное сердце». Его еще долго будут изучать музыковеды и культурологи. Надо все-таки сходить в «Коляду» на «Пиковую даму».
Для порядка будем теперь тщательно искать минусы. Пластинка, на мой вкус, длинновата, больше часа. Если две-три вещи убрать — это пошло бы ей только на пользу. Конечно, тяжело резать по живому, сам знаю, но ведь еще покойный Ильич учил нас: «Лучше меньше, да лучше». Название «Пуля» вызывает неуместные ассоциации с дебютным альбомом одной непристойно популярной группировки. Некоторые гитарные приемы и вокальные ходы настолько узнаваемы, что негативно настроенный слушатель примет их за набившие оскомину самоповторы (иные же сочтут это фирменным почерком «Курары»).
Теперь, как в школьном сочинении, попробую сформулировать основную мысль. Вот уже вторая запись «Курары» производит на меня впечатление некоего монументального труда, а вовсе не очередного легковесного инди-альбома. Это никак не связано ни с моим личным отношением («Архимед», кстати, мне, скорее, не понравился, за исключением пары песен), ни с новаторством, ни с качеством записи. Просто за этой музыкой — мощь, за ней толща каменного фундамента, за ней — миллионы.
Sverdlovsk rock meets Grim Reaper
В 2016 году во всем мире наблюдался падёж крупных и не очень крупных артистов. А вот на Урале сокращение поголовья этих особей зарегистрировано не было. Так что и обсуждать нечего. Зато была наконец официально зафиксирована смерть «Свердловского рока». На городской площади состоялся поминальный концерт. Организована прощальная выставка реликвий, мощей и иных атрибутов культа. А на могиле воздвигнут нерукотворный монумент в виде двух книжных параллелепипедов — темного и светлого (автор — Д.Карасюк). Что, конечно, отсылает нас к легендарному памятнику на могиле Н.Хрущёва, воздвигнутому в 1975 году другим знаменитым уральцем — Э.Неизвестным.
Из дневника исследователя. Измерения
Состояние поп-музыки Екатеринбурга в 2016 году напоминало мне скучный марсианский пейзаж, а сам я был в нем марсоходом Curiosity. Осторожно обходил опасные для моего сложного механизма объекты, называемые концертами и фестивалями. Иногда брал пробы грунта в виде альбомов и песен. В одной из таких проб были найдены органические соединения, что свидетельствует о принципиальной возможности жизни на планете (см.: альбом «Курары»). Удалось даже обнаружить следы присутствия древней цивилизации, некогда могущественной, но вымершей миллионы лет назад (см.: Свердловский рок-клуб). Были они такими же гостями на этом шарике, как и я, или коренными его обитателями? Увы, в настоящем никаких признаков разумной жизни обнаружить не удалось. Но это не значит, что ее нет. Вполне возможно, что мне, обычному земному марсоходу, она просто невидима, недоступна. И странные обитатели Красной планеты все еще продолжают строить свои подземные города.
Антон Касимов
Самонадеянно с моей стороны определять знаковые события уральской музыки 2016 года, но, во-первых, в ушедшем году я часто бывал в Екатеринбурге. Во-вторых, я специально попросил тебя, Дима, написать о событиях, которые запомнились именно тебе. Чтобы у нас получилось некое подобие объективности.
Выход книги и фест «Малахитовые гитары» (27 августа 2016, «Дом печати»)
Сначала я опять не хотел писать про себя. Ха-ха. Тщетно искал интересные события, связанные с уральской музыкой. Но мне стало очевидно, что год начался для меня с подготовки и последующего издания книги «Малахитовые гитары», а затем последовало проведение фестиваля-презентации. Остаток года я пытался осмыслить все эти дела и слушал эхо, оставленное книгой. Для меня «Малахитовые гитары» — это более двадцати гигов самой разной музыки, к которой я постоянно обращаюсь. С наскоку не запрыгнуть на эту гору. Фест оставил самые теплые впечатления, поэтому есть идея сделать еще один в конце августа, уже без привязки к книге. Успех феста — это заслуга многих людей: Вольхина и всей «Курары», Гагарина и всей «Сансары», Макса Рогова, журналистов, которые проявили невиданный интерес, и других людей, кто помогал за деньги и бескорыстно, ради музыки.
Выход 2-томной книги «История Свердловского рока. 1961–1991 гг.»
Фундаментальный труд Дмитрия Карасюка по истории свердловской рок-музыки. Убежден, что дети в школе будут учиться именно по этой книге. Детализированное описание не просто рок-сообщества, а целой эпохи в жизни советской провинциальной интеллигенции. Свердловский рок стал массовым явлением. Именно массовая вовлеченность сделала его феноменом. Всех нас озарил свет свердловского рока, и Карасюк это запечатлел. Тот факт, что автор в самом начале работы почти ослеп, придает ей особый, триумфальный статус.
Распад группы Смысловые Галлюцинации
Наконец Сергей Бобунец решился остановить вечеринку под названием «Глюки». Я был удивлен, а кое-кто до сих пор не верит и считает это маркетинговой уловкой. Но если это правда, — что ж, это было увлекательно, в чем-то поучительно и интересно. Сначала. Но вот с симфонической помпой пролетел масштабный прощальный тур. Немного чудес в новогодние ночи — и анонсирован сольный проект Бубы. Простые аккорды, доверительные интонации — похоже, всё это уже было. Выглядит пока неубедительно, но, вероятно, это только разбег. Мне представляется символичным, что именно в год 2016-й, когда «официальные» «Глюки» прекратили свое существование, «неофициальные» в лице Владимира Бурдина только начинают свой путь наверх. В этот «роковой» год Бурдин выпустил уже два альбома, и не где-нибудь, а на лейбле «Союз», флагмане завтрашних больших звезд. Журналист Денис Бояринов написал про Бурдина ряд настолько страстных текстов, что захотелось непременно послушать его музыку на концерте.
