В пустом городе ни души. А в Западном трамвайном депо кипит жизнь. Водители и кондукторы готовят вагоны к первому рейсу. Движение по расписанию начинается с пяти утра.
По депо нас ведет Павел — водитель трамвая. Он работал всю новогоднюю ночь. Павел не возит пассажиров. Он по ночам убирает с рельсов снег. И теперь собирается, наконец, отправиться домой. Сдав пост, он первым поздравляет читателей 66.ru с наступившим новым годом.
Наш трамвай шестого маршрута стоит первым в длинной колонне готовящихся к старту вагонов. Внутри жарко, как в бане. «А что вы хотите? Вагон к отправлению надо подготовить, всё помыть. Так что устраиваем баню, чтобы его разморозить», — объясняет наш водитель Ольга. Вместе с ней и кондуктором Людмилой мы выезжаем в город, чтобы встретить наступивший 2017-й в компании тех, кто не спит, — первых пассажиров.
Больше всего мы опасались, что в такую рань поедем в пустом вагоне. Ошибались. Пропустив всего одну пустую остановку, уже на второй принимаем пассажиров. Двое суровых мужчин разговаривать отказались. Предпочли вздремнуть.
Куда более общительным оказался Сергей Александрович — сотрудник завода «ВИЗ Сталь», которому к восьми утра надо успеть в цех, чтобы сменить отработавших всю новогоднюю ночь коллег. Сергей Александрович рассказывает, что к ранним поездкам привык и не считает подъем в шесть утра 1 января героическим поступком. Городу он пожелал процветания и новых трамваев.
Вагон тем временем останавливается где-то в частном секторе. «Машина у нас на путях застряла», — объявляет в микрофон водитель Ольга. И пассажиры (а таковых набралось уже с десяток) покидают салон.
Снаружи — влепившаяся в сугроб легковушка. Девушка, видимо, сидевшая за рулем, объясняет, что «только-только получила права» и «не рассчитала поворот». Прибывшие к ней на помощь мужчины сами вытащить буксующий автомобиль не могут. И пассажиры трамвая приходят на помощь (ну а что остается? Ехать-то надо).
Едем дальше и продолжаем приставать к попутчикам. Многие отказываются говорить на камеру, ссылаясь на усталость, алкогольное опьянение или на «просто не хочу». Но Эдуард не такой. Он ворвался в салон где-то на Сортировке и жаждет общения. Публикуем лишь небольшой фрагмент его речи (смысл и значение которой, признаться, мы не поняли).
Немного успокаивает разошедшегося многословного Эдуарда здоровенный дядя по имени Олег. Олег возвращается домой с работы — он охранник в ночном клубе. И судя по всему, ночь у него выдалась не из простых. На вопросы о том, как прошла вечеринка, отвечает уклончиво: «Я вам так скажу: Новый год все-таки — семейный праздник, отмечайте его лучше дома».
Тяжелая смена выдалась не только у Олега. Медики тоже работали на износ, говорит водитель скорой помощи Виктор. Он едет, чтобы сменить уставших коллег, и утверждает: в авральном режиме неотложкам предстоит работать еще несколько дней. В новогодние каникулы, по словам Виктора, число вызовов возрастает на треть. Люди травятся алкоголем и ломают себе всё, что можно сломать.
А самое обидное, по мнению Виктора, — ложные, мелкие вызовы, которые могут занимать до 30% от общего числа всех выездов скорой. «Поцарапала кошка — вызываем врачей, температура поднялась до 37 — вызываем врачей. Люди, пожалуйста, не паникуйте и не гоняйте медиков попусту! Не дай бог, конечно, но из-за пустячных вызовов мы ведь можем не успеть к тем, кому действительно плохо», — просит он.
Оставшиеся за кадром новогодних поздравлений слова водителя Виктора подтверждает медсестра. Она тоже едет с нами. Тоже спешит на работу в поликлинику. Просит не называть ее имени и не снимать, но уверяет: граждане себя не берегут, работы в праздники очень много.
Не хочет говорить на камеру и пожилая прихожанка одного их храмов Уралмаша. Она, в отличие от остальных пассажиров, едет не на работу и не домой, а в церковь — на службу. Чего и всем желает.
Марафон видеопоздравлений завершим, пожалуй, очень короткой речью нашего кондуктора. Она лишь просит вас быть добрее.
С Новым годом, Екатеринбург!
Фото и видео: Сергей Логинов для 66.ru