«Курара». «Пуля». 2016
Похоже, Дима, нам стоит вновь поменяться ролями. Сейчас мне пора выступить в роли газеты «Правда». Не могу разделить твоих восторгов по поводу кураровской «Пули». Буду чайфовской «белой вороной», но скажу, что я ждал от альбома большего. «Плеер» и «Бойз донт край» стоят отдельно, они и выходили раньше, синглами. Они же — самые интересные песни альбома — с точки зрения как текста (емкие, хлесткие высказывания, вновь разобранные фанатами на цитаты), так и звучания. Оно прозрачное, но слоеное, насыщенное (но не чрезмерно) акустическими деталями. Ворсистый саунд — так ты его назвал? Пожалуй, ты прав! Вокал — ясный, необычно переплетающийся с басовыми линиями. Барабаны звучат глубоко, а ритмические рисунки в этих двух песнях просто невероятны.
Но вот вышел альбом, и первый же трек, так сказать, вступление, интро, реприза, начало, нечто, призванное обратить на себя внимание, — оказалось претенциозным пшиком. Открытие альбома смахивает на фрагмент бесконечного полотна безвестных канадских построкеров. Замаячил бодрый второй трек «Паническая атака». Но звук его оказался узким и перекомпрессированным. Гитарные проигрыши в духе поздних The Cure выполнены очень неплохо и греют мою постпанковскую душу, но боюсь, этого мало, чтобы быть главной группой города. В финале песни ощущения паники достичь удалось — и мне резко захотелось выключить плеер.
Набравшись смелости, я запустил альбом дальше. Плоские барабаны убили «Капитанов». Каждый раз, слушая эту песню, я кручу тумблер эквалайзера и громкости. Стоило ли собирать всем миром деньги на запись, если на выходе всё равно она звучит как хорошее демо?! Видео, снятое на эту песню, реабилитирует ее. Браво, Олег! Наверное, это первый кураровский клип, который стоит досмотреть до титров.
Главная тройка пластинки, золотая середина начинается с кинематографичной Koyaanisqatsi. Интересные гармонические решения, низкие горловые бэки и непосредственный вокал Ольги Чубаровой делают песню одновременно легкой и тягучей, придают мистической глубины. Хотя снова возникают вопросы к звуковым решениям и ритмическим структурам.
Вы можете предъявить сколько угодно фанатских отзывов — я верю своим ушам. Мало того, это не только мое мнение. Как только вышел альбом, я послал его своему товарищу — молодому питерскому звукоинженеру и саунд-продюсеру. Он высказался примерно в том же духе, что миксы никуда не годятся. Курара продюсирует себя сама, это известный факт. Они утверждают, что кроме них никто не знает, как должна звучать их музыка. Но в самом деле они используют Marshall, Korg и Fender, а не делают их сами. Так почему бы им не сходить в «настоящую» студию. Они определенно не встретили своего Дэниела Миллера. Альбом группы «Хартыга», который записывался в той же студии и теми же людьми, звучит гораздо цельней и самобытней.
К песне «Доброй ночи» (то есть к середине альбома) я начинаю привыкать к звуку. Личный текст, ловкий гитарный риф, лирический поп-припев делают ее интересной и своеобразной, а вот нарочито тягомотная, атональная кода не получилась, можно было ее легко подрезать. Сама песня «Пуля» — прямо-таки манифест, направленный против пошлой, тупой обыденности. И если раньше это говорилось намеками или иронией, то здесь всё высказано максимально прямолинейно и ядовито. Вот он, чистый социальный рок. Парадоксально, но чем бескомпромисснее становится «Курара», тем больше она обретает популярность.
Оставим без комментариев шутку про футбол. А вот дальше начинается самое интересное. Завершающая, захватывающая тройка. «Гудвин» — самая большая удача не только альбома, но и всего творчества группы (хотя кто его знает, что будет дальше). Язык не поворачивается назвать эти строчки текстом. Это настоящая поэзия. Музыка здесь идеально помогает восприятию олеговских «телег». «Паранойя диско» для меня также входит в тройку лучших треков альбома, хотя бы из-за моего места жительства. Финал — «Стальное сердце» — оставляет двоякое впечатление. Смешение языков (немецкий и русский) в тексте песни — сильный и смелый ход. Тема пришла из театральной деятельности Ягодина. Но в песне, кажется, лишняя пара-тройка звуков. Мелодия слишком слезлива. Музыка здесь перенасыщена, и голосу тесно. Не уверен, что баллада — лучшая для этой песни форма. Замедлить бы ее раза в два.
Мне нравится антикапиталистический смысл «Пули». Трек «Рэмбо» из альбома проекта Feodoq будет хорошим бонусом к альбому и продолжением бунтарской темы. Но лучше всего у «Курары» получаются концерты, и презентации «Пули» это доказали. Поэтому я был очень рад, когда узнал, что они записали екатеринбургский концерт. Очевидно, в скором времени нас ждет концертный «бест», который закрепит их успех. Похоже, с выходом «Пули» «Курара» скачкообразно станет популярной. И на следующее 1 января нужно будет ехать в «Телеклуб».
Фото: архив 66.ru